Правовая основа международных воздушных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В контексте данной курсовой работы была выбрана специфика осуществления и правовое регулирование международных воздушных перевозок не случайно, так как на сегодняшний день эта сфера отношений представляет наибольший интерес на международной арене, в связи с чем все чаще заключаются двусторонние и многосторонние договоры между государствами для унификации правил осуществления международных сообщений, так как существует немало пробелов и недочетов в данной сфере, что препятствует выходу воздушных перевозок на новый, более усовершенствованный уровень развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 5
1.1 Понятие международных воздушных перевозок 5
1.2 Общая характеристика источников регулирования международных воздушных перевозок 6
ГЛАВА 2 13
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК 13
2.1 Правовая природа и сущность договора международной воздушной перевозки груза и багажа 17
2.2 Субъектный состав отношений по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа 18
2.3 Ответственность сторон по договору международной воздушной перевозки пассажира и багажа 19
ГЛАВА 3 23
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
3.1 Правовой анализ положений международно-правовых документов и национального законодательства Республики Беларусь в сфере международных воздушных перевозок 23
3.2 Актуальные проблемы международных воздушных перевозок 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему «Правовая основа международных воздушных перевозок». Янковская_1035.docx

— 89.75 Кб (Скачать файл)

Как уже говорилось в первой главе, основным источником, регулирующим правовой режим национальных полетов в Республике Беларусь, является Воздушный Кодекс. Помимо него, существуют Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1471 «Об утверждении Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь», а также Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 985 «По вопросам Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь». В рамках нашей тематики данные два документа определяют порядок организации использования воздушного пространства Республики Беларусь, а также порядок его использования в интересах граждан и экономики, обороны и безопасности государства [15, ст.1]; осуществляют государственное регулирование и управление гражданской авиации и использования части воздушного пространства Республики Беларусь, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов выполнения авиационных работ, аэродромов гражданской авиации и аэропортов, деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность [16, ст.3].

 

 

 

3.2 Актуальные проблемы международных воздушных перевозок

 

 

Во второй главе мы говорили о ряде преимуществ международных воздушных перевозок (высокая скорость доставки; возможность доставки груза в районы, где другой вид транспорта не имеет доступа; значительное сокращение пути и высокая сохранность груза при перевозке). Но как бы то ни было, имеются и существенные недостатки, которые препятствуют использованию данного вида перевозок на должном уровне.

Основной недостаток – это дорогая стоимость осуществления авиаперевозок и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов. Этот вид транспорта отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозки широкой номенклатуры грузов (при этом тарифная ставка на перевозку определенных грузов также достаточно высока помимо осуществления самой перевозки), а так же многое зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.

Итак, почему, все-таки, дорого?

Потому что ремонт и эксплуатация воздушного судна требует к себе большого внимания, а также расход авиатоплива на дальние расстояния очень высок, да и в принципе по себе является веществом не из дешевых, поэтому и стоимость перевозки груза, и стоимость пассажирского билета на самолет в разы выше, чем на другой вид транспорта.

Также, еще одной потенциальной проблемой при осуществлении международных воздушных перевозок может стать отсутствие аэропорта в стране прибытия груза, а из этого следуют дополнительные затраты на привлечение другого вида транспорта, что увеличивает стоимость всего процесса перевозки. Сюда же можно отнести и тот факт, что воздушные грузоперевозки лишены возможности доставлять товар «к порогу» заказчика. А это также влечет дополнительные затраты на другой вид транспорта (автомобиль, например).

Для того, чтобы минимизировать затраты на авиаперевозки, были введены в оборот бюджетные авиакомпании «Low-cost» - это авиакомпании, которые предлагают крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг (наличие единого пассажирского класса, отсутствие обслуживающего персонала, минимальный набор развлекательного мультимедиа и др.) [17].

Зародилась данная концепция в США, а затем получила свое распространение в Европе в конце 1990-х годов, и после уже начала завоевывать весь мировой рынок.

Итак, в мире существует множество таких бюджетных авиакомпаний, но нам было предложено рассмотреть некоторые из них, находящиеся в Европе – это Raynair и Wizzair.

Raynair – ирландская авиакомпания, является крупнейшей бюджетной авиакомпанией в Европе и второй по величине в мире, которая обслуживает свыше 1500 направлений между 181 аэропортами в 27 европейских странах, совершая более 1400 рейсов в сутки. Наиболее загруженным и прибыльным рейсом авиакомпании является маршрут Лондон — Дублин. На территории постсоветского пространства компания совершает рейсы в Ригу, Вильнюс, Каунас и Таллин [19].

