Бейсебаева Гаухар. МО 242
Правотворчество.
Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных
нормотворческой компетенцией, по созданию
юридических норм.
Правотворчество охватывает собой непосредственную
деятельность уполномоченных на то государственных
органов по выработке, принятию, изменению,
дополнению или отмене нормативно-правовых
актов.
В зависимости от субъектов правотворчество
подразделяется на такие виды, как:
- непосредственное
правотворчество народа в процессе проведения
референдума (всенародного голосования
по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни);
- правотворчество
государственных органов (например, Государственной
Думы, Правительства);
- правотворчество
отдельных должностных лиц (например,
Президента, министра);
- правотворчество
органов местного самоуправления;
- локальное
правотворчество (например, на предприятии,
в учреждении и организации);
- правотворчество
общественных организации (например, профсоюзов).
Принципы правотворчества.
- Научность. При разработке и издании нормативно-право- вого акта должна изучаться сложившаяся социально-экономическая ситуация, потребности общества, опыт других стран и научные доктрины, должны просчитываться последствия принятия данного акта, его место в системе права в целом, а также противодействующие факторы и общественные возможности — кадровые, финансовые, организационные и др., обеспечивающие достижение поставленной цели. Правотворчество не терпит поспешности. Оно должно четко планироваться. Принятый акт должен быть безупречен как по форме, так и по содержанию. Правильный выбор вида нормативного
акта, его юридической силы очень важны
для регулирования определенных отношений;
- Демократизм. Проявляется в демократической процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов; в широком привлечении граждан к правотворческой деятельности с тем, чтобы принятые акты выражали их сбалансированную волю; к сожалению, эта деятельность в последние годы значительно снизилась, уменьшилось и количество нормативных актов, выносимых на обсуждение народа;
- Законность. Действия правотворческих органов должны основываться на законах, т. е. осуществляться в границах полномочий при соблюдении формы и процедуры принятия нормативных актов. Кроме того, содержание принятого акта не должно противоречить действующим актам более высокой юридической силы;
- Профессионализм. Заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди — юристы, управленцы, экономисты и др.;
- Системность. Принятый нормативный акт должен вписываться в смысловую и юридическую иерархию юридических актов и не должен допускать дублирования, коллизий и временного рассогласования с другими актами;
- Четкая дифференциация правотворческих полномочий. Нарушение этого принципа приводит к дублированию управленческой деятельности, коллизиям правовых актов, грозит нестабильностью, безответственностью и ростом правового нигилизма;
- Гласность. Означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации;
- Оперативность. Предполагает своевременность издания нормативных актов.
Следовательно, принципы правотворчества
- это основополагающие идеи, руководящие
начала, исходные положения деятельности,
связанной с принятием, отменой или заменой
юридических норм, это ориентир для органов,
творящих право.
В основе нормы международного права
лежит соглашение субъектов, которая является
единственным способом создания норм
Формирование соглашения и его закрепление
в правовой норме происходят в определенном
процессуальном порядке В в соответствии
с этим порядком согласованное правило
приобретает юридическую силу, воплотившись
в форму обычая или договорру.