Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 13:25, реферат
Арктика – особый геополитический регион, который мало пригоден не только для экономической деятельности (особенно в её индустриальной форме), но и для самой жизни. Ведение любой промышленной деятельности в Арктике, возведение современного жилья или инфраструктурных объектов, осуществление научных наблюдений и исследований и т.д., всё это сопряжено с высокими издержками, требует повышенных капиталовложений и зачастую связано с предварительным проведением дорогостоящих НИОКР.
Регион отличают не только низкие температуры, но и сильные ветры, магнитные бури, вечная мерзлота, слабое развитие социальной и экономической инфраструктуры (транспортной, коммуникационной и социальной), редкое население.
Глава I. Правовой режим Арктики
Определение понятий «Арктика» и «арктические государства»………
1.2. Статус арктических сухопутных и морских пространств
Глава II. Значение Арктики для России
2.1. Арктическая политика России
2.2. Национальные интересы России в Арктике
Заключение
Библиографический список
Исходя из вышесказанного, в этом документе было дано определение конкретным мерам и задачам, которые необходимы для обеспечения интересов России в Арктической зоне в сфере экономики, обеспечения военной и экологической безопасности, развития информации и связи, науки и технологий. Решение основных задач России в Арктике предусматривается путём реализации стратегии развития Арктической зоны РФ, создания комплексной системы мониторинга окружающей среды и социально-экономической обстановки, подготовки нормативно-правовых актов, повышения эффективности управления. В качестве необходимых механизмов определены государственно-частное партнёрство, разработка целевых программ, финансируемых за счёт средств бюджетов разного уровня, а также схем территориального планирования, информационное со- провождение, организация мониторинга и анализа реализации государственной политики России в Арктике.
В документе намечены также этапы реализации новой стратегии России в Арктике. Предусмотрено три этапа. Главными задачами первого этапа, рассчитанного на 2008– 2010 гг., является проведение соответствующих работ для подготовки материалов, необходимых для обоснования внешней границы Арктической зоны России; а также реализация целевых программ в целях создания высокотехнологичных производственно-энергетических и рыбохозяйственных кластеров и особых экономических зон. На втором этапе в период с 2011 по 2015 г. необходимо провести международно-правовое оформление внешней границы РФ в Арктике, решить задачи структурной перестройки экономики Арктической зоны, усовершенствовать инфраструктуру и систему управления Северным морским путём для обеспечения евразийского транзита, завершить формирование информационного пространства. На третьем этапе, рассчитанном на 2016–2020 гг., должно быть обеспечено превращение Арктической зоны РФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России.
Границы внешнего континентального шельфа России ещё не получили юридического оформления. Соответствующую заявку Россия представила в ООН ещё в 2001 г., однако Комиссия ООН по шельфу потребовала от нашей страны дополнительных сведений о строении морского дна. Поэтому в настоящее время Россия предпринимает геолого-физические, гидрографические и картографические работы, необходимые для дополнительного обоснования российских претензий на арктический шельф. Было предпринято две экспедиции. В 2005 г. экспедиция изучила поднятие Менделеева, а в 2007 г. – хребет Ломоносова. Ещё одна экспедиция состоялась в 2010 г. Россия претендует на территорию в 1 млн км 2 , для того чтобы получить одобрение Комиссии, необходимо доказать, что дно на этой территории имеет континентальную природу, т.е. является продолжением континента.
2.2. Национальные интересы России в Арктике
В последнее время в федеральных СМИ возобновилось обсуждение стратегической значимости Арктики для России, как с точки зрения социально-экономического развития, так и для расширения глобального влияния страны. Акцент примерно в равной степени сделан на трех составляющих значимости Арктики: во-первых, природные богатства, прежде всего, колоссальные нефтегазовые запасы; во-вторых, привлекательность Северного морского пути, который является наиболее короткой, и в перспективе удобной транспортной артерией, связывающей Европу со странами АТР; в-третьих, военное значение Арктики, обусловленное, в том числе, потенциальными «поползновениями» других стран на интересы России в регионе. Именно в контексте внешнеполитической неопределенности и напряженности рассматриваются российские интересы в Арктике, а также создаваемые объекты инфраструктуры, которые требуют защиты, в том числе и за счет увеличения военного присутствия.
Экономические интересы России в Арктике связаны с наличием в этом регионе важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики страны в настоящее время и в еще большей степени в ближайшей перспективе. Открытые в Арктике запасы газа промышленных категорий составляют 80% общероссийских.
По данным Геологической службы США, подо льдами Арктики залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% на сухопутной территории арктических государств в пределах Северного полярного круга. Однако это далеко не всё, чем богат регион, там есть золото, медь и др. минеральные ресурсы. Истощение запасов полезных ископаемых в освоенных районах и утрата Россией в связи с распадом СССР целого ряда источников природных ресурсов объективно предопределяют необходимость расширения в будущем их добычи в арктической зоне. На севере России сосредоточено 90% никеля, 67% леса, 87% рыбы, 80% апатитов, более 95% алмазов, основные запасы золота, серебра, редкоземельных элементов25.
Российское законодательство закрепило право работы на шельфе за двумя компаниями: «Газпромом» и «Роснефтью». Для разработки месторождений на шельфе обычно создаются консорциумы, чтобы распределить риски между компаниями. Например, для разработки Штокмановского месторождения был создан консорциум из трёх компаний, две из которых зарубежные.
Россия возобновила
полёты ВВС над Арктикой в 2007
г. В августе того же года
был установлен российский
В настоящее время Северный морской путь используется в основном для перевозки грузов компаний «Нордникель», «Газпром» и «Лукойл». Значение этого пути должно повыситься, после введения в постоянную эксплуатацию Штокмановского месторождения, т.к. этим путём можно доставлять углеводороды в Китай и Корею. Как известно, этот путь почти в два раза короче, чем маршрут через Суэцкий канал. Рассматривается также вариант перевозки промышленных грузов на списанных атомных подводных лодках, переделанных в подводные грузовые суда, и в этом случае отпала бы необходимость ледокольного сопровождения. Открытие прохода по Северному морскому пути для иностранных судов может принести нашей стране значительные доходы за лоцманскую проводку, за ледокольное со- провождение, за стоянку в портах, за топливо и т.д.
В 2006 г. Министерство природных ресурсов России разработало Единую государственную стратегию изучения и освоения нефтегазового потенциала континентальных шельфов России, согласно которой развитие нефтегазовых месторождений на шельфах в морях Северного Ледовитого океана становится одним из главных приоритетов на период до 2020 г.
Велика роль Арктики и в обороноспособности России, в контроле над космическим пространством, в сдерживании военно-политического присутствия западных держав в северном геополитическом пространстве. Здесь дислоцирована значительная часть вооруженных сил России, в том числе большая часть Тихоокеанского флота – крупнейшие оперативно-стратегические объекты, являющиеся силовой основой решения задач национальной морской политики на соответствующих региональных направлениях. Важную роль для национальной безопасности играют острова Арктического региона, на которых расположены оборонные объекты, пограничные заставы, полярные гидрографические посты, научные станции и экспедиции. Оборонное значение Арктики обусловлено также тем, что в настоящее время только через арктические моря обеспечивается полностью выход в Мировой океан и открывается широкий оперативный простор для действий военно-морского флота. По Северному Ледовитому океану, дальневосточным морям на протяжении более 20 тыс. км проходит граница Российской Федерации, защита и охрана которой проводится органами пограничной службы России в сложнейших природно-климатических условиях.
Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», Россия намерена создать отдельную группировку войск в Арктике, которая призвана обеспечить безопасность российской части Северного Ледовитого океана «в различных условиях военно-политической обстановки».
По мнению министра обороны РФ С.Шойгу «В настоящее время в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности нашей страны. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности министерства обороны является развитие в этой зоне военной инфраструктуры». По его словам, для управления деятельностью войск и координации их действий по защите национальных интересов России в декабре 2014 года было сформировано межвидовое объединённое стратегическое командование Северного флота26.
Россия укрепляет свои позиции в Арктике по всем фронтам: и военно-политическому, и финансово-экономическому. Планируется расширение военной группировки в арктической зоне. Президент Владимир Путин в апреле 2014 года поручил создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу. В Мурманской области, на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Планируется усиление пограничных войск ФСБ.
К октябрю 2015 года на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны.
Необходимо отметить, что 23 марта 2015 г. создана государственная комиссия по вопросам развития Арктики27. Цель госкомиссии — организовать взаимодействие федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при решении задач, касающихся развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности. Среди задач, стоящих перед госкомиссией: обеспечение необходимого уровня научных исследований в регионе; повышение эффективности использования Северного морского пути; расширение ресурсной базы Арктической зоны; создание и поддержание необходимого боевого потенциала российских войск в регионе; улучшение качества жизни населения. Решения госкомиссии являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти.
14 апреля 2015 г. прошло первое заседание госкомиссии. Оно, как и ожидалось, было установочным. А сутевую роль Госкомиссии по развитию Арктики вице-премьер Дмитрий Рогозин, ставший ее председателем, обозначил еще накануне перед членами Морской коллегии: «Возвращаемся к вопросу о том, что у России есть в техническом и психологическом плане для освоения огромных арктических богатств». Чуть позже, комментируя масштабную проверку готовности наших Вооруженных сил к действиям в условиях Арктики, он заявил, что задача состоит не в милитаризации этого региона, а в реализации здесь экономических интересов России28.
Заключение
Анализ международно-правовых актов и национального законодательства арктических государств позволил сформулировать следующие основные выводы относительно особенностей правового статуса Арктики:
Согласно преобладающим взглядам в международно-правовой доктрине, Арктика – это часть земного сфероида, центром которой обозначен Северный географический полюс, а окраинной границей – Северный полярный круг (параллель 66°33' северной широты), включая соответствующие материковые части Европы, Азии, Америки и Северный Ледовитый океан с находящимися в нем островными образованиями.
Канада и Россия, обладающие наиболее обширными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. Согласно этой системе властные правомочия арктических стран распространяются или должны распространяться на всю площадь прилежащих к побережью каждого из них арктических секторов с вершинами в точке Северного полюса.
Сами по себе границы полярных секторов не считаются государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешает вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских пространств.
Против секторального принципа разделения Арктики выступают, прежде всего, США. Исходя из своих военно-стратегических и иных интересов, США полагают, что реализация секторального принципа всеми приарктическими государствами может существенно ограничить возможности их военно-морских сил в Арктике. США считают, что к водному пространству арктических морей, за исключением 12-мильных территориальных вод, применимы только правовые нормы, регулирующие режим открытого моря.
Арктическая зона России уже сейчас делает значительный вклад в создание её национального продукта, а в будущем этот вклад будет возрастать, поэтому в России была разработана арктическая стратегия, которая в настоящее время распланирована на среднесрочную перспективу. Арктика признаётся стратегической базой, которая в состоянии обеспечить будущее социально-экономическое развитие страны.