Правовая ответственность за найм нелегальной рабочей силы в государствах европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:22, статья

Краткое описание

Нелегальная миграция имеет разные лица и имена, но суть ее остается одной и той же – несанкционируемое нахождение иностранцев на территории той или иной страны ведет к невозможности обеспечить защиту прав и интересов населения государства, в том числе на национальном рынке труда. В настоящее время в странах Европейского Союза (далее – ЕС) находится порядка 3,8 млн. нелегальных мигрантов. Секторами теневого рынка труда в государствах ЕС являются строительство, сельское хозяйство, а равно рынок услуг, домашнего хозяйства, ресторанный и отельный бизнесы.

Вложенные файлы: 1 файл

Кот АА 3.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

А.А. Кот, студент 5 курса, группы ПХ–51

Учреждение образования «Барановичский государственный университет», Барановичи

 

ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАЙМ НЕЛЕГАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГОСУДАРСТВАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 

Нелегальная миграция имеет разные лица и имена, но суть ее остается одной и той же – несанкционируемое нахождение иностранцев на территории той или иной страны ведет к невозможности обеспечить защиту прав и интересов населения государства, в том числе на национальном рынке труда.

В настоящее время в странах Европейского Союза (далее – ЕС) находится порядка 3,8 млн. нелегальных мигрантов. Секторами теневого рынка труда в государствах ЕС являются строительство, сельское хозяйство, а равно рынок услуг, домашнего хозяйства, ресторанный и отельный бизнесы [2, c. 11].

Для противодействия несанкционированной  трудовой деятельности законодатели стран  ЕС установили меры гражданской, уголовной  и административной ответственности. Основной особенностью санкций по противодействию несанкционированной трудовой деятельности в законодательстве государств ЕС является их финансовый характер.

Важно отметить, что законодательные  органы государств-членов ЕС широко используют наряду с карательными санкциями такие меры административного взыскания, как лишение права участвовать в государственных и региональных программах поддержки, а также тендерах.

Начиная с 2007 года, в ЕС велась работа по созданию Директивы, направленной на предотвращение нелегального проникновения трудовой рабочей силы из третьих стран на рынок труда ЕС. 20 июня 2009 года вступила в силу Директива, предусматривающая минимальные стандарты в отношении применения санкций и мер к работодателям, нанимающим незаконно проживающих граждан третьих стран.

Согласно указанной Директиве, в обязанности работодателя входят:

1. Установление наличия вида на жительство/пребывание у граждан третьих стран до принятия данных лиц на работу;

2. Сохранение копий документов, подтверждающих наличие вида на жительство или разрешения на работу от граждан третьих стран на весь срок их занятости и предоставлять их национальным инспекциям [1, c. 9].

Государства, ратифицируя Директиву  и инкорпорируя ее в национальное законодательство, должны создать эффективную  систему наказаний и санкций  за привлечение нелегального мигранта к трудовой деятельности, а равно механизм защиты прав иностранца как третьей стороны. Государства могут установить дополнительное бремя работодателя по несению платежей по социальному, медицинскому и пенсионному обеспечению нелегального мигранта, вовлеченного в трудовую деятельность. Также на работодателя могут быть возложены расходы на депортацию нелегального мигранта в страну происхождения и/или исхода.

Инкорпорация Директивы EС и создание национального законодательства по противодействию нелегальной  миграции в странах ЕС на момент внедрения отличались в каждом государстве. Принятие Директивы EС не внесло серьезных изменений в правоприменительную практику Германии и Королевства Голландия. В Голландии Акт об экономических деликтах – содержал аналогичную конструкцию борьбы с нелегальной миграцией. В ФРГ в 2004 году Бундестаг принял Закон «О борьбе с нелегальной трудовой деятельностью». В настоящее время вопросы ответственности работодателя за найм иностранца, нелегально находящегося на территории ФРГ, разрешаются Законом «О борьбе с нелегальной трудовой деятельностью».

Ряд стран (Польша, Франция, Испания) внесли серьезные изменения в действующее национальное законодательство. Республика Польша, инкорпорируя Директиву, приняла Акт о последствиях найма на работу мигрантов, находящихся незаконно на территории Польши. На практике изменения коснулись следующих положений:

1) на работодателей возлагается обязанность проверки документов иностранцев, свидетельствующих о легальном пребывании в стране; закон предоставляет работодателю возможность истребовать подобные документы у работника до начала трудовых отношений и обязует работодателя хранить их в течение всего периода трудовой занятости иностранца;

2) Были введены новые виды правовых деликтов, в частности: вовлечение в трудовую деятельность несовершеннолетнего иностранца, находящегося в стране нелегально; вовлечение в трудовую деятельность двух и более человек и прочее.

Принятие Директивы Италией  также привело к ужесточению  штрафных санкций: за содействие в найме  нелегального работника – от 5 тыс. евро с лишением свободы от 6 месяцев до 3 лет; в случае вовлечения нелегального работника в трудовую деятельность штраф 7500 евро и 4 года [2, c. 13].

Балтийские страны (Литва и Эстония) с разным успехом лоббировали ужесточение ответственности за организацию нелегальной миграции. С 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция Уголовного кодекса Литвы с изменениями, в соответствии с которыми ст. 292 изложена в новой редакции следующего содержания: «Работодатель или его агент, вовлекшие в трудовую деятельность граждан третьих стран, нелегально находившихся на территории Литвы, или осуществившие найм пяти и более граждан третьих стран, нелегально находившихся на территории Литвы, наказываются штрафом или арестом, или лишением свободы на срок до двух лет». Юридическое лицо также может быть привлечено к ответственности за аналогичное деяние.

Таким образом, страны Европейского Союза, инкорпорировали Директиву  с учетом национальных особенностей рынка труда. Общей является тенденция  усиления ответственности за привлечение  к нелегальному труду отдельных  категорий работников – несовершеннолетних, женщин и группы лиц, не имеющих разрешение на пребывание в стране и/или разрешение на работу. Весомым элементом противодействия нелегальному найму становится персонализация ответственности руководителей предприятий, вплоть до снятия последнего с должности, а равно отстранение юридических лиц, вовлеченных в найм нелегальных мигрантов, от любых форм государственной поддержки, участия в государственных программах и закупках.

Помимо этого, законодательные органы ЕС сконструировали систему мер компенсаторной поддержки нелегальных работников, выстроенную по совокупности с санкциями в отношении, как нелегального работника, так и его работодателя.

Стратегия противодействия нелегальному найму в государствах ЕС не карательна, а четко детерминирована: последствия зависят от существа нарушения, его кратности и субъектных характеристик вовлеченных сторон. Законодательные и правоприменительные органы государств-членов ЕС заинтересованы в искоренении практики найма нелегальных мигрантов. Указанное положение обосновывается мотивами защиты интересов государства, соблюдении прозрачности экономических институтов и стабильности национального рынка труда, что обусловлено главной целью – защитой прав человека.

 

 

Список цитируемых источников

 

  1. Васильева, Л. А. Вынужденная миграция в Республике Беларусь. Теоретико-правовые и организационные аспекты / Л. А. Васильева – Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2012. – 53 с.
  2. Гулина, О. Р. Правовая ответственность за найм нелегальных мигрантов: опыт ЕС и США / О. Р. Гулина – СПб : ИПП ЕУ, 2013. – 26 с.

Информация о работе Правовая ответственность за найм нелегальной рабочей силы в государствах европейского союза