Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, реферат
В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.
Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.
Понятие и виды источников международного права
В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).
Таким образом, источниками
международного права будут считаться
те формы, в которых выражены правила
поведения субъектов
Термин "источники права" обычно принято употреблять в двух значениях - материальном и формальном. Под материальными источниками понимаются материальные условия жизни общества. Формальные источники права, более всего интересующие правоведов, - это те формы, в которых находят свое выражение нормы права. Только формальные источники права являются юридической категорией и составляют предмет изучения юридических наук, в том числе международного права.
Источники международного права отличаются от источников национального права по следующим параметрам.
Во-первых, нормы международного
права устанавливаются его
Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят юридические обязательства других субъектов международного права, в то время как в национальном праве подобная ситуация встречается не так часто.
В связи с этим об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках юридических обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь об обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, кроме случаев наличия императивной нормы.
Основная проблема источников международного права заключается в неясности их перечня. Международно-правовые нормативные документы не содержат исчерпывающего перечня источников. Приблизительный перечень источников, который некоторыми учеными принимается в качестве списка источников международного права, содержится в ст. 38 Статута Международного суда ООН, которая гласит:
"Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:
a) международные конвенции,
как общие, так и специальные,
устанавливающие правила,
b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права,
признанные цивилизованными
d) с оговоркой, указанной
в статье 59, судебные решения и
доктрины наиболее
Под общими международными конвенциями
понимаются договоры, в которых участвуют
или могут участвовать все
государства и которые содержат
нормы, обязательные для всего международного
сообщества, т.е. нормы общего международного
права. К специальным относятся
договоры с ограниченным числом участников,
для которых обязательны
Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Международное право не устанавливает, однако, какой именно временной отрезок необходимо иметь в виду для формирования обычая.
Решения международных организаций, несмотря на то что они не упоминаются в ст. 38 Статута, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").
С возникновением правила поведения процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.
К судебным решениям, которые
являются вспомогательным средством,
относятся решения
Международный суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, он давал им более или менее четкие формулировки. В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.
В XIX веке труды выдающихся
ученых в области международного
права часто рассматривались
в качестве источников международного
права. В настоящее время также
нельзя исключать значение доктрины
международного права, которая в
некоторых случаях способствует
уяснению отдельных международно-
Вспомогательным средством
для определения существования
обычая являются односторонние действия
и акты государств. Они могут выступать
как доказательство признания того
или иного правила поведения
в качестве обычая. К таким односторонним
действиям и актам относятся
внутренние законодательные и другие
нормативные акты. Международные
судебные органы для подтверждения
существования обычной нормы
нередко прибегают к ссылкам
на национальное законодательство. Официальные
заявления глав государств и правительств,
других представителей, в том числе
в международных органах, а также
делегаций на международных конференциях
также могут служить
Что понимается в ст. 38 Статута
Международного суда ООН под "общими
принципами права, признанными цивилизованными
нациями", до сих пор неясно. В
теории международного права однозначного
ответа на этот вопрос нет, однако большинство
юристов-международников
Другие ученые в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, признают не основные принципы международного права, а принципы права вообще. Указанные положения являются принципами построения международного права, основными идеями, на которых базируется функционирование как международно-правовой системы, так и правовых систем отдельных государств.
Также некоторые ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".
В соответствии со ст. 94 Устава
ООН члены Организации
Доктрины наиболее квалифицированных
специалистов в области права
могут служить лишь вспомогательными
средствами для определения точного
содержания позиций субъектов
Государства и другие субъекты
международного права, согласуя свою волю
относительно международного правила
поведения, принимают решение и
о форме воплощения этого правила,
т.е. о том источнике, в котором
норма будет зафиксирована. При
этом государства свободны в выборе
формы закрепления
В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.
Статут Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.
Согласно учредительным
документам (уставам) большинства
Согласно общей теории
права под правовым актом понимается
оформленное соответствующим
Правовые акты характеризуются следующими чертами:
а) словесно-документальной формой;
б) волевым характером (фиксируют волю субъекта права);
в) могут выступать в качестве источников норм права, актов толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.
Что касается правовой природы и юридической силы регламентов международных организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников международных отношений, а регламент представляет собой односторонний акт международной организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы.
Международный договор как
источник международного права
Венская конвенция о праве
международных договоров 1969 г. определяет
договор как международное
В настоящее время нормы
международных договоров
1) создание обычных норм
является длительным процессом.
2) процедура заключения
и исполнения договоров
3) договорная форма
Эти и другие причины обусловливают
все более широкое
Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как: