Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 18:27, доклад
Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — это совокупность деятельностей, направленных на получение новых знаний и их практическое применение для решения конкретных задач.
Научные ресурсы мира
1 слайд. Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — это совокупность деятельностей, направленных на получение новых знаний и их практическое применение для решения конкретных задач.
2 слайд. Значение научных знаний. В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс.
Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
3 слайд. НИОКР включает в себя три основные группы деятельностей: фундаментальные исследования; прикладные исследования; опытно-конструкторские и технологические разработки. Национальные расходы на НИОКР считаются одним из ключевых показателей научно-технического развития страны.
4 слайд. На научно-технический потенциал страны, его состояние, тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
5 слайд. Важнейшие показатели, характеризующие научные ресурсы стран и групп стран:
1. доля расходов на НИОКР в ВВП.
2. доля бюджетных ассигнований (выделение денежных средств) на НИОКР в общих расходах государства.
3. численность специалистов, занятых в науке.
4. количество международных премий за выдающиеся научные достижения.
5. частота ссылок в
научных трудах на работы
6. доля наукоемкой продукции
в ВВП и промышленной
7. доля данной страны
на мировом рынке высоких
6 слайд. Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить, как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель – число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований. Наука является источником знаний для решения данных проблем. Тем не менее, узкоспециализированных исследований недостаточно. Необходим инновационный подход, охватывающий все отрасли науки и техники, в том числе, социальные, медико-санитарные и сельскохозяйственные дисциплины, а также системы традиционных знаний местного и коренного населения. Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР. Рассчитывается как общий объем государственных и частных расходов на НИОКР, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
7 слайд. Уровень национальных расходов на НИОКР — это относительная величина, которая рассчитывается как общий объем государственных и частных расходов на НИОКР в течение календарного года, включая государственные бюджеты всех уровней, бюджеты коммерческих организаций, гранты и пожертвования от частных фондов и неправительственных организаций. Уровень расходов на НИОКР выражается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель рассчитывается на основе данных национальной статистики и международных организаций.
8 слайд. Рейтинг сран мира по уровню расходов на НИОКР. В качестве источника информации выступает база данных Института статистики Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая обновляется ежегодно.
Сайт исследования: http://www.uis.unesco.org
9 слайд. Наука в России:
По данным статистики, численность исследователей и научных работников в России сокращается, уменьшается и доля исследователей в общем числе занятого и трудоспособного населения. Тем временем в большинстве стран наблюдается существенный рост по этим показателям. Доля исследователей на 1000 человек трудоспособного населения сократилась в России с 7,8 в 2000 году до 6,4 в 2008-м, а в Германии в тот же период увеличилась с 6,6 до 7,4. В 2012 году по численности персонала, занятого исследованиями и разработками, Россия многократно уступает США, но сопоставима с Германией. Противоположная динамика наблюдается в области финансирования научных исследований и разработок. Если в 2000 году ассигнования из средств государственного бюджета в России составляли 4,8 млрд долл., а в Германии — 16,8 млрд долл., то к 2010 году ассигнования в России выросли до 25,8 млрд долл., а в Германии — до 28 млрд долл. Таким образом, объем финансирования науки в нашей стране увеличился более чем в 5 раз (фактически доведен до конкурентоспособных параметров в сравнении с наиболее развитыми странами мира), а в Германии — менее чем в 2 раза (т.е. имеет место только незначительное превышение темпов инфляции).
10 слайд. Традиционное в 1990-е годы объяснение негативным тенденциям в отечественной науке, заключавшееся в разговорах об отсутствии денег, не может теперь удовлетворить людей, знакомых с реальным положением дел. Очевидно, что нужно искать системные причины. Можно продолжать рассуждать о комплексном характере накопившихся проблем (устаревшее оборудование, несовершенство законодательства, низкий уровень средних заработных плат и т.п.), но всё это легко решается при умелом руководстве и грамотной организации исследовательских процессов. Поэтому основные проблемы на современном этапе находятся в области управления наукой, включая ее прогнозирование и контроль результатов. Огромное значение имеют квалификационные характеристики людей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. Ведущие научные школы сосредоточены в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции. Такие государства, как Россия, Италия, Китай, Республика Корея, Индия, Нидерланды, Швеция, Швейцария имеют значительные достижения в отдельных областях науки и НИОКР.
Источники: