Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:20, реферат
Сотрудничество государств-участников СНГ в области оказания правовой помощи является важной формой международного сотрудничества в правовой сфере.
Основными целями такого сотрудничества являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с уголовной преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия.
Введение…………………………….………………………………………........3
1. Общие положения о Содружестве Независимых Государств………..….4
1.1. Причины и цели создания СНГ……………………………………….……..4
1.2. Основополагающие начала СНГ………………………………………….…6
2. Решение проблем стран СНГ………………………………………………..9
2.1.Решение проблем в области гражданских, семейных и уголовных дел…..9
2.2. Решение коллизионных вопросов обязательств вследствие причинения вреда в Модельном Гражданском кодексе для государств-участников СНГ.15
Заключение……………………………………………………………………...18
Библиографический список…………………………………………………..19
План
Введение…………………………….………………………
1. Общие положения
о Содружестве Независимых
1.1. Причины и цели создания СНГ……………………………………….……..4
1.2. Основополагающие начала СНГ………
2. Решение проблем стран СНГ………………………………………………..9
2.1.Решение проблем в области
гражданских, семейных и
2.2. Решение коллизионных вопросов
обязательств вследствие
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..19
Введение
Сотрудничество государств-
Основными целями такого сотрудничества являются: обеспечение законных прав и интересов своих граждан и юридических лиц; борьба с уголовной преступностью; содействие эффективному отправлению правосудия.
Оказание международной правовой помощи осуществляется на основе специальных двусторонних и многосторонних договоров, заключаемых суверенными государствами как основными субъектами международного права.
Государства оказывают друг другу помощь по гражданским и семейным делам путем проведения процессуальных действий, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем составления, пересылки и вручения документов. Кроме того, государства предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения.
Объем помощи зависит от состояния международных связей и отношений с конкретной страной. Международные соглашения могут заключаться по всему комплексу отношений, традиционно относимому к правовой помощи или по конкретным вопросам. Кроме того, соглашения об оказании международной правовой помощи могут содержать нормы, устраняющие коллизии законодательства договаривающихся государств.
В настоящее время наблюдается тенденция к расширению сотрудничества стран СНГ по оказанию правовой помощи на основании международных договоров.
1. Общие положения
о Содружестве Независимых
1.1. Причины и цели создания СНГ
К началу 90-х годов XX века сложились новые механизмы регулирования общественных отношений, новая обстановка, способствующая интеграционным процессам.
Это новый этап развития государств. В ряде сфер интеграции стала ощущаться потребность в более тесной связи экономических и политических факторов.
Далеко не все интеграционные процессы шли гладко, без осложнений. Это проявлялось, прежде всего, в различии подходов государств-членов к определению приоритетов в политике объединений, темпов и способов её реализации.
Следует заметить, что не все страны к 90-м годам имели одинаковые возможности, отдельные государства характеризовались наличием оппозиционно настроенных кругов. И все же понимание того, что потенциал интеграции нужно использовать в большем объеме, стало преобладающим в правительственных кругах европейских стран.
Соглашение о создании
Содружества Независимых
Участники Соглашения констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Договаривающиеся Стороны образовали Содружество Независимых Государств.
В Соглашении сформулированы основные направления и принципы сотрудничества, определена сфера совместной деятельности, реализуемая на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества. Договаривающиеся
Стороны гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего СССР. Протокол к соглашению о создании СНГ2 подписан главами одиннадцати государств 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Он является составной частью подписанного 8 декабря 1991 года Соглашения о создании СНГ и определяет, что все эти одиннадцать стран на равноправных началах образуют СНГ (Грузия присоединилась к Содружеству Независимых Государств в декабре 1993 года в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ).
Понимая важность тесной интеграции во всех сферах совместной деятельности, государства — участники СНГ заявляли, в том числе во многих основополагающих документах, о стремлении к созданию единого правового поля. Эта тенденция выражается в принятии целого ряда договоров, программ и модельных законодательных актов для правового регулирования отношений между странами в различных областях.
В результате постепенно сложилась единая система правовых норм и правил (договоров, соглашений, конвенций, модельных законов), которую можно назвать правом СНГ.
1.2. Основополагающие начала СНГ
Право СНГ как совокупность норм, которые регулируют взаимоотношения между независимыми государствами, представляет собой новый нормативно-правовой массив в современном международном праве. Его значение подтверждается признанием Содружества Независимых Государств как международной межгосударственной организации, призванной выполнять координирующие функции в процессе экономической интеграции его участников, поддержании мира и безопасности в масштабе определенного региона.
Основными документами, формирующими основу правовой базы СНГ, являются Соглашение о создании Содружества Независимых Государств3 и Устав Содружества Независимых Государств4, совершенный там же 22 января 1993 г.
