Реализация Генеральной прокуратурой РФ норм международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1).Рассмотреть теоретические вопросы международного права в деятельности прокуратуры.
2).Определить какое место занимает международное право в деятельности прокуратуры.
3).Установить направления и формы международного права деятельности прокуратуры.
4).Определить насколько является эффективным и продуктивным международное право в деятельности прокуратуры в наши дни.
5).Рассмотреть пути совершенствования условии эффективности международного права в деятельности прокуратуры .

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации…………………………………………5
Глава 2. Участие Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве…………………………………………………………………10
Глава 3.Реализация Генеральной прокуратурой РФ норм международного права…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..33
Библиографический список…………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

!!!курсач межд.пр.ГОТОВ!.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Международно-правовые нормы в деятельности Генеральной     прокуратуры Российской Федерации…………………………………………5

Глава 2. Участие  Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве…………………………………………………………………10

Глава 3.Реализация Генеральной прокуратурой РФ норм международного права…………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………..33

Библиографический список…………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  темы обусловлена происходящими в России демократическими преобразованиями, выбором курса на строительство правового государства, провозглашением приоритета личности, что в свою очередь создает предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

      Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранительная деятельность российской прокуратуры является одной из важнейших гарантии защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

      Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» статьей 2 предусмотрено, что  Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции  осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

      Цель исследования заключается во всестороннем изучении международного права в деятельности прокуратуры..

     Объект  исследования – правоотношения в осуществлении органами Генеральной прокуратуры РФ функции международного сотрудничества.

     Предмет исследования – нормативные акты и теоретические источники регулирующие участие Генеральной прокуратуры РФ в международном сотрудничестве. 

      Задачи  курсовой работы: 

1).Рассмотреть теоретические вопросы международного права в деятельности  прокуратуры.

2).Определить  какое место занимает международное право  в  деятельности прокуратуры.

3).Установить  направления и формы международного  права деятельности прокуратуры.

4).Определить  насколько является эффективным  и продуктивным международное  право в деятельности прокуратуры   в наши дни.

5).Рассмотреть  пути совершенствования условии  эффективности  международного  права в деятельности прокуратуры  . 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Международно-правовые  нормы в деятельности Генеральной     прокуратуры Российской Федерации 

      Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Реальная связь законов и международных договоров как составных частей российской правовой системы обусловливает значение для прокуратуры и международно-правового регулирования. Эта связь в особой мере проявляется при надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также в процессе уголовного преследования и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

      Не  случайно в федеральном законе "О  прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года к правовым основам  деятельности прокуратуры отнесены не только Конституция РФ и федеральные  законы, но и международные договоры РФ (ст. 3). Более того слова "свято соблюдать... международные обязательства Российской Федерации" включены в текст присяги прокурора (следователя) (ст. 40).

      В структуре Генеральной прокуратуры  имеется международно-правовое управление, включающее отделы договорно-правовой, протокольной и экстрадиции (т.е. выдачи).

      Важные  функции Генеральной прокуратуры  РФ заключаются в организационно-правовых мероприятиях, относящихся к оказанию правовой помощи по уголовным делам, в том числе к выдаче лиц, совершивших  преступления. При этом Генеральная прокуратура, как и прокуратуры других государств, руководствуется действующим законодательством своего государства и международными соглашениями, прежде всего договорами о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. И хотя договоры не предписывают данные функции непосредственно органам прокуратуры, а предполагают исполнение всех норм "учреждениями юстиции", под которыми понимаются суды, прокуратуры, нотариальные конторы и иные учреждения, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, на практике Генеральная прокуратура РФ в значительном объеме осуществляет соответствующие действия, в том числе принимает постановления о выдаче запрашиваемого лица, обращается в органы МВД с запросом о задержании и этапировании, сообщает запрашивающей стороне необходимую информацию.

      До  настоящего времени Генеральная  прокуратура РФ не располагает формализованными документами по выдаче, но вместе с  тем у нее накопился достаточный  опыт в подготовке соответствующих  документов. Например, в постановлении о выдаче запрашиваемого лица указывается гражданство лица, излагается суть совершенного им деяния, отмечается соответствие запроса нормам договора о правовой помощи.

      Как правило, строго учитывается гражданство  лица, обвиняемого в совершении преступления, поскольку согласно п. 1 ст. 57 Конвенции СНГ и аналогичным нормам двусторонних договоров выдача не производится, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемого государства. При этом учитывается юридическая возможность осуществления на основании ст. 72 и 73 Конвенции СНГ и аналогичных норм двусторонних договоров уголовного преследования запрашиваемым государством собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства.

      В Республике Башкортостан было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, в  отношении гражданина Литовской  Республики, проведено предварительное  следствие. Ввиду нахождения обвиняемого  на территории Литвы прокуратура Республики Башкортостан, отметив, что в соответствии с п. 1 ст. 62 Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Литовской Республикой гражданин последней не может быть выдан для привлечения к уголовной ответственности на территории России, обратилась через Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством (со ссылкой на ст. 59 и 60 указанного Договора) о направлении уголовного дела для окончания предварительного следствия в Литовскую Республику.

