Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:55, курсовая работа
Целью нашей работы является анализ принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по данному вопросу;
- раскрытие сущности принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение;
- соотношение данных принципов.
Введение 3
1. Формирование и развитие принципа территориальной целостности
и права наций на самоопределение 7
2.Содержание и характеристика принципа территориальной целостности и права наций на самоопределение 10
3. Соотношение принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение 14
4. Охрана принципа территориальной целостности и права наций на самоопределение 19
Заключение 21
Список использованных нормативных актов научной литературы 22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Формирование и развитие принципа территориальной целостности
и права наций на самоопределение
2.Содержание и характеристика принципа
территориальной целостности и права
наций на самоопределение
3. Соотношение принципов территориальной
целостности и права наций на самоопределение
4. Охрана принципа территориальной целостности
и права наций на самоопределение
Заключение
Список использованных
нормативных актов научной
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей работы звучит как «Принцип целостности государства и право наций на самоопределение».
Применительно к теме нашей работы, следует отметить, что основные принципы современного международного права – это юридически обобщенные правила поведения субъектов международного права в определенной области правоотношений. П.Н. Бирюков в своей работе дает следующее определение: «Принципы международного права представляют собой основополагающие общепризнанные нормы международного права, обладающие высшей юридической силой в данной системе права».1 В международных документах – Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), 1975г., закреплено 10 основных принципов международного права, в числе которых принцип территориальной целостности государств и принцип равноправия и самоопределения народов.
Актуальность исследуемой темы связана с усилением значимости принципа самоопределения народов, право народов на самоопределение является сегодня одним их наиболее дискуссионных вопросов международно-правовой практики. Ряд авторов находят противоречия между принципом территориальной целостности и правом наций на самоопределение. Эти два принципа, их соотношение, являются предметом исследования нашей работы.
При написании курсовой работы были использованы официальные документы ООН и других международных организаций. В работе были использованы журнальные и газетные статьи по данной проблематике.
Также при написании нашей работы были использованы материалы учебного пособия «Международное публичное право в вопросах и ответах» авторов К.А. Бекяшева и Е.Г. Моисеева. В данном учебном пособии содержится извлечение из Устава ООН, а также дается содержание основных принципов современного международного права.
В работе П.Н. Бирюкова «Международное право: учебник для бакалавров» вопросам принципов международного права посвящена отдельная глава. Автор на основе действующих международных норм дает характеристику основных принципов, анализирует вопросы их взаимодействия.
При написании данной работы также использован учебник «Международное право» под редакцией А.Н. Вылегжанина. Принципам международного права здесь также посвящена отдельная глава, написанная Ю.Н. Малеевым в соавторстве с Ю.М. Колосовым.
Достаточно много статей по изучаемому вопросу издано в периодической печати. Большой интерес по нашей проблематике представляет статья Г.М. Вельяминова «Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания», где автор проводит классификацию и анализ международно-правовых источников права самоопределения народов и излагает несколько выводов, главным из которых является следующий: «Нет никаких противоречий между принципом самоопределения народов и принципами нерушимости границ или территориальной целостности».2
Статья Р.П. Зохрабяна «Принцип равноправия и самоопределения народов: эволюция содержания в системе принципов международного права» прослеживает общие тенденции зарождения и эволюции принципа самоопределения народов. Автор в статье пытается раскрыть правовое содержание и перспективы развития данного принципа в системе основных принципов международного права.
Интерес представляет статья Ф.С. Файзуллина и И.Р. Султанова «Сущность и значение права народов на самоопределение». В своей совместной работе авторы подробно излагают становление и генезис права народов на самоопределение.
Статья Б.С. Эбзеева
«Самоопределение народов в
При раскрытии некоторых понятий и терминов использован «Большой юридический словарь» автора и составителя А.Б. Борисова, а также учебно-методический комплекс «Международное право» М.Н. Искандаровой.
Целью нашей работы является анализ принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение научной литературы по данному вопросу;
- раскрытие сущности принципа территориальной целостности государства и права наций на самоопределение;
- соотношение данных принципов.
