Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:48, контрольная работа
Краткое описание
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов, как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 Правовое регулирование иностранных инвестиций……………………..4 Правовые гарантии иностранных инвесторов в РФ……………………12 Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики…………………………………………………………………15 Заключение………………………………………………………………..19 Список использованной литературы…………………………………….21
Правовое регулирование
иностранных инвестиций на территории
Российской Федерации
Контрольная
работа
по дисциплине «Международное
частное право»
Студентки 4 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Псков
2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Правовое регулирование иностранных
инвестиций……………………..4
Правовые гарантии иностранных
инвесторов в РФ……………………12
Допуск иностранных инвесторов
в стратегические отрасли экономики…………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………….21
Введение
Одним из важнейших факторов,
влияющих на инвестиционную деятельность
в любом государстве, является существующая
система законодательства, которая определяет
национальный правовой режим инвестиционной
деятельности и регламентирует принципы
и механизм взаимоотношений иностранных
инвесторов, как с государственными организациями,
так и с иными участниками экономических
отношений.
Как заявил на заседании Совета
по иностранным инвестициям Президент
РФ В.В. Путин: «России нужны прямые частные
иностранные инвестиции, причем не просто
капиталы, а так называемые «умные» инвестиции,
то есть вложения, сопровождающиеся передачей
технологий, созданием новых высокотехнологичных
и хорошо оплачиваемых рабочих мест».
Он призвал зарубежных инвесторов развивать
бизнес в России и стать лидерами ее экономики,
назвав страну «одним из ключевых рынков
мира».
Иностранные инвестиции (особенно
в российское производство) в любом случае
благо для экономики. Этот процесс делает
ее более открытой. Однако при привлечении
иностранных инвестиций в коммерческие
организации возникает целый ряд проблем,
связанных с относительной новизной для
российской правовой системы самих институтов
инвестирования. В значительной мере эти
проблемы связаны с пробелами в праве
и неоднозначностью толкования норм действующего
законодательства. На сложившуюся ситуацию
следует обратить большее внимание в силу
того, что по мере внедрения в современную
российскую рыночную экономику сфера
иностранного инвестирования становится
более заметным и значимым полем деятельности
для всех субъектов хозяйствования и даже
для государства в целом.
Правовое регулирование
иностранных инвестиций
правовой экономика
Правовое регулирование иностранных
инвестиций существует как на международном,
так и на внутригосударственном уровнях.
Принимая во внимание положения Конституции
РФ, приоритет в правовом регулировании
следует отдавать международным нормам.
Поэтому рассмотрение источников правового
регулирования иностранных инвестиций
необходимо начать с международно-правовых
документов.
Из международных конвенций
наибольшую значимость для регулирования
иностранных инвестиций имеют Сеульская
конвенция об учреждении многостороннего
агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
(далее – МИГА или Сеульская конвенция),
в которой участвует Россия (ратифицирована
Постановлением Верховного Совета РФ
от 22 декабря 1992 г.), и Вашингтонская конвенция
о разрешении споров 1965 г., подписанная,
но не ратифицированная Россией. Кроме
того, международно-правовое регулирование
инвестиционных отношений осуществляется
рядом региональных международных договоров
и двусторонних соглашений между государствами
и государствами и международными организациями.
Вашингтонская конвенция была
принята с целью защиты инвесторов (физических
и юридических лиц) от «иммунитета» государства-реципиента
(на территории которого находится объект
инвестирования). Данная защита предусматривает
изъятие инвестиционных споров из-под
действия национальных судов и передачу
их на рассмотрение специально созданного,
под эгидой Международного банка реконструкции
и развития Международного центра по урегулированию
инвестиционных споров – МЦУИС (International
Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID) Конвенция
об урегулировании инвестиционных споров
между государствами и физическими или
юридическими лицами других государств
подписана Россией 16 июня 1993 года, но до
настоящего времени не ратифицирована.
Конвенция заключена с целью
создания международных методов урегулирования
споров, возникающих в сфере международных
частных инвестиций. В отношении таких
споров обычно применяется национальная
юрисдикция государства – реципиента
инвестиций, однако наличие механизма
международного примирения и арбитража
является важной гарантией защиты иностранных
инвестиций путем предоставления возможности
независимого и беспристрастного рассмотрения
споров между государством и частным иностранным
инвестором, что играет немаловажную роль
в развитии иностранных инвестиций.
Сеульская конвенция принята
с целью защиты иностранных инвесторов
от некоммерческих рисков (политических).
