Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 14:40, курсовая работа
Актуальность темы исследования связана с тем, что международное частное право неразрывно связано с расширением торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы международного частного права, значение которого возрастает по мере углубления международных хозяйственных связей, развития новых организационных форм в различных областях международного делового сотрудничества. Свидетельством этого служит, прежде всего интеграция хозяйственной жизни.
Введение стр. 3 -4.
Глава 1. Правовые основы морских транспортных операций стр. 5 – 15.
1.1. Правовой режим морской транспортной среды стр. 5 – 7.
1.2. Правовое регулирование перевозок грузов морем стр. 7-15.
Глава 2. Регулирование международных морских перевозок в законодательстве Российской Федерации стр. 16 – 31.
2.1. Участие России в международных договорах по морскому праву стр. 16 - 28.
2.2. Нормы международного права в кодексе торгового мореплавания РФ стр. 29 - 31.
Заключение стр. 32 – 34.
Список использованной литературы стр. 35 – 37.
- создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают;
- создание
для отечественных
- создание
условий для приобретения
- разработка
механизмов оперативного
- повышение
эффективности механизмов
- проведение
согласованной активной
- разработка
и реализация мер,
Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.
Для повышения уровня реализации транспортного потенциала Российской Федерации необходимы:
- участие
России в разработке общей
стратегии развития сети
- активная
государственная поддержка
- содействие
реализации инвестиционных
- дальнейшее
развитие логистических
- техническая
модернизация и
- стимулирование
создания российских
- разработка
экономических механизмов
- разработка
при участии субъектов
2.2 Нормы международного права в кодексе торгового мореплавания РФ.
В самом
деле, несмотря на то, что Советский
Союз не был участником Конвенции
о коносаменте 1924 г., ее положения
составили основу гл. VIII «Договор морской
перевозки груза» КТМ СССР 1968 г. Соответствующая
гл. КТМ РФ опирается на правила
как самой Конвенции о
Установленные
гл. IX «Договор морской перевозки
пассажира» КТМ РФ правила об ответственности
перевозчика за вред, причиненный
жизни или здоровью пассажира, и
об ограничении такой
Правила гл. IX Кодекса об ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа и об ограничении такой ответственности не применяются при его перевозке в каботаже. При перевозке багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа либо за просрочку его выдачи определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Заключительная глава КТМ РФ (XXV) объединила нормы о применимом праве.
Заголовки ст. 414-426 КТМ РФ, закрепивших такие нормы, обозначают в общем виде сферу их действия: 1) право собственности и другие вещные права на судно; 2) правовое положение членов экипажа судна; 3) права на затонувшее имущество; 4) отношения, возникающие из договоров, заключаемых в области торгового мореплавания; 5) общая авария; 6) отношения, возникающие из столкновения судов;
7) отношения,
возникающие из причинения
11) ипотека
судна или строящегося судна;
12) пределы ответственности
Конструкция ст. 418 Кодекса, посвященной определению права, применимого к отношениям, возникающим из договоров в области торгового мореплавания, близка к конструкции ст. 166 Основ ГЗ 1991 г. («Обязательства по внешнеэкономическим сделкам»)17. Отношения, возникающие из договора морской перевозки груза, договора буксировки, договора морского агентирования, договора морского посредничества, договора морского страхования, тайм-чартера и бербоут-чартера, регулируются законом государства, предусмотренным соглашением сторон, из договора морской перевозки пассажира — законом государства, указанным в билете пассажира. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве отношения сторон, возникающие из договоров, регулируются законом государства, в котором учреждена, имеет основное место деятельности или место жительства сторона, являющаяся: перевозчиком — в договоре морской перевозки; судовладельцем в договоре морского агентирования, тайм-чартере и бербоут- чартере; владельцем буксирующего судна — в договоре буксировки; доверителем — в договоре морского посредничества; страховщиком — в договоре морского страхования.
Из ст. 414 КТМ РФ следует, что наличие соглашения сторон договора о применимом праве не может повлечь устранение или уменьшение ответственности, которую в соответствии с Кодексом перевозчик должен нести за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, утрату или повреждение груза и багажа либо просрочку их доставки.
Обычаи торгового мореплавания — будь то обычаи морских портов или обычаи, становление которых связано с обращением к разрабатываемым международными неправительственными организациями сводом правил и иному инструментарию «негосударственного регулирования», давно и прочно утвердились в качестве источника права, включая международное частное право. Так, К. Шмиттгофф писал: «Коносамент является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться в XVI веке»18 (об обычае как источнике международного частного права см. гл. 2). КТМ РФ в ст. 285 прямо отсылает к Йорк-Антверпенским правилам об общей аварии и другим международным обычаям торгового мореплавания, а в ст. 414 называет признаваемые в России обычаи торгового мореплавания в составе источников, определяющих применимое право.
Широко
распространены проформы чартеров, определяющих
условия морской перевозки
Действующие
в области торгового
"Срез"
нормативных предписаний
Отношения, опосредуемые договорами перевозки пассажиров, багажа и грузов, образуют одну из сфер, охватываемых понятием "торговое мореплавание". Другие сферы включают отношения по осуществлению вещных прав на морские суда, отношения, связанные с риском мореплавания (морское страхование, общая и частная авария, столкновение судов, спасание на море и др.).
Заметной
особенностью регулирования этих разнообразных
отношений в последние годы является
расширение круга многосторонних соглашений,
предусматривающих
В целом ряде таких многосторонних соглашений Российская Федерация не участвует. В немалой степени это объясняется включением в них положений, в той или .иной мере отражающих неизвестные России правила других правовых систем. Вместе с тем в связи с разработкой российского Кодекса торгового мореплавания должен быть, очевидно, рассмотрен вопрос о возможности присоединения России к приемлемым для нее многосторонним международным соглашениям. К международным договорам такого рода могут быть отнесены, в частности: Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952 г.; Международная конвенция о спасании 1989 г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993 г.; Протокол 1996 г. об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г.; Протокол 1979 г. об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., измененной Протоколом 1968 г.
Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. была ратифицирована Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.20 Определяя всеобъемлющий режим в области морского права, Конвенция содержит ряд положений, затрагивающих проблемы международного частного права (гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов, иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, национальность судов, применение клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации и др.).
В соответствии со ст. 784 ГК РФ транспортные уставы и кодексы должны быть приняты в форме федеральных законов. В силу вводных законов к частям первой и второй Гражданского кодекса РФ впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории России, в соответствие с этим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории России в пределах и в порядке, предусмотренных российским законодательством, применяются постольку, поскольку они не противоречат этим частям кодекса. Изданные до введения в действие частей первой и второй Гражданского кодекса РФ нормативные акты Правительства РФ и применяемые на территории России постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно этим частям Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения соответствующих законов.
Итак, Российская
Федерация участвует в
В результате присоединения России к наиболее авторитетным международно-правовым документам начался процесс усовершенствования действующего законодательства по многим отраслям права, в том числе и в морском праве. Вступил в действие Кодекс торгового мореплавания 1 мая 1999 г.21, в основе которого в ряде глав заложены как бы его несущие стержневые конструкции международных договоров.
Список использованной литературы.