В структурном отношении работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и списка использованных нормативных актов и научной литературы.
В литературе интерес к принципам международного права связан с созданием Организации Объединенных Наций, а также с процессами деколонизации.
Как отмечает Ю.Н. Малеев, первичным выражением принципа территориальной целостности явилась Бандунгская декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству (1955г.)4, в которой указывалось на необходимость «воздержания от актов агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости любой страны»5
Поворотным пунктом в становлении принципа территориальной целостности государства явилось международно-правовое запрещение войны, в качестве средства решения международных споров после Первой Мировой войны. Устав ООН, принятый в 1945г., запретил угрозу силой или её применение против территориальной неприкосновенности и тем самым окончательно установил принцип территориальной целостности государства. Здесь необходимо добавить, что важным этапом в становлении и развитии данного принципа явился заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г., в котором содержится обязательство государств – участников уважать территориальную целостность друг друга.
В истории международных
отношений принцип
Как международно-правовая норма данный принцип впервые оформлен и закреплен в 1945г. Уставом ООН6.
Термин «самоопределение народов» связывают с именем американского президента Вудро Вильсона, который в 1919г. популяризировал идею самоопределения, это было связано с последствиями Первой Мировой войны и перекройкой границ, и В. Вильсон попытался предотвратить включение малых государств в состав больших.
Впоследствии Лига Наций включила в свои документы понятие «территориальные изменения», при этом выделив следующие условия:
1)территориальная целостность;
2)наличие политического органа для утверждения подобных изменений;
3)самоопределение допустимо только при условии, если оно не угрожает миру.
Р.П. Зохрабян в своей работе пишет, что «…понятие «равноправие и самоопределение народов» на данном историческом этапе не подразумевало концепцию создания определенными этническими группами своих государств. Лига Наций ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую Мировую войну с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации…» 7
Данный принцип не упоминается во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г. 8
На конференции в Сан-Франциско (1945г.)9 СССР выступил с инициативой о включении в Устав ООН принцип самоопределения народов,
которую поддержали представители Великобритании, США и Китая10.
Таким образом, самоопределение
из политического лозунга преврати
Если проанализировать
хронологические рамки
Принцип территориальной целостности иногда именуется принципом целостности государственной территории или принципом неприкосновенности государственной территории, но суть одна – запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства.11
П.Н. Бирюков в своей работе раскрывая суть принципа территориальной целостности подчеркивает, что строя свои отношения как дружественные, государства должны воздерживаться от военной, политической, экономической или любой другой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма12 против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости.13
Учитывая важность этого принципа, государства - участники ОБСЕ сочли необходимым выделить его в качестве самостоятельного принципа, которым они намерены руководствоваться во взаимных отношениях. В связи с этим Заключительный акт СБСЕ 1975г. содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства- участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной».14
Принцип существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности уставных документах политических региональных организаций.
Некоторые авторы при раскрытии понятия «самоопределение народов» выделяют внешнюю и внутреннюю характеристику данного термина. Так, Ф.С. Файзуллин и И.Р. Султанов в своей статье подчеркивают, что под внешней стороной самоопределения народов мировым сообществом понимается, прежде всего, возможность реализации колониальными и зависимыми народами своих прав на территориальное самоопределение и политическую независимость; в то же время внутреннее самоопределение устанавливается объемом прав свободного выбора политической, социальной и экономической систем.15
Г.М. Вельяминов в своей статье отмечает, что данному принципу свойственна важная специфика: «…Его международно-правовое значение заключается в том, что все государства – члены ООН принимают на себя обязательство допускать внутри себя и во вне соответствующие самоопределения, т.е., по существу, обязательство государства (перед другими государствами) по проведению внутренней правовой политики и законотворчества, допускающих самоопределение… Право людей, составляющих народ, добиваться самоопределения есть высшее выражение совокупности прав человека и основных свобод в масштабах целого народа по определению судьбы всего народа»16.
Информация о работе Принцип целостности государства и право наций на самоопределение