Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 06:05, контрольная работа
Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению - показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности.
Введение
Права человека как отрасль международного права.
Международное сотрудничество по вопросам прав человека.
Международные стандарты прав и свобод человека.
Международный контроль за уважением прав человека.
Заключение
Список литературы
Наряду с универсальными международно-правовыми актами существует большое количество региональных соглашений и конвенций по правам человека. Наиболее важные из них — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и др. Эффективно действует Европейская конвенция. Для контроля за выполнением ее положений созданы Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека (Суд в Страсбурге).
Суд в Страсбурге является постоянно действующим Судом, компетентным решать все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколов к ней, которые могут быть переданы Суду. В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается Судом. Любая сторона — участница Конвенции может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и протоколов к ней другой стороной-участницей (ст. 33 Конвенции). Суд может получать жалобы от любого физического лица или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения стороной-участницей прав, предусмотренных Конвенцией и протоколами к ней.
Стороны — участницы Конвенции обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права (ст. 34).
Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней (ст. 47). Число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств — членов Конвенции (ст. 20). Судьи от каждого государства избираются Парламентской ассамблеей большинством поданных за них голосов из списка, включающего трех кандидатов, представленных этим государством (ст. 22). Судьи избираются сроком на 6 лет и могут быть переизбраны (ст. 23). Срок полномочий членов Суда истекает по достижении ими 70 лет (ст. 23). Расходы на содержание Суда несет Совет Европы (ст. 50).
Страны СНГ 26 мая 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных свободах человека, а для контроля за реализацией ее положений создали Комиссию по нравам человека СНГ (Положение о которой утверждено Советом глав государств 24 сентября 1995 г.). Согласно Уставу СНГ (ст. 33) данная Комиссия является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами — членами СНГ.
Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума. определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.
Именно такой смысл стандартов хорошо выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают "какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией". В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.
Можно обозначить следующие функции стандартов:
1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств — участников пактов и других конвенций;
2) формулирование главных
черт содержания каждого из
этих прав (каждой из этих свобод),
которые должны получить
3) установление обязательств
государств по признанию и
обеспечению провозглашаемых
4) фиксирование условий
пользования правами и
Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство "обязуется уважать и обеспечивать" признаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязуется "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление" признаваемых в Пакте прав.
Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выражается прежде всего в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.
Структура гл. 2 Конституции РФ, не воспроизводящая, естественно, построения пактов о правах человека, позволяет зафиксировать на национальном уровне почти все гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права (по отношению к последним трем группам в государствоведении широко используется термин "социально-экономические права").
Заметным отступлением в этом плане является отсутствие в конституционном перечне положения ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, где признается "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". Очевидно, даже с учетом нынешней ситуации уместно было бы предусмотреть такое право, тем более в контексте приведенной выше формулировки данного Пакта о постепенном полном осуществлении признаваемых в Пакте прав в максимальных пределах имеющихся ресурсов.
Следует подчеркнуть, что в международном гуманитарном праве отвергается деление прав и свобод по степени их значимости для человека. Целостный взгляд на проблему четко выражен в тексте Итогового документа Венской встречи СБСЕ 1989 г., где сказано, что все права и свободы являются существенными для свободного и полного развития личности, что все права и свободы "имеют первостепенное значение и должны полностью осуществляться всеми надлежащими способами". Эта же мысль выражена в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека 1993 г.: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием".
Такой подход важно иметь в виду потому, что в отечественной юридической литературе предпринимались попытки "ранжировать" права и свободы, выдвигая на первый план личные ("естественные") права и принижая смысл социально-экономических прав.
Согласование содержания прав и свобод на международном и национальном уровнях хорошо выражено в регламентации права на жизнь (ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 20 Конституции РФ), права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9, 10, 14,15 Пакта и ст.22, 47, 48, 49,50, 51 Конституции), права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы государства (соответственно ст. 12 и 27), права на труд (ст. 6, 7 и 8 Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 37 Конституции).
Представляет интерес сопоставление международно-правовой и конституционной оценки принудительного труда. Международно-правовые решения содержатся в Пакте о гражданских и политических правах и в ранее принятых конвенциях Международной организации труда — о принудительном труде 1930 г. и об упразднении принудительного труда 1957 г., а также в двух региональных актах — Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Согласно ч. 3 ст. 8 Пакта, "никто не может принуждаться к принудительному или обязательному труду", но здесь же дается толкование, что термином "принудительный труд" не охватываются: а) работа или служба, которую должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; Ь) служба военного характера или заменяющая ее по политическим и религиозно-этническим мотивам служба; с) служба в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; d) работа или. служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.
