Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать характеристику правовому регулированию внешнеэкономической деятельности в России.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятие и показать особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России;
2. дать характеристику юридическим, физическим лицам, международным организациям и государству как субъектам внешнеэкономической деятельности;
3. описать законодательство, регулирующее ВЭД в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗА-ЦИИ И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ВЭД В РФ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Междунар.право.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Международное частное право»

 на тему: «правовое регулирование внешнеэкономической

деятельности в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тамбов 2013 г.

 

содержание

 

Введение

 

Углубление рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.

Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование  нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД,  усиление экспортного и валютного контроля.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в России связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Государственное регулирование  ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность в России.

Предмет исследования –  правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности в России.

Цель работы – дать характеристику правовому регулированию внешнеэкономической деятельности в России.

Задачи исследования:

1. раскрыть понятие и показать особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

2. дать характеристику юридическим, физическим лицам, международным организациям и государству как субъектам внешнеэкономической деятельности;

3. описать законодательство, регулирующее ВЭД в РФ.

Методы исследования – анализ, синтез.

Источниковая база – международные и российские нормативно-правовые акты, юридическая учебная литература и периодические издания.

 

1 Понятие  и правовое регулирование 

внешнеэкономической деятельности

 

Интеграция России в  мировое хозяйство невозможна без  развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование внешнеэкономической  деятельности – это совокупность нормативных актов, в рамках и  на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

-международными правилами  и нормами, подписанными Российской  Федерацией, международными договорами  России с другими странами;

-национальным законодательством  по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух аспектах: как вид предпринимательской деятельности и как вид межгосударственного сотрудничества.

Определение ВЭД дается в ФЗ «Об экспортном контроле». Внешнеэкономическая деятельность это – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Из этого определения  можно выделить следующие признаки внешнеэкономической деятельности – ее предпринимательский и внешний характер.

С точки зрения права  внешнеэкономической деятельности внешний характер отношения определяется следующим образом. Можно выделить два фактора: первый - характеристика субъектного состава участников правоотношения; второй - «география» перехода прав на имущество, передаваемое по сделке.

С точки зрения характеристики субъектного состава нужно констатировать, что отношение является внешнеэкономическим, если в нем принимает участие хотя бы один резидент и хотя бы один нерезидент (что, в принципе, соответствует концепции третьей части ГК РФ, поскольку налоговое, валютное законодательство понимает под нерезидентами иностранные лица, в том числе их филиалы в России).

Стоит учитывать, что  ряд международных договоров, применяемых  к международной торговле, по-иному определяет необходимый субъектный состав. В частности, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи (Вена, 1980 год) так раскрывает этот признак: договор купли-продажи считается имеющим международный характер, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей. То есть филиал иностранной компании в России, являющийся по нашему законодательству нерезидентом, не будет считаться «коммерческим предприятием, находящимся за рубежом», и с точки зрения этой Конвенции договор купли-продажи, заключенный российским предпринимателем с таким филиалом, не считается международным. Стоит, однако, учитывать, что такое иное определение в ряде международных договоров необходимого субъектного состава внешнеэкономических отношений не влияет на данное выше описание признака субъектного состава. Это связано с тем, что подобные международные договоры через сужение субъектного состава участников соответствующих отношений лишь очерчивают ту сферу международного бизнеса, к которой они должны будут применяться, и не регламентируют само понятие внешнеэкономической деятельности, определяемое национальным законодательством.

2. Второй фактор заключается  в том, что деятельность участников  отношения должна быть направлена на перемещение через таможенную границу Российской Федерации определенного имущества.

Так, законодательство связывает  с внешней деятельностью осуществление операций по экспорту и импорту. Согласно статье 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: экспорт - вывоз с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе, импорт - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Стоит особо подчеркнуть, что закон не связывает ни импорт, ни экспорт с субъектным составом участников отношений, а только с фактом пересечения границы.

В зависимости от того, что является объектом внешнеэкономической деятельности, необходимо выделить следующие формы осуществления внешнеэкономической деятельности:

  1. Внешнеторговая деятельность в узком смысле, т.е. деятельность по экспорту и импорту товаров, а также иным операциям по перемещению товаров и передаче имущественных прав;
  2. Внешняя торговля услугами и выполнение работ;
  3. Инвестиционная деятельность, или перемещение капиталов, т.е. вложение имущества в осуществление предпринимательской деятельности за рубежом;
  4. Научно-техническое сотрудничество (перемещение объектов интеллектуальной собственности) – договоры о создании и/или передаче объектов интеллектуальной собственности, лицензионные договоры, научно-техническое сотрудничество (включая франчайзинг).

