Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:38, доклад
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (англ. The Montreal Protocol on Substances That Deplete the Ozone Layer) — международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой.
В 1985 году в Вене была провозглашена концепция сохранения озонового слоя, а обязательства стран, одобривших эту концепцию, были сформулированы в международном соглашении, получившем название Венской Конвенции.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАФЕДРА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Доклад
по дисциплине «Международные организации в сфере торгово-таможенных отношений»
«Монреальский протокол»
студентки 4-го курса
кафедры таможенного дела
Бучневой Анастасии Игоревны
Минск
2012
Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (англ. The Montreal Protocol on Substances That Deplete the Ozone Layer) — международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ, которые разрушают озоновый слой.
В 1985 году в Вене была провозглашена концепция сохранения озонового слоя, а обязательства стран, одобривших эту концепцию, были сформулированы в международном соглашении, получившем название Венской Конвенции. СССР присоединился к Венской Конвенции в 1986 году. Следующий шаг был сделан в 1987 году, когда 36 стран подписали Протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, иначе называемый Монреальским протоколом. Это соглашение предусматривало замораживание на уровне 1986 года производство пяти наиболее широко применяемых ХФУ, а затем сокращение их производства на 20% к 1993 году и на 30% - к 1998 году.
Договор был подготовлен к подписанию 16 сентября 1987 года и вступил в силу 1 января 1989 года. После этого последовала первая встреча в Хельсинки в мае 1989 года. С тех пор протокол подвергался пересмотру семь раз: в 1990 (Лондон), 1991 (Найроби), 1992 (Копенгаген), 1993 (Бангкок), 1995 (Вена), 1997 (Монреаль) и 1999 (Пекин). Если страны, подписавшие протокол, будут его придерживаться и в будущем, то возможно, что озоновый слой восстановится к 2050 году. Генеральный секретарь ООН (1997—2006) Кофи Аннан сказал, что «возможно, единственным очень успешным международным соглашением можно считать Монреальский протокол».
СССР подписал Монреальский протокол в 1987 году. В 1991 году Россия, Украина и Белоруссия подтвердили свою правопреемственность этому решению. По состоянию на декабрь 2009 года 196 государств-членов ООН ратифицировали первоначальную версию Монреальского протокола. Не все страны ратифицировали каждую последующую поправку. Только 161 страна подписала Пекинскую поправку.
История проблемы
В 1973 году химики Франк Шервуд Роуланд и Марио Молина в Университете Калифорнии начали изучение воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) в атмосфере Земли. Они открыли, что молекулы ХФУ достаточно стойки в атмосфере до тех пор как поднимутся в средние слои стратосферы, где они под действием УФ-излучения диссоциируют с образованием атомарного хлора. Роуланд и Молина предположили, что эти атомы хлора могут вызвать разрушение больших количеств озона в стратосфере. Их выводы были основаны на аналогичной работе Пауля Джозефа Крутцена и Харольда Джонстоуна, которые показали, что оксид азота (II) (NO) может ускорять разрушение озона. За работу по этой проблеме в 1995 году Крутцену, Молине и Роуланду была присуждена Нобелевская премия по химии.
Известно, что стратосферный
озон практически полностью
В середине 1980-х гг. озоновый слой начал интенсивно истощаться. Причиной этому явились, по мнению нескольких ученых, некоторые галогенированные углеводороды, широко применяемые в промышленности, попадающие в атмосферу Земли. С целью международного противодействия разрушению озонового слоя был разработан Монреальский протокол. Он предусматривает для каждой группы галогенированных углеводородов определённый срок, в течение которого она должна быть снята с производства и исключена из использования.
Все страны-участники Монреальского протокола разделены на три категории. В две категории попадают страны, подписавшие соглашение, но различающиеся по уровню производства ОРВ на душу населения:
– в первой группе – страны, производящие не более 0,3 кг ОРВ на одного человека, то есть развивающиеся
страны;
– во второй группе – уровень производства ОРВ в которых превышает 0,3 кг на одного человека, то есть развитые страны;
– третью группу составляют страны, не подписавшие Монреальский протокол.