      В отдельных случаях, исходя из этих юридических  факторов, ходатайства о выдаче не удовлетворяются. Так, один из отрицательных  ответов обусловлен тем, что деяние, в связи с которым получено ходатайство о выдаче, будучи преступлением  по Уголовному кодексу Республики Узбекистан (нарушение правил административного надзора), не квалифицируется как уголовно наказуемое в законодательстве РФ; при этом дана ссылка на ст. 56 и 57 Конвенции о правовой помощи от 22 января 1993г.

      Согласно  ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", которая имеет заголовок "Международное сотрудничество", Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ.

      Заключенные с прокуратурами ряда государств (Монголии, Армении, Грузии, Украины, Туркменистана  и др.) двусторонние соглашения затрагивают вопросы правовой помощи и сотрудничества. Аналогичные объекты регулирования имеет четырехстороннее соглашение между прокуратурами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации. В перечне аспектов сотрудничества: возбуждение уголовных дел и расследование преступлений; выполнение отдельных процессуальных действий; выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений; содействие в розыске и выдаче лиц, совершивших преступления; пересылка материалов; предоставление друг другу сведений о возбуждении уголовного дела и о вступившем в законную силу приговоре, вынесенном в отношении граждан соответствующей стороны; присутствие работников органов прокуратуры при производстве следственных действий, выполняемых запрашиваемой стороной по поручению запрашивающей стороны, и т. д. Помощь не оказывается, если это противоречит законодательству запрашиваемой стороны. При исполнении ходатайств запрашиваемая прокуратура руководствуется законодательством своего государства.

        Соглашение о сотрудничестве  между Генеральной прокуратурой  РФ и Верховной народной прокуратурой  КНР, подписанное 29 марта 1997 г.  Предусмотрены такие действия, как  направление представителей друг  другу для непосредственного  предоставления информации и дополнительных сведений, касающихся расследуемых дел; обмен опытом прокурорской деятельности; обмен информацией о действующем законодательстве и правоприменительной практике, проведение совместных научных исследований.

      В практике Генеральной прокуратуры применяются приказы Генерального прокурора РФ об объявлении соглашений о правовом сотрудничестве, предписывающие начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокурорам субъектов РФ, военным и транспортным прокурорам проводить работу по выполнению ходатайств о правовой помощи в соответствии с принятыми документами. При этом указывается, что стороны при выполнении действий в рамках правовой помощи сносятся друг с другом только через центральные органы, что отражает правила двусторонних договоров о правовой помощи.

      Соглашение  с Монголией (ст. 4) и Соглашение с  КНР (ст. 9) предусматривают непосредственное сотрудничество между органами прокуратуры  приграничных регионов соответствующих  стран. Во исполнение Соглашения с КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Данный правовой документ предписывает прокурорам приграничных регионов РФ и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное сотрудничество в вопросах борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правонарушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям прокурорской деятельности, придерживаясь принципов взаимного уважения, строгого соблюдения закона, повышения эффективности сотрудничества и последовательного продвижения вперед, в соответствии с законами обеих стран, укреплять законность и правопорядок в регионах, предоставлять гражданам обеих стран эффективную правовую защиту. В рамках СНГ проводятся координационные совещания Генеральных прокуроров государств — членов Содружества.

     Из  выше сказанного можно определить что  Генеральная прокуратура Российской Федерации согласно Конституции не относится к органам исполнительной власти . Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре» она правомочна в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

2. Участие  Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве 

      Реализация  Генеральной прокуратурой Российской Федерации норм международного права  осуществляется по двум направлениям Некоторые ученые направления международного сотрудничества называют формами. Например, такую точку зрения я встретила в учебнике для студентов ВУЗов, для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, обучающихся по специальности «Юриспруденция» под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка, А.В. Ендольцевой. : международно-правовое сотрудничество и правовая помощь.

      Эти понятия неоднозначны. Международно-правовое сотрудничество означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную  по формам и направлениям деятельность компетентных правоохранительных органов, затрагивающую общие интересы сотрудничающих государств и направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью и обеспечение эффективности деятельности прокуратуры. Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства.

     В частности, о сотрудничестве можно  говорить в случае задержания лица, если есть предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой договаривающейся стороны преступление, влекущее выдачу Статья 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Правовая помощь это выполнение отдельных действий, предусмотренных соглашениями между государствами, которые призваны лишь содействовать решению отдельных вопросов, связанных с расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказания по отдельным уголовным делам. К тому же правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическое основание правовой помощи — поручения иностранных учреждений юстиции.

Информация о работе Реализация Генеральной прокуратурой РФ норм международного права