Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:24, контрольная работа
Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.
1. Введение……………………………………………………………….
2. Конституционное - развитие…………………………………………
3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...
4. О конституционной реформе……………………………………….
5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы ………………….……………………...
6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..
7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..
8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..
9. Выборы и референдум…………………………………………………
9.1. Избирательное право………………………………………………
9.2. Парламентские выборы……………………………………………
9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления
9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….
9.5. Референдум…………………………………………………………
10. Государственные органы…………………………………………….
10.1. Парламент…………………………………………………………
10.2. Порядок работы Парламента………………………………………
10.3. Президент Республики……………………………………………..
10.4. Правительство (Совет министров)………………………………
10.5. Конституционный суд……………………………………………
10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….
10.7. Государственный совет…………………………………………….
10.8. Счетная палата……………………………………………………
10.9. Высший совет магистратуры………………………………………
10.10. Судебная система…………………………………………….........
11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………
11.1. Политико-территориальная организация государства…………
11.2. Областные органы власти………………………………………….
11.3. Органы местного самоуправления………………………………
12. Заключение……………………………………………………………
13. Литература……………………………………………………………
Особое место в итальянской Конституции занимают взаимоотношения между государством и Католической церковью. В значительной степени это объясняется не только католическими традициями Италии, но и тем, что на итальянской территории, в Риме, расположен Ватикан — религиозный и административный центр Католической церкви, а римский первосвященник — Папа по традиции является римским епископом.
Еще в 1929 году между итальянским Государством и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским Государством, Ватиканом (точнее Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.
При этом итальянская Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий. В окончательный текст Конституции не вошла ст. 1 Альбертинского статута, которой "католическая апостольская римская религия" объявлялась единственной государственной религией. Позднее, уже в 1984 году, эта формула была также исключена из пересмотренного текста Конкордата.
4. О конституционной реформе
С момента принятия нынешней Конституции в Италии произошла глубокая трансформация экономической и социальной структуры страны, Италия по праву закрепилась среди наиболее развитых промышленных стран мира. Значительно увеличился средний класс, который сейчас составляет более половины активного населения. Сократилась численность работающих в промышленности. Этот процесс сопровождался серьезным падением влияния в стране радикальных сил, как правого, так и левого толка. Завершился процесс социал-демократизации итальянской компартии, которая закрепилась в лагере реформистских левоцентристских сил. Эволюцию в направлении классического консерватизма проделало и неофашистское Итальянское социальное движение. По сути дела перестали существовать в прежнем виде все ведущие исторические партии послевоенной Италии — христианско-демократическая, социалистическая и коммунистическая.
С другой стороны, принятие в 1993 году нового избирательного законодательства, основанного на принципах одномандатности и частично вводившего мажоритарную систему, привело к сокращению общего числа партий, представленных в Парламенте.
Все это объективно создавало условия для проведения глубокой конституционной реформы, направленной, прежде всего, на повышение эффективности исполнительной власти и замену старой системы партократии, которая строилась на сращивании и взаимном проникновении правящих партий и государственных структур. Серьезный удар по прежней системе власти, сложившейся в "Первой Республике" нанесла крупномасштабная судебно-прокурорская операция по борьбе с государственной коррупцией, получившей название "чистые руки".
В 1994 году на парламентских выборах победил левоцентристский блок, главной политической установкой которого стало проведение глубокой конституционной реформы. Была создана специальная парламентская комиссия в составе 35 депутатов и 35 сенаторов, представляющих как правящую левоцентристскую коалицию "Оливковое дерево", так и правоцентристскую консервативную оппозицию "Полюс свободы", а также незначительную группу "Коммунистическое возрождение" и сепаратистов из "Лиги Севера".
В ноябре 1997 года комиссия одобрила законопроект "О федеральном устройстве Италии". В случае его одобрения в Парламенте предполагается внести законопроект на общенациональный референдум с тем, чтобы завершить весь процесс конституционной реформы к середине 1999 года.
Конституционная реформа предполагает полную замену части II "Устройство Республики" нынешней Конституции. В то же время вводные "Основные принципы" и часть I "Права и обязанности граждан" остаются без изменений. Тем самым полностью сохранены как социальная направленность итальянской Конституции, так и широкие конституционные гарантии соблюдения прав и свобод граждан.
Конституционная реформа в первую очередь нацелена на коренное изменение государственного устройства страны и системы ее управления. Согласно законопроекту Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна теперь становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (их, как и сейчас, 20) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступления в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области. Они, наряду с областями, в частности, могут самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза.
В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган. Однако вопросы внешней политики и безопасности остаются в ведении центральных властей.
Статьи законопроекта о федерализации страны составлены с несомненным прицелом на ускорение интеграции Италии в структуры ЕС. Решается и другая задача — новая федеральная структура призвана окончательно преодолеть историческое противостояние между промышленно развитым Севером и сравнительно отсталым Югом, а с другой стороны — смягчить сепаратистские настроения в северных областях, население которых требует большей политической и экономической самостоятельности.
Столь же принципиальный характер имеет и другое новшество - введение в Италии президентской (или, во всяком случае, полупрезидентской) формы правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. По конституционному проекту президент Италии должен быть не моложе 40 лет и избираться на шестилетний срок с возможностью одноразового переизбрания. В отличие от нынешнего положения в исключительные полномочия президента войдут внешняя политика, оборона и безопасность. Президент возглавит вновь создаваемый орган — Высший Совет по внешней политике и безопасности.