Была учреждена межгосударственная организация,
занимающаяся страхованием инвестиционных
рисков, – Многостороннее агентство по
гарантиям инвестиций, – которая занимается
страхованием инвесторов. Цель всех видов
страхования заключается в стимулировании
инвестиционной активности в менее развитых
странах. Условием предоставления гарантий
является экономическая обоснованность
капиталовложений. После выплаты соответствующей
компенсации инвестору Агентство приобретает
право требования перечисленных сумм
у государства-реципиента
Агентство может гарантировать
подпадающие под гарантии капиталовложения
на случай убытка в результате одного
или нескольких видов риска: перевод валюты,
экспроприация или аналогичные меры, нарушение
договора, война и гражданские беспорядки.
В 2013 году общее число членов
МИГА составило 177 стран, в том числе индустриально-развитые
государства: Австралия, Австрия, Бельгия,
Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия,
Греция, Исландия, Ирландия, Италия и т.д.,
а также развивающиеся государства, в
числе которых Российская Федерация, Украина,
Беларусь, Грузия, Бразилия, Китай, Индия,
Корея и т.д.
Важная цель российской политики
– продолжение сотрудничества и сохранение
тесных связей экономического и социально-экономического
характера с республиками, входившими
в состав СССР. Для выполнения этой цели
Российская Федерация участвовала в ряде
региональных международных договоров
СНГ. Один из них – Соглашение о сотрудничестве
в области инвестиционной деятельности,
заключенное в Ашхабаде 24 декабря 1993 г.
В его положениях закреплены гарантии
полной и безусловной правовой защиты
инвестиций государством по месту инвестирования;
запрет национализации и реквизиции, кроме
исключительных, предусмотренных законами
случаев и с выплатой инвесторам сторон
быстрой, адекватной и эффективной компенсации;
предоставление права инвесторам сторон
на возмещение убытков, включая упущенную
выгоду, причиненных им в результате действий
государственных органов либо должностных
лиц, противоречащих законодательству
государства по месту инвестирования,
а также вследствие ненадлежащего осуществления
такими органами или должностными лицами
предусмотренных законодательством обязанностей
по отношению к инвесторам; гарантия инвесторам
после уплаты соответствующих налогов
и сборов беспрепятственного перевода
в государства – участники настоящего
Соглашения, а также в другие государства
прибыли и других сумм, полученных в связи
с осуществленными ими инвестициями.
Другое соглашение в рамках
СНГ, посвященное гарантиям инвестиций,
– Конвенция о защите прав инвестора,
заключенная в Москве 28 марта 1997 г. В Конвенции
устанавливались такие важные принципы
международной защиты инвестиций, как
предоставление безусловной правовой
защиты, обеспеченной настоящей Конвенцией,
национальным законодательством сторон,
а также международными договорами, участниками
которых они являются, гарантии защиты
инвестиций от национализации, реквизиции
(кроме стихийных бедствий, аварий, эпидемий,
эпизоотий и иных обстоятельств, носящих
чрезвычайный характер, предусмотренных
национальным законодательством сторон,
когда эти меры принимаются в общественных
интересах, предусмотренных Основным
Законом (Конституцией) страны-реципиента),
от решений и действий (бездействий) государственных
органов и должностных лиц, ущемляющих
права инвестора, предусмотрена выплата
инвестору адекватной компенсации при
национализации; выплата компенсации
за нанесение ущерба инвестору выплачивается
в валюте, в которой осуществлены инвестиции.
Однако Российская Федерация
на основании распоряжений Президента
РФ от 04.03.2002 г. №84-РП «О прекращении временного
применения Соглашения о сотрудничестве
в области инвестиционной деятельности»
и от 16.04.2007 г. №166-РП «О некоторых международных
договорах, подписанных в рамках Содружества
Независимых Государств» прекратила применять
данные Соглашения и отказалась быть их
участником. В распоряжении №84-РП такое
решение объясняется следующим: «Отношения
РФ с другими государствами – участниками
СНГ в этой области (т.е. инвестиционной
деятельности) осуществляются на двусторонней
основе». Положительная роль такого решения
видится в том, что двустороннее регулирование
является более гибким и позволяет полнее
учитывать все специфические особенности
отношений инвестора и реципиента инвестиций.
В то же время инвестиционное сотрудничество
можно было бы эффективно организовать
на основе единого многостороннего акта
СНГ в целях обеспечения гораздо большей
стабильности и единообразия регулирования,
который дополняли бы двусторонние соглашения
по специальным вопросам.
