Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.
Достижение поставленной цели oпределило необходимость решения следующих конкретных задач:
-исследовать особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом;
-определить правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством;
-определить виды иммунитета гoсударства;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом..5
Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством………………………………………………………………...7
Иммунитет иностранного государства и его виды. Теория ограниченного и абсолютного иммунитета………………………………14
Особенности регулирования сделок, заключаемых торговыми представительствами государств…………………………………………27
Заключение………………………………………………………………….29
Библиографический список………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по МЧП.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом..5
  2. Правовой  режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством………………………………………………………………...7
  3. Иммунитет иностранного государства и его виды. Теория ограниченного и абсолютного иммунитета………………………………14
  4. Особенности  регулирования сделок, заключаемых торговыми представительствами  государств…………………………………………27

Заключение………………………………………………………………….29

Библиографический список………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство как особый субъeкт права является полноправным участником международных частноправовых отношений, со всеми своими особенностями, преимуществами и недостатками.

Проблема государства  как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко  изученной, проработанной юристами-практиками, прокомментированной учеными-правоведами  и требует к себе еще много  внимания и даже пересмотра многих моментов, что связано с кардинальным реформированием нашего общества и  естественным устареванием взглядов советских  юристов-теоретиков, основывающихся на признании теории абсолютного иммунитета государства, плановой экономики, монополии  государства во внешнеэкономических  отношениях.

После продолжительного игнорирования  Российской Федерации как субъекта международных экономических отношений, что в известной степени было понятно по объективным причинам (распад СССР, гиперинфляция, дефолт 1998 года, перманентная смена правительств, крайняя нестабильность экономики, и т.д.), мировое сообщество постепенно пересматривает свoю политику и начинает воспринимать Россию как полноправного, платежеспособного, хотя еще и не совсем надежного партнера.

Об актуальности и огромном значении проблемы государства как  субъекта международного частного права  свидетельствует многолетняя работа Комиссии международного права ООН, направленная на кодификацию международно-правовых норм об юрисдикционных иммунитетах  государств и их собственности.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.

Достижение поставленной цели oпределило необходимость решения  следующих конкретных задач:

-исследовать особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом;

-определить правовой  режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством;

-определить виды иммунитета  гoсударства;

-проанализировать особенности  регулирования сделок, заключаемых торговыми представительствами  государств.

 Объектом исследования  выступают общественные отношения,  связанные с участием государства  в международных экономических  отношениях.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение государства как субъекта международного частного права; доктринальные  источники; судeбная практика.

В работе использованы общие  и частные методы исследования, в  том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный анализ изучаемых  явлений и результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом

В системе международных  отношений центральное место  занимает государство. Государство  в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, т.е. осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или покупает в иностранном государстве участок земли для дипломатической миссии или для иных нужд; арендует, покупает или строит дома на территории иностранного государства; фрахтует иностранное судно для перевозки своих грузов; заключает договор подряда с иностранной фирмой для строительства или реконструкции своих зданий. Государство выступает в качестве наследника, выпускает облигации на территории иностранного государства, хранит деньги в иностранных банках и т.д.

Если государство выступает  в них только в качестве одной  стороны, то эти отношения регулируются нормами не международного права, а  международного частного права. Государство  может:

– предоставлять и получать кредит (Российская Федерация может заключать как заемщик кредитные соглашения с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Кредитные соглашения и договоры могут заключать и субъекты федерации);

– использовать форму займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг (от имени Российской Федерации);

– предоставлять гарантии по займам и кредитам (Россия может заключать договоры о предоставлении государственных гарантий в России. Решение о предоставлении государственных гарантий принимается правительством РФ в порядке, определяемом федеральным законом “О правительстве Российской Федерации” и указом президента РФ от 23 июля 1997 г. “О предоставлении гарантий и поручительств по займам и кредитам”);

– заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором;

– заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего, соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь, в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;

– приобретать и арендовать за границей земельные участки;

– продавать и сдавать  в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения;

– заключать контракты  на выполнение подрядных работ для  государственных нужд;

– заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;

– от своего имени гарантировать  исполнение контрактов любого рода, заключенных юридическими лицами;

– выступать за границей в качестве наследника выморочного  имущества, оставшегося после смерти российских граждан, или в качестве наследника по завещанию.

