Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:45, контрольная работа
Европейский Суд по правам человека - уникальный наднациональный орган правосудия, ознаменовавший собой качественно новый этап гармонизации и интеграции правовых систем европейских стран. Решения Европейского Суда в настоящее время пользуются непререкаемым авторитетом для национальных властей и служат руководством в повседневной практике для законодательных, судебных и иных органов государств-членов Совета Европы. Они приобрели характер особого источника права и с каждым годом все более глубоко и непосредственно влияют на развитие национальных правовых систем, а также формирование и развитие европейского правового пространства.
Принципиально иной подход используется Судом при выяснении того, какие неправительственные организации и группы лиц и в каких случаях могут обращаться к его помощи. В соответствии с практикой Суда статусом неправительственных организаций для целей Европейской конвенции пользуются коммерческие организации и другие организации частного права и организации, не преследующие цели извлечения прибыли, вне зависимости от того, являются они юридическими лицами или нет. Все они могут обращаться в Суд по вопросам, связанным с нарушением именно им принадлежащих прав и свобод, признаваемых Конвенцией.
Заявления в Европейский Суд по правам человека должны соответствовать условиям, указанным выше. За регистрацию заявления не взимается никакой платы и не требуется, чтобы заявитель действовал через законного представителя, например, опытного адвоката (хотя это и рекомендуется). В случае необходимости Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации может оказывать консультативную помощь, но не может использоваться в качестве посредника при обращении в органы Совета Европы. Также не могут выступать посредниками государственные учреждения, Уполномоченный по правам человека в субъектах Федерации, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, правоохранительные органы, в том числе и органы прокуратуры.
Суд не принимает жалобы по телефону или по электронной почте, за исключением случаев, когда такие жалобы дублируются обычной почтой. Также нет никакой необходимости в личном посещении Страсбурга для устного изложения обстоятельств дела.
Первое заявление может быть подано в форме обычного письма на родном языке заявителя. Как правило, после получения такого письма — предварительного обращения, Секретариат высылает заявителю формуляр обращения (который надлежит вернуть не позднее восьми недель), текст Европейской Конвенции по правам человека и пояснительную записку о том, как заполнять формуляр.
Предварительное обращение прерывает течения 6-месячного срока.
Формуляр обращения — это определенная форма, выработанная Европейским Судом по правам человека. Все разделы этого формуляра составлены таким образом, чтобы после ознакомления с ним можно было составить представление о нарушении прав человека, и о том, может ли жалоба быть потенциально приемлемой.
В жалобе должны быть указаны следующие данные:
- заявитель, его
дата рождения, гражданство, пол, род
занятий и адрес
- представитель
заявителя, если таковой имеется,
его род занятий и адрес
местожительства или
- государство или
государства-участники
- краткое изложение фактов, на которых основывается жалоба;
- краткое изложение
предполагаемого нарушения
- краткое подтверждение того, что соблюдены условия "приемлемости" жалобы (исчерпание национальных средств правовой защиты и "правило шести месяцев");
- цель жалобы
и общее указание на наличие
требований о выплате
- копии любых относящихся к делу документов (судебных решений, документов из правоохранительных органов и др.), связанных с основаниями жалобы.
К заполнению формуляра следует подходить очень внимательно, так как Европейский Суд по правам человека будет рассматривать жалобу только в тех пределах, которые в ней установлены.
Заполнение формуляра во многом отличается от подготовки судебных документов внутри РФ. Прежде всего, как ни странно, возникают сложности при заполнении графы “описание фактов”. Заявитель в этом разделе должен написать о тех событиях, которые произошли в его жизни в связи с нарушением его прав, в хронологическом порядке. Основная трудность заключается в том, что заявитель должен постараться не комментировать эти события, но из-за своей эмоциональной включенности, заявителю бывает это сделать крайне сложно.
Наиболее сложным для заполнения является раздел, посвященный описанию предполагаемых нарушений, так как в этом разделе необходимо мотивировать свое обращение, используя, главным образом, практику Европейского Суда.
Остальные разделы более формальны и особых трудностей не вызывают.
Заявитель должен указать, подавал ли он жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства или урегулирования. Невыполнение вышеперечисленных требований может повлечь за собой отказ в регистрации жалобы и невозможность рассмотрении ее Судом.