 

2 Юридические, физические лица,

международные организации и государство

как субъекты внешнеэкономической деятельности

 

Вопрос о субъектах, в принципе, изучается во всех фундаментальных дисциплинах, таких как гражданское, административное право и так далее. Поэтому, остановимся на нем достаточно кратко. Как мы уже видели, в отношения по осуществлению внешнеэкономической деятельности вовлечены две группы субъектов:

1. Частные субъекты, которые непосредственно осуществляют внешнеэкономическую деятельность;

2.Субъекты публичного права, которые преимущественно эту деятельность регулируют.

Первая группа субъектов  представляет собой зарегистрированные в установленном порядке юридические лица, индивидуальных предпринимателей, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но в правоспособность которых согласно иностранному законодательству входит правомочие на занятие предпринимательской деятельностью. Все эти субъекты делятся на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – юридические лица, которые созданы (имеют место государственной регистрации) на территории Российской Федерации, независимо от того, принадлежат они российским или иностранным собственникам. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица, которое выдается регистрирующим органом. Специальное законодательство, в частности: о валютном регулировании, налоговое, рассматривает также в качестве резидентов филиалы и представительства российских организаций, находящиеся за рубежом. Строго говоря, они не являются самостоятельными субъектами правоотношений, в том числе и по поводу международного обмена товарами, работами и услугами. Однако, указание в законе, что такие филиалы и представительства являются резидентами, связано с избеганием недоразумений, которые могли бы возникнуть при толковании соответствующих нормативных актов.

Физические лица, имеющие постоянное место жительство на территории Российской Федерации (не обязательно граждане России), в том числе временно находящиеся на территории иностранных государств. Постоянное проживание означает проживание в России 182 дня и более, однако, на практике этот факт доказать затруднительно. По общему правилу таким доказательством будет отметка о государственной регистрации по постоянному месту жительства на территории России. Однако с этим возникнут проблемы, если такая отметка отсутствует. В частности, у лица может и не быть постоянного места жительства по какому либо конкретному адресу в России и т.д. В отношении проживания за рубежом (для доказывания нерезидентного статуса), как правило, достаточно предъявления доказательств наличия жилья за пределами России.

Нерезиденты – все остальные субъекты правоотношений, а именно:

а) физические лица, имеющие  постоянное местожительство за пределами  Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;

г) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в пунктах «б» и «в».

При осуществлении внешнеэкономической деятельности имеет большое значение вопрос об идентификации иностранного контрагента и установлении его правоспособности.

Иностранные юридические лица и организации, не признаваемые иностранным правом юридическими лицами, но обладающие гражданской правоспособностью вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России, если они обладают таким правомочием в соответствии с законодательством страны – происхождения. Это вытекает из положений статьи 1202 и 1203 ГК РФ.

Согласно статье 1201 ГК РФ иностранное физическое лицо или лицо без гражданства вправе заниматься предпринимательской деятельностью в России в качестве индивидуального предпринимателя, если такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в стране места жительства. Если регистрация в этой стране не требуется, но предприниматель осуществляет основную часть бизнеса в России, он должен зарегистрироваться в установленном для российских граждан порядке.

Деятельность иностранных юридических лиц на территории РФ может осуществляться или непосредственно головной организацией, или путем открытия представительств или филиалов. Филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, но налоговое законодательство признает филиалы иностранных юридических лиц на территории РФ российскими налоговыми резидентами. В соответствии со ст.22 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 №160-ФЗ филиалы иностранных юридических лиц в РФ вправе осуществлять свою деятельность только с момента его аккредитации.

Международные организации. Они, конечно же, также участвуют и в частноправовых отношениях для хозяйственного обеспечения своей деятельности, а так как они не принадлежат никакому государству, то всякая их сделка будет носить внешний характер. Но для нашего предмета более интересна роль некоторых международных организаций в регулировании ВЭД. Наибольшее значение в этом отношении имеет ВТО, в которую пытается вступить Россия. Вступление в эту организацию означает снятие многих ограничений, установленных в отношении российских товаров в других странах. В то же время и РФ должна будет открыть свои рынки для иностранных товаров, что может повлечь коллапс отдельных отраслей российской экономики. Отсюда – длительные переговоры, направленные на минимизацию потерь российской экономики от вступления РФ в ВТО.

Информация о работе Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России