Президент назначает председателя Совета министров, однако в отличие, к примеру, от Франции, он не председательствует на заседаниях правительства. Впервые глава государства наделяется правом роспуска Палаты депутатов Парламента в случае отставки правительства. По своей инициативе он может также поставить перед Парламентом вопрос о голосовании вотума доверия правительству.
Функции и полномочия Парламента в основном остаются прежними, однако серьезно меняется порядок его формирования. Проект реформы предусматривает, в частности, сокращение числа депутатов и сенаторов, снижение возрастного ценза сенаторов с 40 до 35 лет. Верхняя палата Парламента — Сенат наполовину состоит из сенаторов, представляющих отдельные регионы.
Палата депутатов сохраняет свои законодательные функции и, в несколько сокращенном виде, полномочия по контролю за деятельностью исполнительной власти. Только Палата депутатов будет обладать правом рассматривать вопрос о внесении вотума доверия правительству. Сенат в соответствии с законопроектом такого права лишается. Однако усиливается его роль как гаранта конституционного процесса. Кроме того, именно Сенат избирает из состава Парламента членов Конституционного суда и избираемых членов Высшего Совета магистратуры. Нововведением является лишение Парламента права отказывать в доверии отдельному члену правительства.
Предусматривается серьезная реформа судебной системы.
Высший совет магистратуры — автономный самоуправляемый орган, возглавляющий независимую гильдию магистратов, разделяется на две части: Совет по вопросам судоустройства и Совет по прокурорскому надзору. Вводится особый "Суд правосудия" с функциями дисциплинарного контроля в отношении всего судейского и прокурорского корпуса.
Значительно расширяются функции Конституционного суда, а его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции, представляющие парламентское меньшинство, коммуны и провинции приобретают право прямого обращения в Конституционный суд.
5. Личные права, свободы и обязанности.
Конституционный принцип равенства
и свободы гражданина
Политическое и правовое содержание прав и обязанностей гражданина строится на признании принципа равенства и свободы как основы конституционного развития Италии. Статья 3 Конституции, в частности, гласит: "Все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом без различия пола, расы, языка, вероисповедания, политических убеждений, личного и общественного положения".
Конституционный принцип равенства находит свое выражение в таких конкретных правах, как равенство всех граждан перед законом, равное пользование личными и публичными правами, равные возможности прибегать к судебной защите своих прав, в том числе при поступлении на государственную службу, одинаковые для всех повинности и имущественные обложениия в пользу государства.
В итальянской доктрине конституционного права принцип равенства рассматривается в совокупности с принципом свободы. Считается, что принцип свободы является необходимым условием самовыражения личности. Поэтому Конституция, гарантируя всем гражданам самые широкие возможности и сферы деятельности, одновременно ограничивает вмешательство государства в наиболее ответственные и интимные области личной и социальной жизни индивидуума.
Итальянская Конституция и законодательная практика к свободам личности относят:
• Личную свободу. В соответствии со ст. 13 Конституции личность неприкосновенна. Не допускается какая-либо форма задержания, осмотра или обыска, равно как и любое другое ограничение личной свободы, иначе как на основаниях мотивированного акта судебной власти и только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Принцип личной свободы конкретизируется и в ряде других положений Конституции. Так, ст. 26 разрешает выдачу гражданина только в случаях, предусмотренных международными соглашениями. Ни в коем случае не допускается выдача за политические преступления.
• Неприкосновенность жилища. Ст. 14 Конституции устанавливает, что осмотры, обыски или наложение секвестра не могут производиться иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом, и в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личной свободы.
• Свободу и тайну переписки. Они неприкосновенны. Ограничения могут иметь место лишь в силу мотивированного акта судебной власти и с соблюдением гарантий, установленных законом.
• Каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории с ограничениями, установленными законом в целях охраны здоровья или безопасности. Однако никакие ограничения не могут быть установлены по политическим причинам.
• Свободу собраний. Граждане имеют право собираться мирно и без оружия, причем для собраний в местах, открытых для публики, предварительного уведомления не требуется. О собраниях в общественных местах необходимо уведомить власти, которые могут запретить собрание только по обоснованным мотивам безопасности и общественного порядка.
• Свободу объединений. Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в организации при условии, что цели таких организаций не запрещены отдельным лицам уголовным законом. Запрещены, однако, тайные общества и любые объединения, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера.
• Религиозные свободы. Все граждане имеют право свободно исповедовать свои религиозные верования, индивидуально или коллективно, пропагандировать их и отправлять религиозный культ частным образом или публично за исключением обрядов, противных "добрым нравам". Церковный характер, равно как религиозная или культовая цель общества либо учреждения не могут стать поводом для специальных законодательных ограничений или фискальных мер в отношении порядка их возникновения, правоспособности и любых форм деятельности.
• Свободу мысли и печати. Все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и всяким другим способом их распространения. Печать не подлежит разрешению или цензуре. Предусматривается исключительно судебный порядок осуществления каких-либо мер, связанных с ограничением свободы мысли и печати (к примеру, конфискация периодической печати).
• Свободу преподавания. Статья 33 объявляет искусство и науки свободными, равно как свободным их преподавание. Государство устанавливает общие нормы по вопросам просвещения и учреждает государственные учебные заведения всех типов и степеней. Вместе с тем также отдельные организации и частные лица имеют право учреждать школы и образовательные институты. Образование открыто для всех. Восьмилетнее (начальное) образование является бесплатным.
• Право на труд и свободу профсоюзов. Государство признает за всеми гражданами право на труд, равно как и свободу профсоюзных организаций. Право на забастовку осуществляется в рамках законов, регулирующих это право.
Информация о работе Основные черты конституционного строя Италии