Международный договор как источник международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня существует ряд важных проблем, которые не могут быть решёны усилиями лишь одного государства. Требуются совместные усилия всего мирового сообщества. Круг вопросов для сотрудничества расширяется, а значит, развивается и сфера международно-правового регулирования. На практике доказано, что правовая форма регулирования является наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений. Международные отношения регулируются международным правом, а оно в настоящее время является преимущественно правом договорным. Таким образом, проблемы теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международных договоров приобретают не только теоретическое, но и большее практическое значение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОДИН ИЗ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА………………………………………………….5
1.1 Понятие и виды международных договоров………………………………..8
1.2 Форма и структура международного договора……………………………11
1.3 Порядок заключения и расторжения международных договоров………..12
2.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………...……..17
2.1 Международный договор в системе права России………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

кмп1.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

6) Классификация по степени гласности:

  • явные;
  • тайные, конфиденциальные.

 

 

1.2 Форма и структура международного договора

Как уже отмечалось, международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Венские конвенции регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

К структуре договора относятся его составные части, такие, как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель и указываются стороны договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. Основная часть определяет предмет договора, права и обязанности сторон. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу, срок действия и порядок прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д., в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них[13].

Договор составляется либо на языках всех договаривающихся сторон, либо на одном или нескольких согласованных между ними языках. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций. Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках, например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база. В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила. Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы[7].

 

1.3 Порядок заключения и расторжения международных договоров

Процесс заключения международного договора – это последовательность определённых действий, стадий от проявления инициативы заключения договора до его вступления в силу. Сложность и длительность этого процесса зависит о степени стремления участников идти на уступки и компромиссы. Государства заключают международные договоры в лице высших государственных органов, установленных Конституцией и другими нормативными актами. Международные организации – через свои компетентные органы, указанные в Уставах[10].

Можно сказать, что главная стадия процесса заключения международного договора – это согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон, признания юридических обязательств. Она в свою очередь состоит из ряда стадий:

  1. Выдвижение договорной инициативы. Она может исходить от одного или нескольких государств, либо международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения;
  2. Подготовка текста договора. Согласованный текст договора вырабатывается путём переговоров. Это может происходить непосредственно на встречах или через дипломатические каналы, на международных конференциях, с помощью международных и региональных организаций, либо через специально назначенных уполномоченных представителей. Представители должны иметь соответствующие полномочия от государственного органа, от имени которого заключается данный договор. Они имеют право действовать только на основании и в пределах данных полномочий, иначе их действия не будут иметь международно-правового значения. В силу занимаемой должности не нуждаются в полномочиях главы государств, правительств и министры иностранных дел. При заключении договора стороны обмениваются полномочиями, если договор многосторонний, то создаётся специальный комитет по проверке полномочий.
  3. Принятие текста договора и установление его аутентичности – подлинности, верности. Это необходимо для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (изменению не подлежит) и подлинным документом. Предварительное принятие текста договора осуществляется путём особой процедуры голосования, парафирования и подписания.

Голосование для договоров с небольшим числом сторон, как правило, не проводится, а вместо этого применяется метод консенсуса – общего согласия (нет возражений со стороны какого-либо государства). Многосторонние договоры принимаются большинством в 2/3 голосов, либо другим квалифицированным большинством.

Парафирование – это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. После этого уполномоченные сами уже не могут вносить изменения и дополнения в договор, только правительство соответствующего государства может поставить вопрос об этом. Парафирование обычно применяется в отношении двусторонних договоров и договоров с небольшим числом участников.

Если договор не требует дальнейшей ратификации, то его подписание – это одновременно и форма принятия текста, и согласие на его обязательность. В противном случае – это лишь форма установления аутентичности текста, требует подтверждения компетентного органа государства.

  1. Согласие договаривающихся сторон на обязательность договора. Способы выражения такого согласия: подписание, обмен документами, образующими договор (нотами, либо письмами), ратификация, утверждение (принятие), присоединение к договору. При подписании государства соблюдают правила альтерната – чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства и подписи уполномоченных помещаются на почётном месте – под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи – справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке в соответствии с выбранным языком. Возможны также более сложные процедуры при принятии некоторых договоров. Они могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно на другом[11].

