Современные теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:12, реферат

Краткое описание

Цель работы:
Дать определение международной торговли;
Изучить несколько современных теорий международной торговли и объяснить эти процессы;
Сделать соответствующие выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
1.1 Понятие и направление………………………………………………...4
1.2 Теория технологического взрыва…………………………………….5
1.3 Теория жизненного цикла продукта…………………………………..6
2. МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИИ ТОРГОВЛИ..............................................................................................................7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Пермский институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

Учётно-финансовый факультет

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «Мировая экономика и международные экономические отношения»

на тему: «Современные теории международной торговли»

 

 

 

Выполнила

студентка группы ЭК-21

очной формы обучения

Учётно- финансового факультета

  Яркина Марина Владимировна

Доцент руководитель:

преподаватель,

Глодных Наталья Михайловна.

 

 

 

 

 

Пермь 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

1.1 Понятие и направление………………………………………………...4

1.2  Теория технологического взрыва…………………………………….5

1.3 Теория жизненного цикла продукта…………………………………..6

2. МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ  ТЕОРИИ ТОРГОВЛИ..............................................................................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
        Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции она прошла путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. 

Цель работы:

  1. Дать определение международной торговли;
  2. Изучить несколько современных теорий международной торговли и объяснить эти процессы;
  3. Сделать соответствующие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЯ ТОРГОВЛЯ

1.1 Понятие и направление

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля – это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. 

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт, которые имеют следующие виды:

ЭКСПОРТ

ИМПОРТ

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных) в данной стране; 

1) ввоз из-за границы  товаров, технологий для реализации  на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение отиностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения; 

2) вывоз сырья и п/ф  для переработки за границей  под таможенным контролем с последующим возвратом; 

2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей  дли переработки в данной стране  и последующего вывоза за границу; 

3) реэкспорт – вывоз  товаров, ранее ввезенных из-за  границы, включая товары, проданные  на международных аукционах, товарных  биржах и т.п.; 

3)реимпорт – обратный  ввоз из-за границы ранее вывезенных  национальных товаров; 

4) временный вывоз за  границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки). 

4) временный ввоз товаров  на международные выставки, ярмарки, аукционы; 

5) вывоз продукции в  порядке прямых производственных  связей (в машиностроении), а также  поставки в рамках ТНК. 

5) ввоз продукции в  рамках ТНК (транснациональные корпорации). 


 

Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных характеристик внешней и международной торговли, таких, как: 

  • стоимостной и физический объём (товарооборот). Стоимостный объём внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объём международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объём международной торговли представляет собой номинальный объём, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора (снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны; процесс снижения роста денежной массы в обращении). Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять её реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления; 
  • товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день насчитывается свыше 20 мил. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг; 
  • географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемый либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура – данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура – данные о международной торговле между странами к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в отдельную группу по тем или иным критериям (например, страны – экспортеры нефти). 

Таим образом, субъектами  международной торговли выступают:

  1. страны мира;
  2. ТНК и МНК;
  3. региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека – товары и услуги.

1.2 Теория технологического взрыва

Дальнейшим развитием теории Хекшера – Олина можно считать теорию технологического разрыва. Если в той или иной отрасли начинают применяться технологические новшества, то тем самым страна получает сравнительные преимущества. Производя товар с меньшими, чем прежде, издержками, она может получить на мировом рынке дополнительную прибыль. Поэтому экспортеры заинтересованы в увеличении производства данного товара и его реализации на мировом рынке. Однако технологические новшества не могут быть узурпированы той или иной страной: постепенно они становятся достоянием и других стран. В результате ранее образовавшийся технологический разрыв оказывается преодоленным, а первоначальные преимущества утраченными.

Тем не менее, пока разрыв существует, он оказывает позитивное воздействие на экспорт товаров, в производстве которых использованы новые технологии. Вместе с тем он стимулирует и развитие экономики страны-импортера. В первом случае имеет место своеобразная “технологическая рента”, во втором – приобретается более совершенная в техническом отношении продукция, применение которой позволяет повысить эффективность экономики.

В целом теорию технологического разрыва можно рассматривать как дальнейшее развитие теории сравнительных преимуществ. Однако, как свидетельствует практика, торговля сохраняется и в случае выравнивания технологического потенциала двух стран. Поэтому поле применения этой теории оказывается суженным.

