Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:52, доклад
Каждый школьник знает, что сегодня общество шагнуло в новую эру – постиндустриальную. И сегодня, пожалуй, главной производительной силой является человеческий интеллект, поскольку именно он создает инновационную экономику. С каждым днем возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг.
Выступление на V Международном
Форуме
"Инновационное развитие через рынок
интеллектуальной собственности"
Тема: Некоторые вопросы регулирования инновационных процессов на постсоветском пространстве в рамках межгосударственных союзов
Каждый школьник знает, что сегодня общество шагнуло в новую эру – постиндустриальную. И сегодня, пожалуй, главной производительной силой является человеческий интеллект, поскольку именно он создает инновационную экономику. С каждым днем возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг. Неурегулированность вопросов защиты интеллектуальной собственности в России, да и на территории всего постсоветского пространства, является важным фактором невключенности нашей страны в мировой рынок научно-технологической продукции, где уже сложилась четкая специализация разных стран; отрицательно сказывается на развитии в нашей стране науки, изобретательства, создания инновационных продуктов и услуг.
Интеграционные процессы, происходящие на постсоветском пространстве в рамках СНГ, ТС, ЕврАзЭС, Союзного государства Россия- Беларусь, формирующегося ЕЭП, породили новый вид международных общественных отношений - отношения интеллектуальной собственности, составной частью которых являются отношения по разработке и внедрению инноваций.
2.Интеграция
инновационных отношений в
1) межгосударственное научно- техническое сотрудничество;
2)межгосударственная торговля инновациями как продуктом интеллектуальной деятельности;
3) межгосударственное е регулирование инновационных отношений.
3.Говоря о последнем направлении, нужно отметить, что регулирование инновационного потенциала, как и любой творческой деятельности, ограничено, имеет свои рамки.
В тоже время очевидно, что международные организации не могут быть безучастными к инновационным процессам.
В этой связи можно выделить, по крайней мере, следующие формы такой регуляции:
1) согласование национальных стратегий в области инновационной деятельности. Это функции соответствующих органов межгосударственных союзов;
2) создание благоприятных условий для разработки и принятия инновационных решений в рамках союзнических отношений, в том числе путем инвестирования инновационной деятельности за счет ресурсов международных организаций;
3) разработка общих правил торговли и защиты инноваций, развития инновационных отношений в целом.
Таким образом, проблемы защиты интеллектуальной собственности приобретают для России едва ли не ключевое значение на пути интеграции в мировое сообщество, развития внутреннего рынка и становления новой «экономики знаний».
Отсутствие
национального коллизионного
На постсоветском
пространстве существует несколько
соглашений, которые охватывают основные
аспекты регулирования
Инновационные отношения должны стать предметом самостоятельного согласованного управления и регулирования со стороны названных межгосударственных региональных организаций.
Только в этом случае возможна самодостаточная инновационная политика и формирование эффективной национальной и региональной инновационных систем.
Главной стратегической задачей такой политики и практики должно стать формирование масштабного рынка инноваций, систематизация результатов инновационной деятельности, увеличение доли внедренных в производство патентов и числа заключаемых лицензионных соглашений, повышение уровня нематериальных активов предприятий, направленных на развитие экономики страны и региональных экономических сообществ. И ориентир здесь - "продвинутые" зарубежные фирмы, чьи неосязаемые активы достигают 90% от годового оборота.
Возникает вопрос, кто должен формировать правовую базу для возможностей инноваций?
Представляется, что основную нагрузки здесь должны нести межгосударственные парламентские структуры , устанавливая правовой режим инноваций, путем принятия соответствующих законодательных актов.
На настоящий момент такие структуры имеет лишь СНГ и Союзное государство.
В СНГ - это Межпарламентская Ассамблея, в Союзном государстве- Парламентское собрание.
В остальных межгосударственных союзах парламенты пока не созданы.
Но работа в этом направлении проводится.