Обмен документами, образующими договор – это упрощённая процедура его заключения. Должностные или уполномоченные лица направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Ратификация – это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством. Договоры вступают в силу в том порядке и сроке, который оговорён в договоре. Договор может вступать в силу с даты подписания, по истечении определённого срока после подписания, либо с указанной в договоре даты, не нуждаясь в ратификации. Либо он нуждается в дополнительных процедурах и вступает в силу только после обмена документами о выполнении таких процедур. Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов. Различают "договоры-контракты" и "договоры-законы". Первые устанавливают взаимные обязательства сторон. Вторые устанавливают общие правила поведения, которые не основаны на взаимности. Типичный пример таких "договоров-законов" - договоры о правах человека.

Утверждение – эта процедура входит в компетенцию определённых национальным законодательством государственных органов, либо в компетенцию главных органов международной организации согласно её уставу. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, это осуществляется после вступления договора в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.

Действительность договора – это правомерность договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Договор считается действительным, пока не доказано иное. В Венской конвенции предусмотрены основания, по которым договор может быть признан недействительным. Недействительность может быть абсолютной и договор признан ничтожным, если согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя, либо если договор противоречит императивной норме jus cogens («неоспоримое право»), которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо. Относительная недействительность делает договор оспоримым. Ее основанием может быть явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры, ошибка при заключении договора, обман со стороны одного из участников договора, прямой или косвенный подкуп представителей в переговорах, и так далее. Положения договора, признанного недействительным, не имеют юридической силы[13].

Процедуры признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определяются в ст.65-68 Венской конвенции о праве международных договоров. В целом вопрос о времени, условиях и порядке прекращения действия договора решается сторонами и фиксируется в договоре. Срочные договоры прекращают своё действие по истечении указанного в них срока. Договор также может быть прекращён в связи с исполнением обязательств, с согласия всех договаривающихся сторон, либо в связи с его заменой – заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же участниками. Прекращение договора возможно путём денонсации и аннулирования[1].

Денонсация – это односторонний отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора.

Аннулирование – это отказ государства от договора, когда к тому есть достаточные, веские, определённые нормами международного права основания. Как и денонсация, это односторонний отказ от договора, но государство должно указать причины. Венская конвенция предусматривает следующие обстоятельства-основания для аннулирования договора: существенное нарушение договора другими участниками, невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения его объекта, либо коренное изменение обстоятельств. В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств мирного разрешения споров – переговоров, посредничества, и т.д. Либо спор передаётся в Международный суд или арбитраж.

 

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В самом общем виде формы внутригосударственной реализации норм международного права можно классифицировать по трём вариантам непосредственного применения: самостоятельное применение – без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия; совместное применение норм международных договоров и родственных норм национального законодательства; приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их несоответствии[2].

В различных правовых системах существуют различные подходы к данной проблеме. Ценностная ориентация говорит о том, что международное право содержит в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Формула «общепризнанные принципы и нормы международного права» означает, что подобные принципы и стандарты должны быть признаны самим государством, иначе они не могут считаться частью правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для государства, его органов и граждан. Многие страны признают приоритет норм международного права над национальным правом (например, Франция) при толковании норм национальных правовых систем. Другие выработали ряд общих процедур имплементации норм международного права в национальные правовые системы. В США практикуется прямое включение ратифицированных международно-правовых актов в национальные правовые системы.

Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве. Хотя процедуры имплементации международно-правовых актов определяются национальным законодательством, это не противоречит возможности непосредственного действия международно-правовых актов в правовой системе страны при выполнении принятых в государстве процедур.

Правоведение Российской Федерации сформулировало критерии имплементации международно-правовых норм в российское законодательство при признании приоритета международного права и обеспечении суверенитета государства. В международной правотворческой практике множество примеров, когда межгосударственные договоры предусматривают принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в действующие, отмену прежних законов или иных нормативных актов и т.д. В заключении хотелось бы все-таки сказать, что в практике большинства государств в случае коренного противоречия договора и закона «последнее слово» всегда остается за законом. Ведь в случае расхождения с нормой закона договорная норма не отменяет ее, а делает из нее исключение для отдельного случая. Но для всех остальных случаев законодательная норма сохраняет свою силу. Конечно, возможны ситуации, когда договорная норма делает законодательную норму неприменимой во всех случаях, но тогда речь будет идти о неприменимости нормы, но не об её недействительности или отмене. С прекращением действия договора и договорной нормы законодательная норма применяется вновь[6].

Информация о работе Международный договор как источник международного права