Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:32, реферат
Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон (далее - СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 (пяти) лет с даты объявления ими прибыли.
- Налог на добавленную
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" от 19.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь.
Ставка налога - 18 %, в некоторых случаях - 0 % ; 0,5 % ; 10 % ; 9,09 % или 15,25 %.
Льгота:
В случае реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость уплачивается в размере 50 % от подлежащей уплате суммы указанного налога. Данная льгота не распространяется на некоторые виды деятельности, например, на торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес.
-Платежи за землю.
Порядок уплаты регулируется Законом Республики Беларусь "О платежах за землю" от 18.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Размер платы за землю зависит от местоположения и качества земельного участка.
Конкретный размер арендной платы за земельный участок, предоставляемый резиденту во временное пользование на условиях договора аренды, устанавливается Администрацией СЭЗ с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговаривается условиями договора о предпринимательской деятельности в СЭЗ.
- Налог на недвижимость.
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь "О налоге на недвижимость" от 23.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объектом налогообложения
Ставка налога - 1 % в год, а по некоторым объектам сверхнормативного незавершенного строительства - 2 % в год.
Льгота:
Резиденты СЭЗ освобождается от уплаты налога на недвижимость по основным средствам, расположенным на территории СЭЗ и используемым в деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим.
- Обязательные платежи в бюджет.
Резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают
сбор в республиканский фонд поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной
науки и налог с пользователей
автомобильных дорог (далее по тексту
- целевые платежи) в общем порядке,
установленном налоговым
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налог с пользователей автомобильных дорог - 3 % единым платежом.
Льгота:
Целевые платежи не уплачиваются резидентами СЭЗ в части выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим.
- Обязательные платежи,
- отчисления в фонд
- Акцизы.
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь "Об акцизах" от 19.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Плательщиками данного налога являются резиденты СЭЗ:
- производящие подакцизные
- ввозящие подакцизные товары
на таможенную территорию
Резиденты СЭЗ уплачивают акцизный
налог на общих основаниях в соответствии
с действующим
На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Акцизы установлены на спирт
и спиртосодержащие растворы, табачную,
алкогольную продукцию и пиво,
автомобильные бензины и
Ставки акцизов на товары могут
устанавливаться в абсолютной сумме
на физическую единицу измерения
подакцизных товаров (твердые (специфические)
ставки) или в процентах от стоимости
товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов
устанавливаются Президентом
-Экологический налог.
Резиденты СЭЗ уплачивают экологический
налог в общеустановленном
Экологическим налогом облагаются:
- объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
- объемы переработанных нефти
и нефтепродуктов
- объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
- объемы перемещаемых по
- объемы отходов производства,
размещенных на объектах
- объемы размещенных товаров,
помещенных под таможенный
- объемы производимой и (или)
импортируемой пластмассовой,
Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
5. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.
В отношении резидента СЭЗ не допускается:
- дискриминация и другие
- принудительные национализация,
реквизиция либо аналогичные
по своему действию меры, за
исключением временного
Иностранным инвесторам государство гарантирует право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе в иностранной валюте, полученных от вложенных в СЭЗ инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.
На иностранных инвесторов в
СЭЗ распространяется система государственных
гарантий охраны инвестиций, которая
предусмотрена
В соответствии со ст. 11 Инвестиционного кодекса инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.
Национализация или реквизиция
возможны лишь со своевременной и
полной компенсацией стоимости национализированного
или реквизированного инвестиционного
имущества и других убытков, причиняемых
национализацией и реквизицией.
Компенсация стоимости
Согласно ст. 12 Инвестиционного
кодекса Республики Беларусь, компенсация
стоимости национализированного или
реквизированного инвестиционного
имущества национальному
6. Проблемы развития свободных экономических зон
в Республике Беларусь
Развитие СЭЗ в Республике Беларусь сопряжено с рядом проблем, которые можно условно подразделить на глобальные и проблемы, связанные с функционированием конкретной СЭЗ. К общим вопросам можно отнести следующие:
Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы, и иностранный капитал рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и страны в целом. При этом часто упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей и задач невозможно.
Отсутствует Программа создания и развития СЭЗ в Республике Беларусь, в которой, помимо перечня создаваемых зон, для каждой СЭЗ были бы четко указаны задачи и цели, этапы становления, приоритетные отрасли, объем инвестиций и источники их привлечения.
Также отсутствует и методика расчета эффективности создания и функционирования СЭЗ. Подобная методика должна включать в себя расчет затрат (объем необходимых инвестиций, снижение доходов бюджета, связанное с предоставлением налоговых и таможенных льгот, и т. д.), доходов от функционирования СЭЗ (рост валютных поступлений, рост объемов экспортно-импортных операция, объем привлечения иностранных инвестиций, рост доходов в перспективе и т. д.), а также интегральных показателей эффективности.
В то время как необходимость создания СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, наличие подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении ожидаемого эффекта от той или иной СЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы привлечь $1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около $4 собственных средств, а первоначальные затраты на одно рабочее место составляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуются бюджетные средства. Возникает вопрос: справится ли бюджет Республики Беларусь с такой дополнительной нагрузкой в расходной части? Опыт создания и функционирования СЭЗ в России показывает, что в условиях, когда цели и задачи СЭЗ четко не сформулированы или неконкретны (что, без сомнения имеет место у нас), объем привлекаемых инвестиций невелик, а бюджету наносится невосполнимый урон в виде снижения доходов бюджета, в результате предоставленных налоговых, таможенных и других льгот, и увеличения расходов, связанных с созданием СЭЗ.
Помимо глобальных проблем, процесс функционирования СЭЗ выявил следующие проблемы:
Налоговые и таможенные льготы. Основными
налоговыми льготами в зоне являются:
уплата всего 7 налогов и сборов резидентами
зоны; сниженные на 50% ставки налога
на доход и прибыль и НДС; освобождение
от налогов приоритетных по профилю
деятельности предприятий; освобождение
от налога на прибыль при реализации
продукции собственного производства
на протяжении 5 лет; установление ставки
налога на прибыль при реализации
на экспорт не менее 70% продукции
собственного производства. Что касается
таможенных пошлин, то, в соответствии
с Законом Республики Беларусь о
свободных экономических зонах,
при ввозе не территорию СЭЗ иностранных
и отечественных товаров