Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 08:06, реферат
Первоочередная задача DIN - активная работа с участниками по вопросам разработки стандартов на основе консенсусных соглашений, отвечающих требованиям рынка. Благодаря своим знаниям и опыту, около 26 000 экспертов вносят вклад в процесс стандартизации. По соглашению с Федеральным правительством Германии, DIN является признанным национальным органом по стандартизации, представляющим интересы Германии в европейских и международных организациях по стандартизации. 90% работ, которые ведет DIN в сфере стандартизации, носят международный характер.
В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации (DIN).
DIN (Deutsches Institut fuer Normung e. V., Немецкий институт по стандартизации) является платформой для разработки стандартов, используемых промышленностью, государством и обществом в целом. Зарегистрированная некоммерческая организация DIN работает в Берлине с 1917 года.
Первоочередная задача DIN - активная работа с участниками по вопросам разработки стандартов на основе консенсусных соглашений, отвечающих требованиям рынка. Благодаря своим знаниям и опыту, около 26 000 экспертов вносят вклад в процесс стандартизации. По соглашению с Федеральным правительством Германии, DIN является признанным национальным органом по стандартизации, представляющим интересы Германии в европейских и международных организациях по стандартизации. 90% работ, которые ведет DIN в сфере стандартизации, носят международный характер.
В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации (DIN).
Так, в 1975 г. правительство ФРГ заключило с Германским институтом стандартизации (DIN) договор о сотрудничестве, в котором DIN признавался национальной организацией по стандартизации, полномочия которой распространялись на территорию ФРГ и Западный Берлин и которая наделялась правом представлять интересы ФРГ в неправительственных международных организациях по стандартизации.
Со второй половины 1990 г. в результате воссоединения Германии и на основе специального соглашения между DIN и Управлением по стандартизации, метрологии и контролю продукции ГДР полномочия DIN были распространены и на территорию бывшей ГДР. Согласно договору от 1975 г. за DIN сохранился правовой статус частного зарегистрированного объединения. DIN, в свою очередь, обязался действовать в интересах всего общества и вносить свой вклад в устранение технических барьеров в торговле. Была подчеркнута особая роль национальных стандартов для защиты прав потребителей, в деле охраны труда, предотвращения травматизма и защиты окружающей среды.
Национальные стандарты страны наделены статусом нормативно-технических рекомендаций. Любое юридическое лицо имеет право применять или не применять стандарт DIN. Таким образом, национальные стандарты - не правовые нормы, а так называемые "общепризнанные правила техники". Однако, ни с кого не снимается ответственность за последствия того или иного действия в промышленно-экономической сфере, даже в случае применения стандарта DIN. В определенных, строго ограниченных законодательством случаях, национальные стандарты ФРГ приобретают обязательный характер. Правовой статус национальных стандартов повышается, если они действуют в сфере, на которую распространяются принятые федеральные законы. К таковым относятся, например, Закон о безопасности технических устройств, Закон об охране окружающей среды, Постановление о безопасности медицинских приборов, Закон о продуктах питания и товарах массового потребления и т.д.
Согласно договору правительство ФРГ выразило готовность поддерживать деятельность по стандартизации из средств федерального бюджета. DIN обязался представлять правительству места в своих руководящих органах. DIN должен отдавать предпочтение заявкам правительственных органов на проведение работ по стандартизации, представляющих государственный интерес. При этом устанавливаются соответствующие сроки. В случае нарушения последних DIN должен представить правительственным органам соответствующее объяснение.
Если правительство ФРГ издает постановление, то DIN обязуется привести в соответствие с ним определенные стандарты или же отменить их. Правительство и DIN взаимно информируют друг друга о всех проблемах и работах, связанных со стандартизацией и оценкой соответствия, если они имеют государственное значение. DIN обязуется способствовать выполнению всех международных соглашений и двусторонних договоров, заключенных правительством ФРГ и имеющих отношение к международной торговле, стандартизации и подтверждению соответствия. Правительство ФРГ пользуется стандартами DIN в сфере управления и при реализации правительственных закупок, а также воздействует на других официальных партнеров, чтобы они поступали аналогичным образом.
После присоединения было принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответствовать международным и европейским стандартам. С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации.
Принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации определяет основополагающий стандарт DIN 820. Главные принципы этой деятельности нашли свое выражение в следующих формулировках:
Рабочие органы – комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.
Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и делопроизводство, здравоохранение, атомная техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.
Дочерние организации DIN – издательство «Бойт», общество DIN «Программное обеспечение», Издательство нормативных документов, Немецкое общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции.
Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и импортеров промышленной продукции. Когда же вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными на основании Закона о продуктах и товарах массового потребления.
Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24 % ежегодного валового оборота, средние – 0,17 %. В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500 % на вложенный капитал.
Кроме стандартизации, DIN занимается вопросами сертификации соответствия продукции. Эта область деятельности института связана с Германским обществом по маркированию продукции (DQWK), которое создано по решению Президиума DIN и занимается организацией, управлением и надзором за системами сертификации продукции на соответствие требованиям стандартов DIN (или международных).
В международных организациях по вопросам стандартизации (ИСО/МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) специалисты DIN ведут свыше четверти секретариатов технических комитетов. Вопросами сертификации в этих организациях с Германской стороны занимается Германский совет по сертификации (DINZERT), созданный Президиумом DIN. В обязанности этого органа, кроме работы в международных организациях, входит также координация деятельности по сертификации, контролю и оценкам продукции, сертификация систем обеспечения качества в стране. В DINZERT создан банк данных о службах сертификации и сертифицированной продукции с целью обмена информации.
Деятельность DIN по информационному обеспечению ведется на базе фонда стандартов, который насчитывает более 30 тыс. стандартов и проектов стандартов. Ежегодное издание DIN – Каталог технических правил, содержащий информацию о национальных стандартах, проектах стандартов, нормативных документах других организаций, а также все законы, касающиеся технического законодательства. Большую роль в информационном обеспечении играет Информационный центр технических правил (DITR), который входит в международную информационную сеть ИСОНЕТ и выполняет функции информационного центра ВТО в Германии в соответствии с кодексом ГАТТ/ВТО по стандартизации.
В результате анализа работы национальной организации по стандартизации Германии (DIN) можно заметить что, национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются как «общепризнанные правила техники». Главной задачей DIN является разработка нормативно-технической документации (стандарты, технические условия, правила и т. п.).
В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы.
В определённых областях, таких как информационные полностью согласованные стандарты требуются далеко не всегда. В связи с этим DIN начал заниматься разработкой не только документации, имеющей статус стандарта, но и других документов — так называемых общедоступных спецификаций. Данный вид деятельности практикуется и на международном уровне.
Информация о работе Национальная организация по стандартизации Германии (DIN)