Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:04, реферат
Система международных отношений на современном историческом этапе является очень сложной, динамично меняется и развивается. За сравнительно небольшой срок возникло огромное количество новых элементов и действующих лиц - образовались новые государства на постсоветском пространстве, функционирует огромное количество международных межправительственных и неправительственных организаций. Кроме того, качественно и количественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Старые, тормозящие развитие формы связи (например, юридическая форма связи колония-метрополия, протекторат) постепенно вытесняются, отмирают, либо претерпевают существенные изменения.
1. Введение ……………………………………………..………………..…………3
2. Основная часть ..…………………………………...……..….…...………...….…4
2.1. Международный договор как один из источников международного права…………………………………………………………………………….…...4
2.2. Понятие и виды международных договоров …………...…………...…7
2.3. Форма и структура международного договора…………….……....…10
2.4. Порядок заключения и расторжения международных договоров .….12
2.5. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства ………………………………..…………………………….…..17
2.6. Международный договор в системе права России …………...….…...19
3. Заключение ………………………………….………….………….……….…..22
4. Список использованной литературы ……………….…………..……………..23
Процесс заключения международного договора - это последовательность определённых действий, стадий от проявления инициативы заключения договора до его вступления в силу. Сложность и длительность этого процесса зависит о степени стремления участников идти на уступки и компромиссы. Государства заключают международные договоры в лице высших государственных органов, установленных Конституцией и другими нормативными актами. Международные организации - через свои компетентные органы, указанные в Уставах.
Можно сказать, что главная стадия процесса заключения международного договора - это согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон, признания юридических обязательств. Она в свою очередь состоит из ряда подстадий:
1. Выдвижение договорной
2. Подготовка текста договора. Согласованный текст договора вырабатывается путём переговоров. Это может происходить непосредственно на встречах или через дипломатические каналы, на международных конференциях, с помощью международных и региональных организаций, либо через специально назначенных уполномоченных представителей. Представители должны иметь соответствующие полномочия от государственного органа, от имени которого заключается данный договор. Они имеют право действовать только на основании и в пределах данных полномочий, иначе их действия не будут иметь международно-правового значения. В силу занимаемой должности не нуждаются в полномочиях главы государств, правительств и министры иностранных дел. При заключении договора стороны обмениваются полномочиями, если договор многосторонний, то создаётся специальный комитет по проверке полномочий.
3. Принятие текста
договора и установление его
аутентичности - подлинности, верности.
Это необходимо для
Голосование для договоров с небольшим числом сторон, как правило, не проводится, а вместо этого применяется метод консенсуса - общего согласия (нет возражений со стороны какого-либо государства). Многосторонние договоры принимаются большинством в 2/3 голосов, либо другим квалифицированным большинством.
Парафирование - это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. После этого уполномоченные сами уже не могут вносить изменения и дополнения в договор, только правительство соответствующего государства может поставить вопрос об этом. Парафирование обычно применяется в отношении двусторонних договоров и договоров с небольшим числом участников.
Если договор не требует дальнейшей ратификации, то его подписание - это одновременно и форма принятия текста, и согласие на его обязательность. В противном случае - это лишь форма установления аутентичности текста, требует подтверждения компетентного органа государства.
4. Согласие договаривающихся
сторон на обязательность
Обмен документами, образующими договор - это упрощённая процедура его заключения. Должностные или уполномоченные лица направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
Ратификация - это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством. Договоры вступают в силу в том порядке и сроке, который оговорён в договоре. Договор может вступать в силу с даты подписания, по истечении определённого срока после подписания, либо с указанной в договоре даты, не нуждаясь в ратификации. Либо он нуждается в дополнительных процедурах и вступает в силу только после обмена документами о выполнении таких процедур. Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов. Различают "договоры-контракты" и "договоры-законы". Первые устанавливают взаимные обязательства сторон. Вторые устанавливают общие правила поведения, которые не основаны на взаимности. Типичный пример таких "договоров-законов" - договоры о правах человека.
Утверждение - эта процедура входит в компетенцию определённых национальным законодательством государственных органов, либо в компетенцию главных органов международной организации согласно её уставу. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, это осуществляется после вступления договора в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.
