Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:38, курсовая работа
Цель данной работы исследовать правовой режим территории Арктики и некоторые особенности регулирования российских северных вод, изучение правил пользования Арктикой и приарктическимиводами, изучение экологических проблем и вопросы их правового регулирования в международном праве. Достижение поставленных целей осуществлялось путем решения следующих задач:
1) Рассмотреть юридический статус и правовой режим Арктики
2)Рассмотреть правовой режим судоходства в российских арктических водах, изучить правовую базу регулирования Северного морского пути.
3) Ознакомится с основными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ.
Введение_______________________________________________3
ГЛАВА1.Правовой режим Арктики________________________5
1.1.Юридический статус и правовой режим Арктики___________5
1.2. Международно-правовое регулирование и перспективы использования Северного Морского Пути______________________11
ГЛАВА2.Правовой режим судоходства в российских арктических
водах_________________________________________________17
2.1.Правовой режим судоходства во внутренних морских водах
и территориальном море российской Арктики________________17
2.2 Правовой режим судоходства в исключительной
Экономической зоне Российской Арктики ___________________23
2.3 Защита арктической окружающей среды_________________27
Заключение ____________________________________________29
Список использованной литературы _______________________30
С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.
Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. 7
1.2.Международно-правовое регулирование и перспективы использования Северного Морского Пути
Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, который проложен, освоен н оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом. Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими н гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.8
В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.
Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).
Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозе-мельскне проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58' 37" западной долготы"
1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).
Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плававня судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-доцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10). 9
Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г, специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.
У Северного морского пути есть хорошие перспективы стать оживленной международной транспортной коммуникацией. В этой связи в настоящее время становится особенно актуальной проблема уточнения его правового режима.
Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к СМП определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. При обеспечении стабильного функционирования СМП способен принять на себя значительную часть транзитных грузов, транспортируемых через Суэцкий канал, быть его надежным резервом и конкурентом в кризисных ситуациях. Это немаловажно, учитывая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы) и в западном направлении (дальневосточный импорт) ежегодно пропускается не менее 80 млн т грузов. В их числе - прокат металлов, руда, нефтепродукты и многое другое, транспортируемое и по СМП.
С другой стороны, СМП интересен для иностранцев как транспортная артерия для перевозки минерального сырья из арктических регионов России. Перевозки российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. Кроме того, по СМП можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию, в Китай.
Тем не менее многие зарубежные судовладельцы с большим сомнением относятся к возможностям СМП в нынешнем его состоянии пропускать большие объемы транзита.
Необходимо учитывать, что судовладельцы станут использовать северный маршрут только в том случае, если это будет прибыльно, с одной стороны, а с другой - если Россия обеспечит устойчивое и надежное обслуживание мореплавания.10
Дело в том, что при работе на СМП слишком велики эксплуатационные расходы, включая ледокольное обеспечение, тарифы за пограничное и таможенное оформление, повышенные ставки страховой премии. Высокие факторы риска так же делают СМП неконкурентоспособным по сравнению с маршрутами, на которых суточная тайм-чартерная ставка значительно выше.
Для работы на СМП требуются большие капитальные вложения. Необходимы специализированные суда ледового класса. Суда должны иметь дополнительное аварийное снабжение и управляться офицерами, подготовленными для работы в Арктике. 11
Так же западные судовладельцы плохо информированы о портах, расположенных вдоль трассы СМП. Исключение составляют Игарка и Дудинка. Для захода в другие порты необходимы сложные бюрократические процедуры, мало что известно об их возможностях для проведения грузовых операций, предоставления услуг по судоремонту и ликвидации последствий аварий.
Другая половина зарубежных специалистов позитивно оценивает перспективы СМП. Они считают, что исследования, проведенные в рамках INSROP, с экономической, технологической и экологической точек зрения убеждают в необходимости разработки этого маршрута как международной транзитной магистрали.12
По самым последним прогнозам ученых, к концу ХХI в. температура воздуха в арктическом регионе возрастет на 10г., что приведет к катастрофе планетарного размаха - широкомасштабному таянию полярных льдов.13 Фактически этот процесс уже начался. С 1958 по 1997 г. толщина ледового покрытия в Арктике сократилась в среднем с 270 до 183 см .Если так пойдет и дальше, к 2070 г. Северный Ледовитый океан летом будет полностью очищаться ото льда. Представители международного Арктического совета полагают, что таяние арктических льдов облегчит судоходство. Так, СМП будет свободен ото льдов 100 дней в году вместо нынешних 20.
В последнее время российские власти предприняли ряд шагов, направленных на улучшение инфраструктурного обеспечения работы СМП и повышение его привлекательности для иностранных судовладельцев. Прежде всего это касается навигационного обслуживания прохода по маршруту, включая спутниковые системы связи и определения местонахождения судна, электронные навигационные карты.
В целях расширения международного судоходства по СМП в дополнение к Правилам плавания по трассам СМП готовятся и распространяются многочисленные навигационные пособия, карты и другие необходимые документы. Ежегодно специальными распоряжениями Правительства РФ определяется перечень арктических портов и пунктов, открытых для захода иностранных судов.14
Активизация усилий по расширению международного использования СМП является частью общей стратегии стабилизации подъема российской экономики. Происходящие в России правовые, политически, институциональные изменения и относительная демилитаризация Арктики создают благоприятную среду для международного экономического сотрудничества в зоне СМП.
Для России же важно сохранить за собой право на регулирование порядка использования СМП. И еще один аспект. Поскольку Суэцкий и Панамский каналы достигли предела своей пропускной способности, а угроза международного терроризма настолько велика, что могут оказаться блокированными межконтинентальные океанские пути, Северный морской путь становится приоритетным в межконтинентальных транспортных связях. Нужно создавать систему безопасности судоходства в Арктике, строя соответствующий флот и способный обеспечить его безопасное плавание ледокольный флот. 15
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ
2.1. Правовой
режим судоходства во
территориальном море российской Арктики
Арктическая зона Российской Федерации определена решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его спецификой.
В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности, проектов Федеральных законов "Об арктической зоне Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации", предусматривающих закрепление в законодательном порядке принципиальных положений в области экономики, социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности и международных отношений в этом регионе.
В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" 1998 г., проекта Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", проекта Федерального закона "Об арктической зоне Российской Федерации", других законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации. 16
Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации определяются Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г., которым уточняются и конкретизируются отдельные положения Закона "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г. плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 17