Такое деление имеет принципиальное значение, поскольку Соглашение запрещает какие-либо торговые операции с ОРВ между подписавшими и не подписавшими Протокол странами. Развивающиеся страны могут сокращать производство и потребление ОРВ медленнее, чем промышленно развитые страны. Так, развитые страны должны были прекратить производство основных ОРВ до 01.01.96, а развивающиеся страны – на десять лет позже. Развитые страны обязаны делать взносы в специальный Многосторонний фонд, который финансирует проекты в развивающихся странах по снижению негативного воздействия на озоновый слой. Для контроля за выполнением принятых решений учрежден так называемый Комитет по выполнению, который фактически является специальной инквизицией для развитых стран – сторон Монреальского протокола. Встречи участников Монреальского протокола на уровне министров проходят ежегодно. Они сопровождаются проверкой выполнения обязательств, кроме этого, на таких встречах, как правило, принимаются новые поправки к документу, повышающие обязательства сторон.
Приоритетной целью Монреальского протокола было прекращение выбросов веществ, наиболее сильно разрушающих озоновый слой, — галонов (бромсодержащих органических соединений) и хлорфторуглеродов (ХФУ). Поскольку вещества эти применялись очень широко (не только как хладоагенты, но и как вспениватели в бытовых аэрозолях и огнетушителях, пожаробезопасные растворители и т.д.) и найти им дешевую и технологичную замену было трудно, протокол разрешал временно заменять родственными веществами — гидрохлорфторуглеродами (ГХФУ) и гидрофторуглеродами (ГФУ). Согласно принятой теории, ущерб озоновому слою от применения этих реагентов значительно меньше, чем от хлорфторуглеродов, но тоже вполне ощутим, поэтому впоследствии они должны были разделить общую судьбу — сначала замораживание, а затем поэтапный вывод из обращения. Но в исходном тексте протокола не были указаны никакие сроки и объемы: предполагалось, что никто и так не будет спешить развивать производство, обреченное в скором времени исчезнуть.
На деле, однако, все получилось иначе: вступление в силу Монреальского протокола стало сигналом к бурному росту производства ГХФУ и ГФУ в развивающихся странах. В результате сегодня динамика озонразрушающих веществ в атмосфере довольно противоречива: содержание обычных фреонов в ней уменьшается примерно на 3% в год, зато содержание ГХФУ ежегодно растет на те же 3%, а ГФУ — аж на 13–17%. К тому же выяснилось, что эти вещества чрезвычайно активны как парниковые газы: эффект от одной молекулы ГФУ, известного под названием HFC23, соответствует эффекту 11 700 молекул углекислоты. В результате возникла целая отрасль, занимающаяся утилизацией ГХФУ-ГФУ за счет средств, направляемых развитыми странами на борьбу с изменением климата. В 2005 году на подобные проекты пришлось две трети общего финансирования «механизмов чистого развития» (совместных климатических проектов развитых и развивающихся стран). Получается, что «развивающиеся страны» (в том числе такие промышленные гиганты, как Индия и Китай) наращивают производство веществ, вредных и для озонового слоя, и для климата — а плата за нейтрализацию этих веществ ложится на развитые страны.
Протокол представлен в размере 20 статей.
Монреальский протокол дополнен приложениями и поправками к Монреальскому протоколу от 29 июня 1990 г.