Любая корреспонденция, относящаяся к жалобе направляться по следующему адресу:
The Registrar, European Court of Human Rights, Council of Europe, F-67075 STRASBOURG CEDEX, FRANCE - ФРАНЦИЯ
По получении первого письма или формуляра жалобы Секретариатом будет направлен ответ с указанием на то, что на имя заявителя заведено предварительное досье (номер которого надлежит указывать во всей последующей корреспонденции). В последующем заявителя могут попросить предоставить дополнительную информацию, документы или разъяснения по жалобе. В свою очередь, Секретариат не может предоставлять ему информацию о законодательстве Государства, на действия которого он жалуется, либо дать консультацию относительно применения и трактовки национального права.
Заявителю, в его интересах, следует проявлять внимательное отношение к переписке с Секретариатом. Любая задержка с ответом или отсутствие ответа могут быть истолкованы как не заинтересованность в продолжении разбирательства по жалобе. Заполненный формуляр жалобы должен быть отправлен в установленный срок. Если в течение года от заявителя не будет получен ответ на письма Секретариата, его досье будет уничтожено.
Если заявитель возражает против опубликования его имени, он должны сделать соответствующее заявление, изложив причины для подобного отступления от общего правила свободного доступа к информации, касающейся судебного разбирательства. Суд допускает анонимность разбирательства только в исключительных и обоснованных случаях.
Если заявитель желает обратиться в Суд через адвоката или иного представителя, он должны приложить к формуляру жалобы доверенность, уполномочивающую представителя выступать от его имени. Представитель юридического лица (ассоциации и пр.) или группы физических лиц должен подтвердить свое полномочие представлять заявителя. На стадии подачи первичной жалобы представитель заявителя (если таковой имеется) не обязательно должен быть юристом. Стоит заметить, однако, что на более поздних стадиях разбирательства представитель заявителя должен, по общему правилу, являться адвокатом, полномочным вести дела в одном из государств, ратифицировавших Конвенцию. Адвокат должен как минимум пассивно владеть одним из официальных языков Суда (английским или французским).
Суд не предоставляет юридическую помощь на оплату услуг юриста по составлению первичной жалобы. На более поздней стадии разбирательства после принятия Судом решения об информировании правительства соответствующего государства о жалобе и запроса письменных объяснений, заявитель может претендовать на получение бесплатной юридической помощи при условии, что он не в состоянии оплатить услуги юриста, и если предоставление такой помощи будет сочтено необходимым для надлежащего рассмотрения дела.
Основные стадии судопроизводства
Европейский Суд по правам человека предусматривает весьма специфическое судопроизводство, имеющего несколько стадий.
Первая – это признание приемлемости жалобы.
Вторая – урегулирование ее на уровне государства-заявителя.
Третья – непосредственное рассмотрение.
Четвертая – исполнение решения, принятого Судом.
Перед рассмотрением жалобы на предмет приемлемости Европейский Суд направляет жалобу заявителя Представителю РФ в Европейском Суде, который представляет в Суд свои возражения, касающиеся самого предполагаемого нарушения права, а также вопросов приемлемости. Целью Представителя РФ на данном этапе является не допустить рассмотрение жалобы по вопросу приемлемости в Европейском Суде, так как в этом случае жалоба не получит огласки. Как правило, это выражается в том, что правоохранительные органы РФ по собственной инициативе пересматривают гражданские и уголовные дела в порядке надзора и принимают решения, которые являются противоположными предыдущим решениям.
В случае нарушения прав человека в рамках уголовного судопроизводства приговор может быть пересмотрен и преступление может быть переквалифицировано с более тяжкого на менее тяжкое, заявитель может быть освобожден из мест лишения свободы.
Европейский Суд по правам человека, как правило, положительно относится к такому поведению государства, но, тем не менее, если государство в большей мере стремится уйти от ответственности, чем восстановить нарушенные права, Европейский Суд может вынести решение против государства.
