Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:33, курсовая работа
Государства древней Греции, развивавшиеся в преемственном соприкосновении с древнейшими цивилизациями, внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этой связи проблематика греческих государств занимает особое место.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Государственный и общественный строй в Древних Афинах…………………………….........4
1.1. Гомеровская Греция…………………………………………………………………….....5
1.2. Рабовладельческое государство в Афинах……………………………………………....7
1.3. Афинское государство в V в. до н. э……………………………………………….........13
2. Государственный и общественный строй в Древней Спарте…………………………………...21
3. Общая характеристика права Древней Греции…………………………………………………..24
3.1. Формирование афинского законодательства…………………………………………..25
3.2. Брачно-семейное и наследственное право……………………………………………...27
3.3. Регулирование имущественных и коммерческих отношений………………………...29
3.4. Судебный процесс………………………………………………………………………..32
3.5. Уголовное право………………………………………………………………………….34
3.6. Закон и право……………………………………………………………………………..37
Заключение……………………………………………………………………………………………38
Список используемой литературы…………………………………………………………………..40
3.3. Регулирование имущественных и коммерческих отношений
Несмотря на высокое развитие
торговой экономики в афинском обществе,
политика демократии (возможно, именно
потому, что стремилась удовлетворить
социальный интерес большинства) пыталась
сдержать развитие собственнических отношений.
Право сохраняло высокую
Торговое право Афин в
наибольшей степени было обусловлено
интересами полисной организации. Рынки
и торговля были под защитой государственных
властей. Все свободные имели
право доступа на рынок, покупателями
могли выступать и рабы. Граждане
полиса имели привилегированное
право доступа на рынок, которого
в особых случаях (например, при атимии)
могли быть лишены. Иностранцы пользовались
в торговых делах помощью специальных
администраторов-покровителей — проксенов.
Исполнительные власти контролировали
меры и вес, законность хождения и
приема денег. Цены были фиксированными
на определенный период. Предполагалось,
что законом можно
Основное место в афинской
торговле занимала морская, при помощи
кораблей. Такая торговля была практически
невозможна (за редчайшими исключениями)
для единоличных
В договорном праве доминировали
сделки займа. Заем заключался под залог.
Поэтому правильно оформленный
договор включал и текст
Развитие вещного права
также сдерживалось регулирующей ролью
государства. Предполагалось, что не
все вообще вещи могут быть в частном
обладании: улицы, площади, гавани, общественные
реки, священные вещи могли быть
только в общегосударственном
В афинском праве впервые
оформился особый институт, связанный
с закладом земли или другой недвижимости
— ипотека. Кредитор предоставлял владельцу
земли заем под условием перехода
к нему в дальнейшем, при невозврате
займа, этой земли; до истечения же срока
займа земля оставалась в обладании
и пользовании должника. Этот вид
сделки был максимально развит в
Афинах и даже порождал социально-политические
проблемы отношений богатых кредиторов
и должников в
3.4. Судебный процесс
Судебная организация и процессуальные порядки в Афинах были невероятно запутанными — причиной этому было стремление сохранить многочисленные, дошедшие еще с архаических родовых времен институты: например, разбор дел по обвинениям в непочитании богов составлял привилегию одного рода Эвмолпидов или архонта-басилевса. Как правило, за каждой судебной институцией традиция закрепила разбор своего рода дел: ареопаг рассматривал обвинения в предумышленном убийстве и сохранял при этом особые клятвенные церемонии и жертвоприношения; суд Палладия слушал обвинения в непредумышленных убийствах в порядке, уже установленном законом; суд в Дельфиний слушал дела признавшихся в преступлениях; суд Пританея — обвинения в случайных убийствах и прочих преступлениях. Большинство обвинений — в лжесвидетельствах, в нарушении прав частных лиц, в причинении обид и т.д. — надлежало выслушивать суду фесмофетов, особой судебной коллегии. Сходной компетенцией обладала и Коллегия сорока. Они же рассматривали и основную массу дел по имущественным, наследственным и обязательственным спорам. Судебные решения (кроме решений ареопага) можно было обжаловать в булэ или выше — в народном собрании.
Процесс и но уголовным
обвинениям, и по спорам частного права
в равной мере был исковым: заинтересованное
лицо само должно было подать жалобу, само
поддерживать обвинение — т.е. выступить
с речью, само изыскивать свидетелей
и доказательства. Судоговорение
велось публично, в присутствии большого
числа граждан, что сделало необходимым
развитие искусства судебного
Афинское законодательство
— возможно, именно по причине крайней
запутанности судебной организации
— впервые в истории утвердило
некоторые общие правила в
отношении судебных доказательств.
Так, не разрешалось свидетельствовать
со слов живущего — он сам должен
был давать показания; тогда как
заочные показания, показания со
слов скончавшегося следовало
Последние могли допрашиваться как по уголовным обвинениям, так и по частным искам. Мотивацией было избыточное доверие к доказательствам, полученным таким «способом»: «Из подвергнутых допросу под пыткой еще никто никогда не был изобличен в том, что сказал на допросе неправду». Впрочем, за свидетельство вопреки закону, так же как и за лжесвидетельство, могло быть подано встречное обвинение по окончании разбора основного дела.
3.5. Уголовное право
Уголовное право Афин было специализировано только в отношении наиболее тяжких по последствиям или представлявшихся наиболее опасными преступлений. Наказуемость многих менее значительных нарушений по отношению к личности гражданина, его имуществу зависела от того, удастся ли обвинителю показать судьям общественную опасность содеянного или вообще опасность личности обвиняемого для полиса. Именно поэтому в уголовных обвинениях большое место занимали общественные характеристики обвиняемого и обвинителя, их образа жизни вообще, исполнения ими общественного долга и гражданских обязанностей, отношения в семье. Нередко случалось, что даже наказуемое формально преступление прощалось судьями из-за оказанных подсудимым городу «услуг» или прежних заслуг.
Одними из самых тяжких считались преступления религиозные. Обвинения могли быть выдвинуты в самом абстрактном виде как обвинение в «нечестивости»: неузаконенное принесение жертв богам или участие женщин в принесении жертв, совершение правонарушений в ходе празднеств или религиозных церемоний. По религиозным обвинениям предписывалось применять не только специализированные законы, но и основываться на правовом обычае, толкователями и хранителями которого выступал род Эвмолпидов — так было постановлено Периклом. Обвинения могли выдвигаться и по косвенной причастности: против родственников или просто друзей реального преступника. Одним из наиболее специализированных обвинений «того ряда было обвинение в «порче священных олив»: за выкопанное на общественной земле или в святилище или поврежденное масличное дерево полагались существенные штрафы в пользу и города, и богов, и самого обвинителя. Обвинения могли носить самый абстрактный (например, в непочитании богов, в дурном образе мыслей) или случайный, казусный вид: так, оратор Демосфен помянул, что некогда некую колдунью Теориду казнили вместе с родственниками за изготовление «магических снадобий». По этому роду обвинений в целом отсутствовал срок давности.
Другим родом важных преступлений
были преступления против полиса - т.е.
антиобщественные, или антигосударственные.
В этом ряду были внесение изначально
противоречащих законам предложений
в народное собрание или булэ, уклонение
от уплаты воинского налога или отправления
натуральных повинностей, нарушение
воинского долга (уклонение от несения
военной службы, трусость, дезертирство,
бегство с поля боя), подкуп должностных
лиц или даже всего суда. Особенно
тяжкими нарушениями долга
Стремление всемерно охранить
родовой и общественный уклад
вывело на важное место преступления
против семьи и брака. Наиболее общим
здесь могло быть обвинение в
несоблюдении брачных законов (брак
афинян с чужестранкой или чужестранцем,
в том числе путем
Едва ли не самым законодательно
разработанным преступлением
Сходный характер имела ответственность за причинение тяжких телесных повреждений. Нанесение ран в важную часть тела каралось изгнанием, а в случае неузаконенного возвращения — смертью, т.е. практически не отличалось от оценки убийства. Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке, в раздражении, из-за любовницы и т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.