Wizzair – венгерско-польская бюджетная авиакомпания, работает главным образом на рынок Центральной и Восточной Европы. По состоянию на конец 2012 года авиакомпания выполняла рейсы более чем по 250 направлениям в 29 странах и перевезла более 50 миллионов пассажиров. У компании есть базы в аэропортах  Польши, Венгрии, Азербайджана, Болгарии, Румынии, Сербии, Украины и Литвы [18].

Принцип работы данных компаний достаточно прост: они осуществляют перевозку пассажиров и багажа на менее комфортабельных условиях, нежели предлагают крупные авиакомпании, не занимающиеся «лоукостами».

В своей работе компании используют единую электронную систему продажи билетов, перевозки осуществляют на самолетах одного типа (как правило,  Airbus A320 или Boeing 737), тип  пассажирского класса обычно экономный и единый для всех пассажиров, а также самый главный принцип экономии, о котором уже упоминалось – это значительное сокращение обслуживаемой техники, отсутствие бортового персонала, что снижает стоимость самолета и уменьшает его полетный вес, а значит, и расход топлива (как мы помним, аэротопливо очень дорогое, а такой принцип работы выгоден для обеих сторон, участвующих в международной воздушной перевозке). Соответственно, перевозчик платит мало за техническое обслуживание, оснащение и топливо борта самолета, а в свою очередь пассажир оплачивает малую стоимость билета.

Из всего вышесказанного стоит сделать вывод о том, что главным достоинством low-cost перевозчиков является приемлемая цена непосредственно за перелет. Но лишь в том случае, если билет приобретается заранее и пассажир готов пожертвовать своим комфортом.

Так как вышеуказанные компании являются выходцами из стран-участниц Европейского Союза (Ирландия – с 1973г., Венгрия – с 2004г.), можно сделать вывод о том, что с со вступлением в ЕС данных стран, а так же остальных стран Восточной Европы повлияло на изменение законодательной базы ЕС в сфере транспорта, что способствовало «стиранию» внешних территориальных границ и унификации норм в сфере воздушного пространства в рамках ЕС, что, соответственно, значительно снижает ценовой диапазон за воздушные перевозки.

Что касательно Республики Беларусь, то основным трансфертом в сфере международных воздушных перевозок является РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа» (Belavia), действующая на основе Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. «Белавиа» обслуживает прямые рейсы порядка 40 пунктов назначения в самых разных странах.

Принцип работы данной компании аналогичен работе любых других авиакомпаний мира, все они нацелены на прирост пассажиропотока через свои национальные пути, тем самым увеличивая свою прибыль.

С теоретической точки зрения «Белавиа» могла бы привести свою деятельность политику low-cost, но с экономической точки зрения это нецелесообразно, так как белорусский рынок не представляет серьезного интереса для бюджетных авиакомпаний, потому что пассажиропоток очень невелик.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404 была учреждена программа развития гражданской авиации Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в которой определены цели и задачи, необходимые для осуществления на данный период:

- удовлетворение потребностей экономики республики и населения в перевозках воздушным транспортом и авиационных работ, обеспечение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности  авиационных услуг на рынке международных авиаперевозок;

- обеспечение безопасности  полетов воздушных судов и  авиационной безопасности;

- расширение объемов производства авиаперевозок на основе исследования внутреннего и международного рынка авиаперевозок;

- наращивание экспорта  услуг;

- совершенствование нормативной  правовой базы в области воздушного транспорта [21].

На сегодняшний день, «Белавиа» расширяет свои горизонты стремительными темпами. Самым высоко востребованным рейсом является рейс Минск-Москва, так как пассажиропоток на Россию постоянно увеличивается и это является экономически выгодным для Беларуси.

Помимо «Белавиа» по данному направлению рейсы осуществляют еще 3 компании: «Аэрофлот» (Россия, Москва – порт приписки – аэропорт «Шереметьево»), «S7 Airlines» (Россия – Новосибирск - бренд авиакомпании «Сибирь» - порт приписки – аэропорт «Толмачево») и «Ютэйр» (Россия – Тюмень – порт приписки – аэропорт «Рощино»).. В Москву можно улететь каждый день, причем самолеты в столицу России из Минска летают чаще, чем ездят рейсовые автобусы из белорусских агрогородков в райцентры.

Ранее ежедневно осуществлялось 5 рейсов Минск-Москва (по 3 на «Аэрофлот», и по одному на «S7 Airlines» и «Ютэйр»), но в 2012 году Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси направил в Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) и Минтранс России письмо с требованием сократить количество авиарейсов в Минск с пяти до четырех. Данное прошение было обосновано тем, компании "Белавиа" финансово невыгодно организовать еще один, пятый, рейс в день, так как средняя загруженность рейсов на Москву не превышает 55%, что приводит к убыткам компании.