Возражения Представителя РФ Европейский Суд направляет заявителю для представления своих возражений на позицию Представителя РФ. Это очень ответственный этап для заявителя, так как государство показало свою линию защиты и заявитель должен опровергнуть возражения Представителя РФ или, по крайней мере, показать недоброкачественность возражений Представителя РФ. Например, если обращение в Европейский Суд касается применения пыток, то заявитель может утверждать, что правоохранительные органы не провели надлежащего расследования по заявлению о применении пыток. В этом случае аргумент Представителя РФ, что через два с половиной года после применения пыток правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту причинения телесных повреждений, является не убедительным для Европейского Суда по правам человека.
Европейский Суд выносит решение на предмет приемлемости только после рассмотрения позиции Представителя РФ и заявителя. Как правило, рассмотрение на предмет приемлемости происходит без участия заявителя и представителя государства.
Условия приемлемости содержатся в ст.ст.34 и 35 Конвенции. Порог приемлемости достаточно высок - в среднем не более 10% зарегистрированных жалоб признаются приемлемыми, т.е. могут быть рассмотрены по существу.
Для решения вопроса о приемлемости жалобы назначается судья-докладчик, который обязан изучить все обстоятельства жалобы (он устанавливает контакт со сторонами, составляет досье и предпринимает дальнейшие шаги) и сделать заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом. Заключение передается в Комитет, состоящий из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом судей. Решение Комитета является немотивированным, то есть оно содержит лишь ссылку на тот критерий приемлемости, который, по мнению Комитета судей, был не соблюден.
Если же Комитет не выносит отрицательного решения по вопросу о приемлемости жалобы, она направляется для изучения в Палату из семи судей, которая вправе принять окончательное решение о приемлемости жалобы или сразу объявить ее неприемлемой. Любое возражение против приемлемости жалобы должно быть мотивировано в письменной или устной формах и при этом должно быть указано, принято ли такое решение единогласно или большинством голосов. Надо отметить, что в связи с ростом количества обращений с 1 января 2002 года вводится упрощенная процедура рассмотрения дел на предмет их приемлемости. По существующему порядку, когда жалоба приходит в Суд - она попадает к юристу той страны, на которую пришла жалоба, либо к юристу, который знает язык этой страны. Заявителю сообщаются его права, посылаются инструкции, анкета, текст Конвенции. От него ждут ответа, и затем дело регистрируется, делу присваивается регистрационный номер и оно ждет своего рассмотрения на предмет приемлемости. Естественно, главную скрипку здесь играет юрист, который готовит проект решения. Если он видит, что дело заведомо неприемлемое, он посылает письмо заявителю, в котором предупреждает его о дефектах жалобы и о причинах, по которым она может быть неприемлема. Юрист сообщает, что не может упреждать решение Суда, но советует подумать и если заявитель настаивает, просит сообщить, на каких основаниях тот настаивает на приемлемости жалобы, после того как были получены объяснения гипотетической неприемлемости жалобы. В 9 из 10 случаев гражданин, конечно, настаивает. И в таких случаях Суд теряет на эту переписку, изучение дополнительных аргументов, которые ничего не добавляют, еще шесть месяцев, год, полтора года.
Поэтому было решено с 1 января эту стадию упразднить, и если юрист и Судья-докладчик, который остается ключевой фигурой в рассмотрении дела о приемлемости, считают, что дело неприемлемо по основаниям, предусмотренным 35-ой статьей Конвенции, то предлагается комитету из трех судей, как это и было раньше, принять решение о неприемлемости жалобы.
Теперь горькую пилюлю отказа заявителю Суд будет посылать без предупреждения, что его дело неприемлемо, он будет подслащать ее тем, что подробно сообщит (как это было в прежнем письме-уведомлении) причины, по которым его жалоба неприемлема. Тем самым сократятся сроки и гражданин получит достаточно квалифицированное объяснение, почему его жалоба признана неприемлемой.
На любой стадии после признания дела приемлемым может быть достигнуто мирное урегулирование при поддержке и содействии Суда. Такое рассмотрение дела носит конфиденциальный характер. В случае дружественного урегулирования, Суд исключает дело из списка. Также он может принять решение вычеркнуть дело из списка в случаях, когда заявитель просит об этом или не проявляет интереса к продолжению разбирательства дела. В постановлении Суда дается лишь краткое изложение фактов и принятого решения.