Действительность договора - это правомерность договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Договор считается действительным, пока не доказано иное. В Венской конвенции предусмотрены основания, по которым договор может быть признан недействительным. Недействительность может быть абсолютной и договор признан ничтожным, если согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя, либо если договор противоречит императивной норме jus cogens («неоспоримое право»), которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо. Относительная недействительность делает договор оспоримым. Её основанием может быть явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры, ошибка при заключении договора, обман со стороны одного из участников договора, прямой или косвенный подкуп представителей в переговорах, и так далее. Положения договора, признанного недействительным, не имеют юридической силы.
Процедуры признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определяются в ст.65-68 Венской конвенции о праве международных договоров. В целом вопрос о времени, условиях и порядке прекращения действия договора решается сторонами и фиксируется в договоре. Срочные договоры прекращают своё действие по истечении указанного в них срока. Договор также может быть прекращён в связи с исполнением обязательств, с согласия всех договаривающихся сторон, либо в связи с его заменой - заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же участниками. Прекращение договора возможно путём денонсации и аннулирования.
Денонсация - это односторонний отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора.
Аннулирование - это отказ государства от договора, когда к тому есть достаточные, веские, определённые нормами международного права основания. Как и денонсация, это односторонний отказ от договора, но государство должно указать причины. Венская конвенция предусматривает следующие обстоятельства-основания для аннулирования договора: существенное нарушение договора другими участниками, невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения его объекта, либо коренное изменение обстоятельств. В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств мирного разрешения споров - переговоров, посредничества, и т.д. Либо спор передаётся в Международный суд или арбитраж.
2.5. Взаимодействие международных договоров и национального законодательства.
В самом общем виде
формы внутригосударственной
В различных правовых системах существуют различные подходы к данной проблеме. Ценностная ориентация говорит о том, что международное право содержит в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Формула «общепризнанные принципы и нормы международного права» означает, что подобные принципы и стандарты должны быть признаны самим государством, иначе они не могут считаться частью правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для государства, его органов и граждан. Многие страны признают приоритет норм международного права над национальным правом (например, Франция) при толковании норм национальных правовых систем. Другие выработали ряд общих процедур имплементации норм международного права в национальные правовые системы. В США практикуется прямое включение ратифицированных международно-правовых актов в национальные правовые системы.
Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве. Хотя процедуры имплементации международно-правовых актов определяются национальным законодательством, это не противоречит возможности непосредственного действия международно-правовых актов в правовой системе страны при выполнении принятых в государстве процедур.
Правоведение Российской Федерации сформулировало критерии имплементации международно-правовых норм в российское законодательство при признании приоритета международного права и обеспечении суверенитета государства. В международной правотворческой практике множество примеров, когда межгосударственные договоры предусматривают принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в действующие, отмену прежних законов или иных нормативных актов и т.д. В заключении хотелось бы все-таки сказать, что в практике большинства государств в случае коренного противоречия договора и закона «последнее слово» всегда остается за законом. Ведь в случае расхождения с нормой закона договорная норма не отменяет ее, а делает из нее исключение для отдельного случая. Но для всех остальных случаев законодательная норма сохраняет свою силу. Конечно, возможны ситуации, когда договорная норма делает законодательную норму неприменимой во всех случаях, но тогда речь будет идти о неприменимости нормы, но не об её недействительности или отмене. С прекращением действия договора и договорной нормы законодательная норма применяется вновь.
Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права имеет специфический характер, так как после распада СССР три категории договоров считаются международными договорами РФ:
1. договоры, заключенные непосредственно РФ;
2. договоры, заключённые
СССР, вступившие в силу в период
существования СССР и
3. договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в своё время в силу и ратифицируемые уже от имени РФ.
Впервые положение о приоритете правил международного договора было включено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. Ст.7 Гражданского кодекса РФ восприняла положение основ, установив, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.
Конституция Российской Федерации 1993 г. ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы РФ. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, что приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона.
Информация о работе Международный договор как основной источник международного права