Принципы международного экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В процессе общественного развития как единого пути эволюции человеческой цивилизации неизбежно появляются проблемы, которые в силу своей значимости достигают уровня, когда начинают пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера.

Содержание

Введение 3
1 Понятие принципов международного экологического права 6
2 Система принципов международного экологического права 12
Заключение 20
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

ВГУЭС МП международное экологическое право.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Принципы международного экологического права

 

 

 

Содержание

 

Введение

Тема настоящей работы определена как «Принципы международного экологического права».

В процессе общественного развития как единого пути эволюции человеческой цивилизации неизбежно появляются проблемы, которые в силу своей значимости достигают уровня, когда начинают пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера. В 70-е годы, чтобы сгладить серьезные противоречия в процессе взаимодействия и преодолеть слишком нежелательный перерыв в общении, различные государства стали искать пока только функциональный предмет, вокруг которого возможно было объединение, хотя бы в смысле заинтересованности в разрешении проблемы. Таким предметом стала проблема охраны окружающей среды, которая в то же время не была искусственной. И вызвав серьезное внимание со стороны международного сообщества однажды, она до сих пор не потеряла своей актуальности. Сегодня в различной мере состояние окружающей среды волнует и государственную власть, и общественное сознание, и международное сообщество.

Подобные проблемы могут быть решены только совместными усилиями, при  согласованных действиях всех государств. Еще в 1913 году на международной конференции по охране природы указывалось на то, что «было бы большим прогрессом, если бы все страны высказались в пользу охраны природы и организовали бы ее по одному более или менее общему плану». Продолжающееся же невнимание человека к охране окружающей среды привело к тому, что наша современная цивилизация столкнулась с вопросом угрозы ее существованию. Отсюда возникает необходимость принятия государствами и международных, и национальных мер в области охраны окружающей среды.

Государства должны осуществлять сотрудничество, взаимодействуя друг с другом не только в области охраны собственных и разделяемых природных ресурсов, но и направлять совместные усилия на охрану окружающей среды тех территорий и пространств, которые не находятся ни под чьей юрисдикцией, а также на решение проблем общего проникающего характера (например, проблемы изменения климата или сохранения биологического разнообразия). Следовательно, цель международного права окружающей среды состоит не только в регулировании отношений между государствами в области охраны окружающей среды, но и в объединении их усилий, стимулировании сотрудничества между ними в интересах всего международного сообщества. Именно оно призвано сыграть роль основного регулятора общественных отношений, тем более что в настоящее время проблемы охраны окружающей среды все сложнее разграничивать на международном и национальном уровнях.

Хотя межгосударственное сотрудничество в области охраны окружающей среды еще не достигло той ступени развития, когда носители суверенитета были бы готовы безоговорочно принимать конкретные юридически обязательные правила, одновременно возросшие требования к международной охране окружающей среды все настойчивее обусловливают необходимость функционирования императивных норм поведения государств по отношению к окружающей среде в форме специальных принципов международного экологического права. Эффект решения проблемы охраны окружающей среды, таким образом, зависит как от прямого воздействия международного экологического права, так и от его влияния на развитие национального права, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды. Став объектом международного внимания, проблема охраны окружающей среды вызвала двойную реакцию. С одной стороны, начались поиски ее решения через самые различные, порой кажущиеся фантастическими, научно-технические проекты.

Так, еще в 1990 году рабочая группа по управлению водными ресурсами  при комитете ООН по планированию и развитию сделала вывод о  необходимости выработки глобальной стратегии использования водных ресурсов. Кардинальным и долгосрочным решением этой проблемы могла бы стать утилизация покровных льдов Антарктиды и Гренландии, которые содержат до 80% мировых запасов пресной воды. Транспортировка льда айсбергов стала реальностью . С другой стороны, потребовались усилия, которые бы позволили взаимодействию общества и природы быть рациональным на данном этапе мирового развития. Право, как одна из форм общественного сознания и как эффективный регулятор общественных отношений, не могло остаться неиспользованным или оказаться бесполезным при осуществлении таких усилий. Поскольку проблема охраны окружающей среды может быть разрешена только при согласованных действиях различных государств, то становится понятным, сколь важное значение приобретает международно-правовое регулирование сотрудничества государств в области охраны окружающей среды.

Несмотря на то, что существует около 300 международно-правовых актов, регулирующих различные, в том числе и исследуемые вопросы охраны окружающей среды, международное экологическое право до сих пор не кодифицировано. Пока нет единого акта, содержащего основы и концептуальные подходы к проблеме охраны окружающей среды на международном уровне, что подтверждает актуальность исследования, поскольку специальные принципы должны будут занять в нем особое место.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена высокими уровнями загрязнения окружающей среды во всем мире, огромными отрицательными социальными, экономическими, политическими, экологическими последствиями для общества, вызванные ухудшением состояния природной среды, нерациональным природопользованием, недостатками международно-правового регулирования в этой области, проблемами национального природоохранного законодательства и практики его применения.

Целью работы автор ставит исследование принципов международного экологического права.