Основная цель двусторонних
соглашений о взаимном поощрении и защите
иностранных капиталовложений состоит
в обеспечении благоприятного режима
в отношении капиталовложений, установления
возможности беспрепятственного вывоза
части прибыли и гарантий от некоммерческих
рисков.
Для России действуют несколько
десятков двусторонних соглашений о взаимном
поощрении и защите инвестиций (с Австрией,
Италией, ФРГ, Канадой, Японией, Швецией,
Египтом, Индией, Чехией, Литвой и другими
государствами). Россия заключила двусторонние
соглашения о защите инвестиций с Арменией,
Казахстаном и Украиной.
В Соглашении России с Казахстаном
предусматривается, прежде всего, обеспечение
открытости и доступности законодательства,
относящегося или затрагивающего инвестиции;
недопущение экспроприации, национализации,
за исключением случаев, когда такие меры
принимаются в общественных интересах
в установленном законодательством порядке,
не являются дискриминационными и сопровождаются
выплатой быстрой, адекватной и эффективной
компенсации; гарантия беспрепятственного
перевода за границу платежей в связи
с инвестициями после выполнения ими всех
налоговых обязательств без задержки
в свободно конвертируемой валюте по валютному
курсу, применяемому на дату перевода
в соответствии с действующим валютным
регулированием той договаривающейся
стороны, на чьей территории инвестиции
осуществлены.
В Соглашении с Украиной присутствуют
практически идентичные положения об
обеспечении открытости и доступности
законодательства, недопущении экспроприации
или национализации, беспрепятственном
переводе за границу платежей в связи
с инвестициями.
Весьма схожие позиции есть
и в Соглашении между Правительством РФ
и Правительством Японии.
Таким образом, в двусторонних
соглашениях Российской Федерации о взаимном
поощрении и защите капиталовложений
с другими странами прослеживается явная
закономерность применения некоторых
общих гарантий инвестирования, связанных,
в частности, с защитой от национализации
и переводами платежей.
Другая форма стимулирования
иностранных капиталовложений – соглашения
об избежании двойного налогообложения,
призванные разделить налоговую юрисдикцию.
Такие соглашения заключены бывшим СССР
и Россией со многими странами.
Международно-правовая защита
инвестиций является более действенной
для их привлечения, чем закрепление аналогичных
гарантий в национальном законодательстве.
Но важно и национально-правовое регулирование
иностранных инвестиций.
Период конца 1990-х и начала 2000-х
гг. в российской правовой системе действительно
обозначил существенное и прогрессивное
развитие инвестиционного законодательства.
Этот этап для России охарактеризован
либерализацией внешнеэкономической
деятельности и активной ролью государства
в осуществлении инвестиционной политики.
Ярчайшим событием улучшения инвестиционно-правового
климата в России стало принятие Федеральных
законов от 25.02 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений»
и от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации».
Закон №160-ФЗ наряду с закреплением
национального режима содержит изъятия
для иностранных инвесторов, связанные
с необходимостью защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Определенные ограничения существуют
в отношениях участия иностранных инвесторов
в приватизации предприятий, имеющих социальное
или оборонное значение для Российской
Федерации, а также при приватизации государственных
и муниципальных предприятий, расположенных
в приграничных территориях. Закон предусматривает
перечень мер, обеспечивающих определенные
гарантии капиталовложений иностранным
инвесторам. К их числу относятся правовая
защита деятельности иностранных инвесторов
на территории России, возможность использования
иностранным инвестором различных форм
осуществления инвестиций на территории
нашей страны, компенсация при национализации
и реквизиции имущества, защита от неблагоприятных
для иностранного инвестора изменений
законодательства Российской Федерации,
возможность использования на территории
России и перевода за ее пределы доходов
и другие гарантии.
Однако, несмотря на развитие
инвестиционного законодательства, сохраняются
многочисленные пробелы и коллизии. Например,
пока не создана достаточная правовая
база для нормальной реализации Федерального
закона 1995 г. «О соглашении о разделе продукции»,
а Федеральным Собранием не приняты некоторые
важные законопроекты (например, «О концессионных
договорах, заключаемых с российскими
и иностранными инвесторами»). Нерешенным
остался и вопрос создания правовой базы
и программы по перестрахованию иностранных
инвестиций посредством гарантий для
снижения юридических и политических
рисков. Не нашли надлежащего места в системе
гарантий и многие международные акты.