Поправки в ближайшей и отдаленной перспективе не поддаются однозначной оценке, поскольку за регулярно принимаемыми поправками и одобряемыми решениями стоят, в первую очередь, политические амбиции отдельных стран или экономические интересы крупных компаний. Протокол непоколебимо базируется на постулате, что основная причина разрушения стратосферного озона – антропогенные хлорированные и бромированные соединения. Поэтому все аналитические исследования, проводимые в рамках Монреальского протокола и Венской Конвенции, имеют основной целью:
– определить роль выбросов тех или иных регулируемых Соглашением веществ в разрушении озонового слоя;
– просчитать краткосрочные и долгосрочные тенденции в изменении общего содержания стратосферного озона и концентрации антропогенного хлора (и брома) в зависимости от состояния выполнения сторонами Монреальского протокола своих обязательств как по основному документу, так и по поправкам к нему;
– найти экономически
и технические оправданные
Лондонская поправка
Перечень регулируемых ОРВ дополнен веществами Приложения В: группа I (галоидированные хлорфторуглероды), группа II (четыреххлористый углерод или тетрахлорметан) и группа III (метилхроформ) и веществами Приложения С (группа I) – гидрохлорфторуглероды
Полное прекращение
Копенгагенская поправка
- с 01.01.2004г. – 35% сокращение объемов потребления базового уровня;
- с 01.01.2010г. – 75% сокращение объемов потребления базового уровня;
- с 01.01.2015г. – 90% сокращение объемов потребления базового уровня;
- 01.01.2020г. – 99,5 % сокращение объемов потребления базового уровня;
- с 01.01.2030г. – полное прекращение потребления.
+ вещества Приложения С группы II – гидробромфторуглероды (ГБФУ) и приложения Е – бромистый метил.
Монреальская поправка обязывает Стороны к 01.01.2000г. создать и внедрить системы лицензирования импорта и экспорта новых, использованных, регенерированных и собранных для регенерации регулируемых веществ, перечисленных в Приложениях А, В, С и Е
Пекинская поправка запрещает Сторонам импорт/экспорт регулируемых веществ группы I приложения С из/в любое государство, которое не является Стороной настоящего Протокола.
Ускоренный график выведения веществ Приложения С группы I (ГХФУ) для Сторон, подлежащих Статье 2 Протокола (куда входит и Беларусь) из производства и потребления в 2020г. :
- к 2010г.- -75%
- к 2015г. – 90%
- допуская 0,5% на техобслуживание в период 2020-2030гг.
Республика Беларусь одной из первых ратифицировала Венскую конвенцию 1985 года по защите озонового слоя и ее Монреальский протокол, регулирующий выведение из потребления наиболее озоноопасных веществ.
Монреальский протокол подписан Республикой Беларусь 22.01.1988г., ратифицирован (принят) 31.10.1988г. и вступил в силу для Республики Беларусь 29 января 1989г.
В процессе эволюции Протокола список озоноразрушающих веществ был расширен и определены конкретные сроки поэтапного вывода их из обращения. Республика Беларусь взяла на себя обязательства по сокращению и прекращению потребления озоноразрушающих веществ и полностью их выполняет. На сегодняшний день Республика Беларусь – Сторона всех поправок к Монреальскому протоколу – Лондонской, Копенгагенской, Монреальской и Пекинской. Проводимая Минприроды политика в области охраны озонового слоя и сокращения потребления озоноразрушающих веществ позволила прекратить ввоз в страну веществ Приложений А и В с 1 января 2000г., тем самым четко выполнить взятые на себя обязательства по Лондонской поправке. Обязательства Копенгагенской, Монреальской и Пекинских поправок также успешно выполняются.
В соответствии с Решением XIX/6 Совещания Сторон Монреальского Протокола, Республика Беларусь обязана завершить ускоренный процесс поэтапного сокращения потребления ГХФУ в 2020 году, исходя из следующих этапов сокращения: к 2010 году – 75%, что составляет 12,5 МТ ОРП, к 2015 году - 90%, что составляет 5 МТ ОРП. Фактическое потребление ГХФУ в 2010 году составило 10 МТ ОРП, в 2011 – 9 МТ ОРП.
Для выполнения данных обязательств
разработана Стратегия
В настоящее время разработано и прошло внутригосударственные процедуры согласования «Соглашение о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства». Соглашение регулирует отношения, связанные с перемещением озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции по таможенной территории Таможенного союза, а также связанные с учетом озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств Сторон. Предприняты реальные шаги по информации населения о состоянии озонового слоя над страной. С 2006 года данные прогнозов УФ-индекса над территорией Республики размещаются на сайте национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы БГУ http://ozone.bsu.by/.
Мониторинг деятельности
по Венской конвенции и
1. Минприроды руководит и контролирует деятельность по охране озонового слоя.