Конституционная норма предельно лаконична: "Принудительный труд запрещен" (ч. 2 ст. 37). Очевидно, эта формулировка может и должна применяться только с учетом разъяснений, данных в Пакте. Поэтому отсылка в будущем Трудовом кодексе к норме Пакта была бы целесообразна. В этом контексте не кажется удачным положение п. 2 ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 г.), согласно которому "принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом". Очевидна потребность в отсылке к международно-правовым нормам. В конституциях государств, ранее являвшихся союзными республиками СССР, предприняты попытки совмещения запрета с оговорками (ст. 24 Конституции Республики Казахстан, ст. 37 Конституции Республики Узбекистан, ст. 41 Конституции Республики Беларусь и др.), однако без ссылок на международную норму и с отдельными отклонениями. Идентичный международному перечень изъятий дан в. Конституции Республики Молдова (ст. 44) и в Конституции Украины (ст. 43), но без ссылок на норму Пакта.
Весьма своеобразно отношение международного гуманитарного права к праву частной собственности и к праву предпринимательской деятельности, которые зафиксированы ныне в Конституции РФ (ст. 35 и 34). Как это ни парадоксально, но Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открывающий перечень правом на труд, вообще умалчивает об этих правах, а Всеобщая декларация прав человека ограничивалась закреплением права каждого человека "владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими". Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (не в основном тексте, а в Протоколе № 1) фиксирует право каждого физического или юридического лица "беспрепятственно пользоваться своим имуществом", оговаривая возможность лишения имущества только "в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права". Признание права собственности и права предпринимательства на уровне международно-правового акта связано с Парижской хартией для новой Европы, принятой в рамках СБСЕ в ноябре 1990 г. Государства-участники подтвердили, что каждый человек имеет право "владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься предпринимательством".
Принятие государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод человека квалифицируется в пактах и конвенциях как международное обязательство государства.
Пакты и конвенции презюмируют право государства устанавливать определенные ограничения в качестве условий пользования правами и предохранительных мер против неправомерных действий пользователей. Еще Всеобщая декларация прав человека предусмотрела, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", в связи с чем оговорила возможность устанавливаемых законом ограничений при осуществлении прав и свобод. Формулировка мотива ограничений ("с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе") была перенесена с некоторыми модификациями в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10, 11, также ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции), в Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12, 18, 19, 21, 22) и в Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека (ст. 10, 11, 12, 22), причем помимо названных в Декларации факторов в ряде случаев указаны и такие, как охрана государственной безопасности, здоровья или нравственности населения. С таким подходом полностью согласована норма ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающая возможность ограничений исключительно федеральным законом.
Наряду с этим в одну из статей Пакта о гражданских и политических правах включены обращенные к государствам требования относительно запрета определенных действий, что также следует оценивать в контексте ограничительных мер. Согласно ст. 20, должны быть запрещены всякая пропаганда войны и всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. В этой связи отметим значение Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., которая содержит наряду с осуждением конкретные меры государств по запрету, пресечению и преследованию актов расовой дискриминации и ее безусловному устранению.
Эта Конвенция вместе с Конвенцией о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. оказались весьма эффективными в комплексе международных и национальных мер, обеспечивавших прогрессивные сдвиги в Южной Африке, которые завершились упразднением режима апартеида и качественными преобразованиями государственного строя в Южно-Африканской Республике.
Сегодня в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы, подписанием и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с рядом Протоколов к ней) и других европейских конвенций особую актуальность приобретают нормы этих региональных международных актов, признанных нашим государством.
Иногда говорят о "европейских стандартах" прав и свобод человека. Некоторые такого ряда специфические стандарты действительно существуют, если иметь в виду формулировки отдельных прав и особенно их гарантии, механизм их осуществления. И все же следует иметь в виду, что в своей основе действующие ныне универсальные, т. е. содержащиеся в рассмотренных международных пактах, и европейские стандарты прав и свобод человека однородны и обладают общими ценностными характеристиками.
Специфика Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод заключается в том, что ее собственный текст органически совмещается с текстами принятых в разное время протоколов к ней. Эти протоколы (в настоящее время их одиннадцать) являются в большинстве своем самостоятельными юридическими документами, публикуются в виде приложений и конвенций, но их положения рассматриваются как дополнительные статьи Конвенции, и по содержанию Конвенция и Протоколы к ней представляют собой целостный нормативный комплекс.
Так, в основном тексте Конвенции не были предусмотрены такие существенные права, как право каждого физического или юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом, право на образование, право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства в пределах территории государства и т. д. Они были включены в протоколы.
Информация о работе Права человека как отрасль международного права