Достижение поставленной цели сопряжено с решением следующих  исследовательских задач:

1. Определение понятия  принципов международного экологического права;

2. Характеристика общепризнанных и специальных принципов международного экологического права.

Правовой основой работы являются ратифицированные и нератифицированные международно-правовые акты, нормативно-правовые акты Российской федерации, а также подзаконные акты.

Из специальной литературы в  исследовании нашли применение монографии, учебные пособия и материалы  правовой периодической печати.

Методологической базой исследования являются общенаучные и частно-научные  методы познания, такие как: анализ, синтез, дедукция, формально-логический и формально-юридический методы.

Структура работы объединяет в себе введение, две главы, заключение и  список используемых источников.

 

1 Понятие принципов международного экологического права

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение).

Сначала экология развивалась как  часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия» [1, с. 5].

Термин и понятие «основные принципы международного права» определены и закреплены в п. 6 ст. 2, ст. 6, 103 Устава ООН (по существу это основные нормы должного поведения и деятельности всех государств). В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г. [2] прямо указывается, что «принципы Устава, содержащиеся в настоящей Декларации, представляют собой основные принципы международного права», и поэтому члены ООН призвали все государства руководствоваться ими и развивать свои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения. Такая констатация свидетельствует о том, что термин и понятие «основные принципы» международного права более точно отражают международно-правовую реальность. Всеобщая обязательность основных принципов международного права для государств привела к утверждению важного юридического требования: все конкретные нормы международного права не должны противоречить его основным принципам, которые приобрели реальное значение «несущей конструкции», вокруг которой возводится вся международно-правовая система [3, с. 11], в том числе создаются нормы международного гуманитарного права, являющиеся частью (отраслью) общего международного права. И количество таких принципов может возрастать.

Под принципом международного права  понимается основополагающее правило  поведения государств, имеющее важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы. Это норма, имеющая общий и обязательный характер для всех субъектов. Значение принципов международного права (принципов jus coge№s) заключается в следующем:

это общепризнанные нормы поведения  государств, составляющие фундамент  международного правопорядка и имеющие основополагающее значение при решении глобальных международных проблем;

ими должны руководствоваться все  государства, все международное  сообщество;

их нарушение даже одним государством может затронуть интересы всех государств.

Принципы должны служить концентрированным выражением идеала правопорядка [4, с. 223]. Ф. Энгельс, развивая свою мысль о том, что в ходе правового развития имеет место перевод экономических отношений в юридические принципы, писал, что для осуществления своей главной социальной функции - регулирования общественных отношений - «право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий» [5, с. 418]. Отсюда эффективность нормы как «предпосылка и основа воздействия права на общественные отношения» [6, с. 283] во многом зависит от ее согласованности с другими нормами (в рамках системы права, отрасли права).

Таким образом, действенность принципов международного экологического права в значительной мере предопределяется их связями с общими принципами и нормами международного права.

Процесс утверждения принципов  международного экологического права и их договорного закрепления свидетельствует о наличии opi№io juris государств в пользу признания международно-правового значения этих принципов. При этом opi№io juris государств в данной ситуации были подтверждены не только участием в соответствующих международных договорах, но и принятием адекватного внутригосударственного законодательства, одобрением соответствующих совместных деклараций государств, резолюций международных организаций и т.п. 

Для возникновения и развития определенных групп норм современного международного права необходимо появление объективных факторов. Эти основные факторы предопределяют необходимость международно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования и развития сотрудничества в данной сфере.

Особую заботу мирового сообщества на современном этапе представляют глобальные экологические проблемы. Эти проблемы - результат деятельности человека, не согласованной с законами развития природы. Их решение связано с выработкой международной экологической политики и надежных организационно-правовых средств на международном уровне как в отношении природопользования на национальном уровне, так и в отношении общемировых природных ресурсов.

Какие же глобальные экологические  проблемы имеются в виду?

а) Изменения климата

Проблема глобальных климатических изменений связывается с ожидаемым потеплением, которое вызывается техногенными выбросами парниковых газов, в первую очередь СО2. Молекула СО2 обладает способностью задерживать тепловое излучение земной поверхности, нагретой Солнцем. Парниковые газы выполняют как бы функцию крыши в теплице, которая не мешает теплу проникнуть внутрь, но не выпускает его наружу. Предполагается, что накопление СО2 в атмосфере приведет к потеплению, которое будет сопровождаться таянием полярных льдов, подъемом уровня Мирового океана, затоплением густонаселенных приморских низменностей и островных государств, опустынивание, сокращение летних осадков на 15-20% в основных сельскохозяйственных районах.

По имеющимся данным, с конца 19-го века парниковый эффект уже дал  потепление на 0,50 С. К 2035 г. ожидается удвоение содержания СО2 в атмосфере. Соответственно глобальное потепление составит от 1,5 до 4,50 С. К этому времени ожидается подъем уровня моря от 8 до 29 см и до 65 см к 2100 г.

На национальном уровне 15 стран  ответственны за 77% выбросов парниковых газов. Среди них на первом месте - США (17%). Государства СНГ - суммарно 13%. [7, с. 276]

Информация о работе Принципы международного экологического права