Практически все Соглашение о создании Содружества Независимых Государств целиком и первый раздел и преамбула Устава СНГ называют принципы и цели в соответствии с которыми будет строиться СНГ. Устав СНГ раскрывает и дает более детальное толкование данных принципов: 1. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. 2. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. 3. Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами. 4. Содружество будет стремиться обеспечить общими усилиями экономический и социальный прогресс своих народов и др.
Статья 4 Устава СНГ5 устанавливает вопросы, отнесенные к сферам совместной деятельности государств-членов:
- обеспечение прав и основных свобод человека;
- координация
- сотрудничество в
формировании и развитии
- сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
- охрана здоровья и окружающей среды;
- вопросы социальной и миграционной политики и др.
Настоящий перечень может быть дополнен по взаимному согласию государств-членов.
Раздел II Устава устанавливает правила членства в Содружестве. Государствами-учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Протокол к этому Соглашению о создании Содружества Независимых Государств к моменту принятия Устава. Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ. К Содружеству также могут быть присоединены и ассоциированные члены, желающие участвовать в отдельных видах его деятельности.
Государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении государство-член извещает письменно депозитария Устава СНГ за 12 месяцев до выхода.
Статья 10 Устава определяет
ответственность государств-
Третий раздел устава
посвящен коллективной безопасности и
военно-политическому
В вопросе предотвращения конфликтов и разрешения споров, которому посвящен IV раздел Устава СНГ, стороны договорились о том, что государства-члены будут принимать все возможные меры для предотвращения конфликтов,
В V разделе говорится о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой отраслях.
VI раздел перечисляет и регламентирует полномочия органов Содружества. Высшим органом является Совет глав государств, который собирается на заседание раз в два года. Следующим по силе органом является Совет глав правительств. Совет глав государств и Совет глав правительств создают рабочие и вспомогательные органы, как на постоянной, так и на временной основе.
В VI разделе указаны также Экономический суд и Комиссия по правам человека. Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.
Оставшиеся VII и VII разделы регулируют межпарламентское сотрудничество и финансирование органов Содружества. Межпарламентская ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. Ассамблея является органом, способствующим сближению национального законодательства в вопросах совместного ведения республик.
Раздел XI содержит заключительные положения. В статье 44 Устава СНГ говорится о том, что Устав СНГ будет зарегистрирован в соответствии с положениями Устава ООН.6 Это означает лигитимизацию данного документа и включение его в систему международного права.
2. Решение проблем стран СНГ
2.1. Решение проблем в области гражданских, семейных и уголовных дел
Основополагающим фактором в создании института правовой помощи на территории СНГ явилось заключение Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.7 Именно этот обширный и многоплановый международный документ заложил правовые основы для сотрудничества в данной сфере.
В 1997 году в Москве страны СНГ подписали Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам,8 которым внесены изменения и дополнения. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, как и сама конвенция, ратифицированы Россией соответствующими федеральными законами.
При выборе способов решения тех или иных конкретных вопросов правовой помощи Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам исходит из стремления сохранить существовавшие ранее в едином правовом пространстве близкие правовые связи, в то же время учитывая, что теперь речь идет уже о самостоятельных независимых государствах.
Факт заключения конвенции не повлияет на уже действующие международные договоры о правовой помощи, поскольку она не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются ее договаривающиеся стороны.
Структурно конвенция состоит из преамбулы и 87 статей, объединенных в 5 разделов, 3 из которых поделены на части. Цели ее заключения изложены в преамбуле. Наличие преамбулы характерно для международных договоров вообще и для соглашений об оказании межгосударственной правовой помощи в частности. В преамбуле указываются цели заключения соглашения, принципы взаимоотношений, в ней также обычно отмечается наличие дружественных отношений между государствами и желание развивать сотрудничество в дальнейшем.
Согласно положениям Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам граждане договаривающихся сторон, а также лица, проживающие на их территориях, пользуются в отношении своих личных и имущественных прав равной правовой защитой. Они имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и иные учреждения юстиции других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.
Положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам граждане относительно освобождения от уплаты и возмещения судебных и издержек, а также пользования бесплатной юридической помощью полностью соответствуют общепризнанной международной практике, в частности ст. 17 Гаагской конвенции по вопросам гражданского процесса.9
Граждане договаривающихся
государств могут на равных основаниях
требовать бесплатной выдачи выписок
о регистрации актов
Главной правовой проблемой судебных дел с иностранным элементом является проблема юрисдикции. В широком смысле юрисдикция государства означает исключительное правомочие законодательной, судебной или исполнительной власти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета государства. В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рассматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.
Информация о работе Общие положения о Содружестве Независимых Государств