В области имущественных  отношений государство выступает  как особый субъект права, поскольку  оно не является юридическим лицом.

Современная концепция участия  государства в гражданско-правовых отношениях, которая стала складываться в 90-е гг. В СССР, а затем в  России, получила отражение в основах гражданского законодательства 1991 г. И ГК РФ. Согласно ст. 124 ГК РФ, государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с другими участниками этих отношений. По своим гражданско-правовым обязательствам государство отвечает принадлежащим ему на праве собственности имуществом, не закрепленным за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

  1. Правовой  режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством

Для российского законодательства характерно отрицательное отношение  к выступлениям государства в  качестве непосредственного субъекта внешнеторговых сделок. Эта возможность  у государства имеется, но она  должна быть ограничена, поскольку  любой такой случай может повлечь  за собой возникновение общей  ответственности государства.

 Государственный долг  Российской Федерации обеспечивается  всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим  государственную казну.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются: объем основного долга  по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией, а субъекты РФ не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам принадлежащим  им на праве собственности имуществом. Государственные и муниципальные  юридические лица не отвечают по долгам государства и муниципальных  образований, а те, в свою очередь, не несут ответственности по обязательствам созданных ими юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных  законом.

 ГК РФ (часть первая) исходит из того, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,  Россия как государство выступает  на равных началах с иными  участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К российскому государству и к субъектам РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ).

 Ответственность государства  по его обязательствам должна  определяться его собственным  правом. Российское государство  отвечает по своим обязательствам  принадлежащим ему на праве  собственности имуществом, а также  имуществом, которое закреплено  за государственными юридическими  лицами на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления. Эти юридические лица не отвечают  по обязательствам государства,  а последнее не несет ответственности  по их обязательствам за исключением  субсидиарной ответственности. Таким  образом, имущество, не закрепленное  за государственными предприятиями,  входит в государственную казну.  Кроме этого имущества в казну  входят также средства государственного  бюджета. И именно имуществом  государственной казны Россия как государство должна отвечать по своим обязательствам.

Сделки по внешней торговле, как правило, заключаются внешнеэкономическими организациями или же непосредственно  предприятиями. С точки зрения нашего права и нашей доктрины о раздельной ответственности государства и государственных юридических лиц следует считать, что государственные внешнеторговые организации как самостоятельные юридические лица не должны пользоваться иммунитетом, предоставляемым государству.

В новых условиях хозяйственной  деятельности в России и в других государствах СНГ субъектом внешнеторговых сделок стали не только внешнеторговые организации, но и обычные государственные предприятия. При этом ни те, ни другие не могут рассматриваться как органы государства, обладающие иммунитетом.

Поскольку внешнеторговые сделки осуществляются де государством, а  через самостоятельные юридические  лица, иммунитет государства не играет существенной роли для внешнеторговой деятельности.

В тех же исключительных случаях, когда внешнеторговую сделку заключило торговое представительство' от имени государства, такая сделка должна рассматриваться как сделка, совершенная самим государством.

Торгпредство - это орган, осуществляющий за границей права РФ в области внешнеэкономической  деятельности. Положение о торговых представительствах СССР за границей было утверждено с дополнениями и  поправками законом СССР, принятым Верховным Советом СССР 3 августа 1989 г.

Торгпредство не является юридическим лицом. Права и обязанности  по его сделкам возникают непосредственно  у государства. Отсюда вытекает, что "по обязательствам торговых представительств СССР несет ответственность Советское  государство".

Положение предусматривает, что торгпредства могут совершать  от своего имени и от имени СССР сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления  возложенных на них задач, выступать  в судах в качестве истца или  представителя истца.

В качестве ответчика торгпредства могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных  торгпредствами в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении  которых СССР в международных  договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выразил согласие на подчинение торгпредства суду страны пребывания по указанным  спорам. Таким образом, статус торгпредства определяется в принципе российским правом. Это вытекает из того, что  торгпредство является органом государства, а на органы государства распространяются законы этого государства, поэтому  личным законом торгпредства является российское право.

Информация о работе Особенности правового положения государства – участника гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом