Политический режим, как элемент формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.
Задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Общие характеристики политического режима…………………………..7
Понятие и признаки политического режима………………………7
Классификация политических режимов…………………………….9
Соотношение политического режима с иными элементами формы государства……………………………………………………………….10
Демократические политические режимы…………………………….15
Понятие и виды демократических политических режимов…….15
Либеральный демократический режим……………………………17
Демократический режим……………………………………………….18
Недемократические политические режимы…………………………..20
Понятие и характеристика недемократических политических режимов……………………………………………………………………..20
Авторитарный политический режим………………………………..21
Тоталитарный политический режим……………………………….23
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.docx

— 63.75 Кб (Скачать файл)

При всей своей сложности  и многовекторности тоталитарный режим имеет достаточно четкий набор основных характерных черт, самых главных, отражающих суть этого режима признаков. К этим характеристикам относятся следующие:

1. Тоталитаризм  всегда испытывает очень серьезные проблемы с легитимностью власти. Тоталитарный режим никогда не устанавливается в результате свободных, честных выборов. Установлению тоталитаризма обычно предшествуют революции, государственные перевороты, мятежи, путчи, узурпация власти и т.д. Таким образом тоталитарный режим не получает мандат народа и поэтому не может считаться легитимным.

2. Происходит абсолютное  отчуждение подавляющего большинства  населения от возможности не  только формировать власть, но  и влиять на власть, контролировать  государство. В результате этого  государство получает в свое  распоряжение практически абсолютную, никем и ничем не ограниченную  власть над народом. Это приводит  ко всеобщей, тотальной бюрократизации всех процессов и отношений в обществе и жесткой регламентации их со стороны государства, полностью разрушается гражданское общество, происходит полное огосударствление не только политической сферы, не только социальных и экономических отношений, но также научных, культурных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и всех иных отношений. Власть устанавливает жесточайший контроль над литературой и искусством, насаждает в обществе новую, государственную мораль и нравственность.

3. Логичным завершением  тотального контроля государства  над страной является огосударствление  личности, превращение граждан тоталитарного  общества в государственных крепостных  или государственных рабов. Развитый тоталитаризм чаще всего устанавливает не только фактическую, но даже формально-юридическую личную зависимость граждан от государства. Тоталитарному государству это необходимо для воссоздания системы, которая позволяла бы принудительно изымать рабочую силу граждан в пользу государства методами прямого внеэкономического принуждения.

4. Для того, чтобы обеспечить такую эксплуатацию граждан, государством создастся организованная система внутреннего террора власти, против собственного народа. Чтобы обеспечить решение этой задачи ,власть нагнетает в стране атмосферу всеобщей подозрительности, недоверия, тотальной слежки граждан друг за другом, атмосферу всеобщего доносительства. Это подогревается искусственно нагнетаемой атмосферой шпиономании, поиском многочисленных внутренних и внешних врагов, создания в общественном сознании представления о якобы постоянно существующей для страны угрозы из вне, создание атмосферы осажденного лагеря, что в свою очередь требует усиления милитаризации общественной жизни, милитаризации экономики, увеличения степени ее проникновения во все общественные и государственные организации.

5. В этой ситуации  в стране фактически исчезает  правовая система. Вместо нее  создается система законодательных  актов, а также равных им  по степени важности (или даже  превосходящих их) подзаконных секретных  директив, указов и т.п., которая  отражает уже не нормы права,  а политическую волю властных  структур или даже отдельных  вождей. Применение законов не  носит универсальный характер, а  власть, не связанная никакими  нормами права, может применять  законы по своему разумению. На основе такой системы законодательства часто создаются институты внесудебной расправы государства над гражданами, создаются особые или чрезвычайные суды и т.д., которые получают право по своему усмотрению решать судьбы людей. Гражданин тоталитарного общества может быть осужден не только за то, что он совершил, но и за то, что он мог иметь намерение совершить нечто предосудительное с точки зрения власти, а также за свое социальное происхождение, имущественное состояние, идейные убеждения, родственные или дружественные связи и т.п.

6. В политической  системе тоталитарного строя  вся полнота высшей власти  концентрируется в руках вождя,  его ближайшего окружения. Практическая  реализация директив высшего  политического руководства осуществляется  партийно-государственной бюрократией,  которая в своей деятельности руководствуется не законами, а прежде всего секретными циркулярами, указами, постановлениями, решениями вышестоящих государственных и партийных инстанций. В тоталитарном государстве полностью отсутствует принцип разделения властей.

7. Для тоталитарного  режима характерно существование  одной безраздельно властвующей,  политической партии. Благодаря  жесткой системе производственно-территориального  принципа функционирования и  устройства, эта политическая партия  охватывает всю страну, пронизывает  при помощи первичных партийных  организаций все государственные  и общественные структуры, все предприятия, систему образования, здравоохранения, культуру и т.п. Создавая многочисленный партийный бюрократический аппарат и получая тотальный контроль над кадровой политикой, такая политическая партия, сращивается с государством, возвышается над ним, становится выше законов, общества, морали. Это создает идеальную среду для многочисленных злоупотреблений властью и деньгами, для создания системы всеобщей и тотальной коррумпированности. Легальная политическая оппозиция в стране отсутствует, власть опирается, на насилие или постоянную угрозу насилия. Одна из опор власти - системное оболванивание граждан, тотальное “промывания мозгов”.

8. Характерной особенностью  тоталитарного режима является  создание культа личности вождя,  раздувание этого культа до  гипертрофированных размеров, превращение  личности вождя в подобие полубога.

9. Политизация и  идеологизация всех процессов и отношений в обществе экономических, социальных ,культурных, научных, бытовых, межличностных, брачно-семейных и т.п.

10. Власть тоталитарного  режима в своей социальной  политике стремится проводить  принцип “разделяй и властвуй”.  С этой целью общество делится  на “исторически прогрессивные”  и “исторически реакционные”  классы и социальные группы, потенциально  опасны для общества. Результатом  такой социальной политики является  противопоставление одних социальных  групп другим (по национальному,  этническому, религиозному, социальному  признакам, имущественному положению  и т.п.).

11. Важнейшей характеристикой тоталитарного режима является создание и насаждение особого вида тоталитарного массового сознания. В его основе лежит отождествление, типа государственной власти и общества, полное игнорирование индивидуальных прав и свобод личности и сознательное подчинение их интересам различных типов коллектива, стремление объединить все общество вокруг некой высшей идеи, представить весь народ как некое единое коллективное целое, объединенное единой волей монолитного государства во главе с мудрым вождем и непогрешимой правящей партией, которая обладает монополией на высшею истину “в последней инстанции”. Это влечет крайнюю нетерпимость по отношению к любым формам инакомыслия, расправу с любыми носителями такого инакомыслия. Свой политический и государственный строй объявляется единственно правильным, спасителен всего человечества, которое “неразумно” противится своей интеграции в систему тоталитарных ценностей. Утверждается высокомерно-снисходительное или враждебно-подозрительное отношение ко всему иностранному вследствие самоизоляции тоталитарного общества от внешнего мира, закрытости, от мировой цивилизации.

12. Экономический  строй тоталитарного общества  опирается на всеобъемлющее господство  государственной собственности,  которая функционирует в режиме  жесткой плановой экономической  системы. Широко применяются методы прямого насилия государства по отношению к негосударственному производителю, господствует неадекватная оплата труда занятых по найму или полностью бесплатное присвоение рабочей силы государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический.

Политический режим как  способ функционирования той или  другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями  общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п.

Авторитаризм имеет сильные  и слабые стороны.  
К сильным относят сравнительно высокие способности:  
-    обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок; 
-  мобилизовать общественные ресурсы на решение определённых задач; 
-преодолевать сопротивление политических противников.  
К слабым относят:  
-ограниченность институтов политического выражения общественных интересов; 
-полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей; 
- отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола.

Самым уязвимым звеном тоталитарных режимов была их зависимость от идеологии, выступавшей их основной опорой. Падение  влияния идеологии, утрата надежд на достижение поставленных целей, борьба за власть в правящей элите рано или поздно лишают тоталитарный режим главной основы — веры масс в непогрешимость его лидеров.  

Демократические государства различны, но все они  имеют общие объединяющие черты:      

1) Народовластие - т.е. признание  народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);     

2) Правительство основано на согласии  управляемых;     

3) Правило большинства - признание  подчиненного меньшинства большинству  при уважении интересов и мнений  меньшинства;      

4) Правило меньшинства;      

5) Гарантии основных прав человека;      

6) Свободные и честные выборы;      

7) Равенство перед законом;      

8) Справедливое судопроизводство;      

9) Конституционное ограничение правительства;      

10) Социальный, экономический,  идеологический и политический  плюрализм;     

11) Ценности сотрудничества и компромисса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

   

Следующая >>

  1. Манифест Российской эгалитарной партии
  2. Концепции и определения демократии  Фененко А. В. — М.: КомКнига, 2006. 
  3. Гаджиев К.С.. Политология: Учебник для высших учебных заведений. , 2001 

 

  1. Т.В. Кашанина, Н.М. Сизикова: Учебник по праву., 2013

5)А.А. МИШИН. Конституционное (государственное) право зарубежных стран, 2008


6)Спиркин А.Г. Философия

Интернет  источники:

7)http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1208152

 – Федеральный правовой портал Тирских, М. Г.

Соотношение политического, государственного и  государственно-правового

 режимов.

8)http://all-politologija.ru/ru/totalitarizm-totalitarnij-politicheskij-rezhim

9)http://ru.wikipedia.org Тотолитаризм, демократия.

10)http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep13-01/766-a - журнал

« Современная  наука : теотия и практика»

11) http://slovari.yandex.ru- яндекс словарь.


 

 

 

 

1 Манифест Российской эгалитарной партии

Концепции и определения демократии  Фененко А. В. — М.: КомКнига, 2006. 



Информация о работе Политический режим, как элемент формы государства