И еще один немаловажный момент. При правовом регулировании инноваций мы должны принимать в расчет наше членство, впрочем как и ряда других наших партнеров, в ВТО, где выстроены отношения с регулированием и защитой интеллектуальной собственности, торговлей интеллектуальным продуктом. Основополагающим документом здесь является Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее – ТРИПС).
В целом,
главной доминирующей идеей
ТРИПС делает акцент на правоприменении: то есть мало сказать, что «права на интеллектуальную собственность защищаются в судебном порядке», но нужно обеспечить высокий стандарт такой защиты от правонарушений. В рамках ВТО будет оцениваться эффективность процедур защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность.
Поэтому правовое регулирование в рамках национальных и региональных экономических пространств, в которых участвует Россия, важно осуществлять через призму требований ВТО.
Эти положения найдут в новой редакции ГК РФ, которая находится в настоящее время на рассмотрении в Госдуме.
Важно отметить, что во всех странах постсоветского пространства существует налаженная и эффективно функционирующая система охраны и защиты интеллектуальной собственности, отвечающие требованиям мировых стандартов.
Однако, в государствах-участниках СНГ пока не решен ряд проблем, связанных с коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности, введением их в хозяйственный оборот. Так же стоит отметить не вполне сформированный рынок интеллектуальной собственности на постсоветском пространстве. Сегодня мы осознаем важность создания инструментов и механизмов защиты интеллектуальной собственности.
Решение этих проблем является важнейшей задачей, учитывая тот факт, что государства-участники СНГ планомерно осуществляют деятельность по созданию инновационного пространства Содружества.
В рамках Союзного Государства России и Белоруссии вопрос об использовании продуктов интеллектуальной собственности активно развивается. Была создана единая нормативная база по учету и эксплуатации собственности. Однако, проблемы все еще существуют. Установлено, что госзаказчики не обеспечивают регистрацию и защиту прав на результаты научно-технической деятельности, полученные в ходе реализации программ. В результате созданные объекты интеллектуальной собственности находятся в распоряжении госзаказчиков – исполнителей союзных программ на территории Белоруссии и России, что осложняет процесс их совместного использования. А это не малый пласт совместной работы. В проекте бюджета предполагается финансирование трех новых программ общим объемом финансирования в 2013 году более 1 млрд. руб., две из которых связаны с развитием новых научно-технических направлений.
Программы, связанные с научно-техническим развитием за 2012 г:
И это далеко не все наукоемкие программы, выполняемые союзным государством.
На сегодняшний день одним из основных вопросов в области создания нормативно-правовой базы регулирования интеллектуальной собственности является унификация и гармонизация национальных законодательств.
Необходимо создать методы учета, оценки и эксплуатации интеллектуальной собственности. На совместном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и комитета государственного контроля Республики Беларусь Государственный секретарь Союзного государства Г.А. Рапота указал на то, что возможность кардинально решать пополнение дохода от внедрения того продукта, который мы получили в результате реализации программ, мы можем только тогда, когда у нас будет решен вопрос с собственностью.
Вопрос с собственностью тяжелый и затянувшийся. В этом году поступило предложение о возможном пути решения данной проблемы. Суть его заключается в том, что есть два вида собственности: инфраструктурная собственность, то есть в результате программ мы создаем некие объекты, чаще всего это связано с системой безопасности, пограничного и таможенного контроля. «Второй вид собственности – создание инновационного продукта и новых технологий», - озвучил предложение Рапота. На том же заседании были указаны два возможных вида управления инновационной собственностью: либо создание некого органа Союзного государства, который будет им руководить, либо передать на национальные органы управление этой собственностью. Оба варианта имеют право на жизнь в соответствии с нашим законодательством.
Также особо стоит отметить, что очень многие наработки и практические пункты, которые были реализованы в рамках наработок Союзного государства России и Беларуси, могут стать пилотными для Таможенного союза, а самое главное – для создания единого экономического пространства и Экономического союза России, Казахстана и Белоруссии.