Суть проблемы была в том, что российская сторона хочтела нарушить паритет и выполнять пять рейсов в день вместо четырех. Это, по мнению белорусской стороны, нарушает соглашение между правительствами Беларуси и России от 1997 года, которое предусматривает коммерческий паритет в авиасообщении между Минском и Москвой. 

Планы России увеличить число полетов белорусская сторона рассматривает как попытку получить преимущество на белорусском рынке авиаперевозок.  
В свою очередь Минтранс РФ заявил, что действующее между Россией и Беларусью соглашение о воздушном сообщении не отвечает соглашению об общеэкономическом пространстве и не соответствует нормам Таможенного союза [23].

В итоге, в ходе переговоров было достигнуто соглашение о том, что между Минском и Москвой будет по прежнему совершаться 5 ежедневных рейсов в летнее время.

Наряду с таким проблемами, как отсутствие пассажиропотока, во многих авиакомпаниях существует такая реальная проблема как утеря багажа.

Как мы уже знаем, в соответствии с Монреальской конвенцией 1999 г. именно перевозчик отвечает по всем условиям договора в случае утери, уничтожения и повреждения багажа [22, п.2, ст.17], а также в случае повреждения груза при условии, что данное событие произошло во время воздушной перевозки [22, п.1, ст.18].

Если произошла утеря багажа, следует немедленно обращаться в представительство авиационной компании, которая обслуживает рейс прибытия. Она несет ответственность за сохранность багажа пассажира, и она может компенсировать его потерю. Если в аэропорту, куда был совершен прилет, нет представительства данной авиакомпании, то нужно отправиться в офис компании, являющейся национальным перевозчиком данной страны.

В офисе необходимо предъявить авиабилет, стоимость которого влияет на вес провозимого багажа. На билете наклеен багажный купон, а затем необходимо составить акт а пропаже багажа и описать в нем все приметы.

По истечении двадцати одного дня со дня потери багажа авиакомпания должна выплатить компенсацию. Все авиационные компании пассажирам выплачивают не больше двадцати долларов за килограмм потерянного багажа. 

Если багаж испорчен, то необходимо аналогично обращаться в представительство или в офис авиакомпании, где будет оценен материальный ущерб. Размер данного ущерба определяет сама компания, и это решение обжалованию не подлежит. Как правило, крупные солидные компании, дабы избежать критики, не экономят на компенсационных выплатах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, в заключение данной курсовой работы можно подвести следующие выводы.

Международной воздушной перевозкой признается всякое воздушное сообщение, осуществляемое по перевозке пассажира, груза и багажа из одного государства в другое на основе договора международной воздушной перевозки.

Осуществляются данные перевозки на основе международных унифицированных конвенций (Варшавская конвенция 1929г., Чикагская конвенция ИКАО 1944г., Монреальская конвенция 1999г.), норм национального законодательства государств-участников перевозки, а также на двусторонних соглашениях между такими государствами, которые дают определенное разрешение на пересечение своих суверенных воздушных границ.

Вышеуказанные документы определяют порядок осуществления международных воздушных сообщений, устанавливают технические стандарты, определяют правовое положение участников международной воздушной перевозки, а также ответственность перевозчика за недобросовестное исполнение своих обязательств по договору (смерть пассажира, утеря, а также повреждение и уничтожение багажа и груза).

На сегодняшний день международные воздушные перевозки занимают одно из лидирующих позиций в сфере международных перевозок и характеризуется следующими положительными признаками:

  1. высокая скорость доставки с места отправления до места назначения;
  2. значительное сокращение пути (самолет летит фактически по прямой);
  3. возможность доставки в отдельные районы, которые недоступны для других видов транспорта;
  4. высокая сохранность грузов в пути.

Но вместе с этим существует ряд негативных моментов, которые заставляют задуматься перевозчика при выборе перевозки своего груза – международные воздушные перевозки являются очень дорогим видом транспортировки. А при перевозке пассажира есть большой шанс потерять свой багаж.

Подведя итог, следует сказать, что мы достигли всех тех целей, которые были описаны во введении: на основе анализа международных правовых документов, международной нормативно-правовой базы, а также национального законодательства Республики Беларусь изучили содержание и механизм осуществления международных воздушных перевозок, а также выявили практические аспекты данного вида деятельности.

Информация о работе Правовая основа международных воздушных перевозок