1.3 Теория жизненного цикла продукта

В 60-е годы широкое распространение получила теория жизненного цикла продукта, предложенная в 1966 г. английским экономистом Р. Верноном. В основе этой концепции лежит идея о том, что каждый новый продукт проходит своеобразный “жизненный” цикл. Точно так же, как в живой и неживой природе можно выделить несколько фаз развития организмов и явлений, в жизни нового продукта наблюдаются фазы внедрения, быстрого роста (расширения), зрелости и старения.

На первом этапе (внедрении) издержки производства нового товара относительно высоки, он доступен лишь ограниченному кругу лиц с высокими доходами, экспорт в целом незначителен.

На втором этапе, по мере повышения спроса на продукт (что наблюдается, если он удовлетворяет уже сформировавшиеся или потенциальные общественные потребности в первую очередь местного рынка, а затем и мирового), выпуск продукта становится серийным, издержки его производства снижаются. Объем поставляемой на экспорт продукции возрастает. Вначале спрос мирового рынка удовлетворяется поставками преимущественно из страны, в которой товар был первоначально внедрен, однако постепенно продукт начинает производиться и в других странах. С этой целью фирма-пионер может создавать филиалы, совместные предприятия, продавать различного рода лицензии.

На третьем этапе (зрелости) общий объем выпуска продукции достигает максимального значения. Однако, поскольку рынок уже насыщен, дальнейшего роста производства не наблюдается. При этом зарубежные фирмы, освоившие выпуск товара, пытаются конкурировать с фирмой-пионером даже на ее внутреннем рынке.

Наконец, на четвертом этапе вследствие появления новых товаров, более полно удовлетворяющих те же потребности, спрос на первоначальный товар снижается, что приводит к сокращению его производства.

Необходимо отметить, что теория жизненного цикла товара отражает некоторые реально существующие взаимосвязи в мировом хозяйстве (например, лидерство США и в меньшей мере других стран с развитой рыночной экономикой в разработке и внедрении новых продуктов). Однако она может объяснить в целом достаточно ограниченный круг явлений. Так, имеется устойчивый спрос на сырьевые товары и некоторые пищевые продукты (в частности алкогольные напитки). Между тем их производство не может быть увеличено в сколько-нибудь значительных масштабах или перенесено в другие страны.

  1. МНОГОФАКТОРНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ТОРГОВЛИ

В ряде теорий международной торговли обращается особое внимание на достижение и поддержание конкурентных преимуществ, которые к настоящему времени уже достаточно подробно выявлены. Для обеспечения конкурентных преимуществ компании должны непрерывно внедрять в производство технические новшества и усовершенствования. Полем деятельности крупной компании становится все мировое экономическое пространство.

Основной упор в новейших теориях делается на анализ все возрастающей части международной торговли в виде внутрифирменной торговли в рамках транснациональных корпораций. Поэтому происходит определенное сближение форм и методов разработки и осуществления транснациональными корпорациями стратегии развития как внутри страны, так и в пределах мирового экономического пространства, которое разделено государственными границами. Так, учитывая все возрастающее разнообразие номенклатуры производимой продукции в различных странах, считается, что для поддержания устойчивой тенденции к росту торговли стране достаточно иметь структуру производимой в ней продукции, отличную от структуры производства в других странах. Специализация на отдельных видах продукции обрабатывающей промышленности позволяет добиваться экономии на масштабах производства. Это, в свою очередь, обеспечивает выгоду от внешней торговли, поскольку позволяет предложить товары мировому рынку по конкурентоспособным ценам. К тому же само увеличение масштабов производства сверх внутренних потребностей заставляет производителей искать возможности сбыта товаров за границей.

Теоретическое исследование причин включения стран в международное разделение труда показывает, что, по-видимому, не существует единой причины, порождающей стимулы к такому участию. В разные исторические периоды причины могли быть различными. Так, включение страны в колониальную торговлю происходило насильственным путем, что, однако, повлекло за собой трансформацию экономики, принявшую однобокий, уродливый, но, тем не менее, устойчиво воспроизводящийся характер.

Преодоление колониального наследия до сих пор остается сложной и трудноразрешимой проблемой для целого ряда стран. Опыт последних десятилетий свидетельствует со всей определенностью, что без участия в международном разделении труда нельзя обеспечить благоприятных условий для быстрого прогресса национальной экономики. Наибольшего успеха в целом добились те страны, которые ориентировались на более широкое и глубокое включение в международное разделение труда. Примером могут служить “новые индустриальные страны”.

К участию в МРТ может стимулировать как рост внутреннего производства и ограниченность внутреннего потребления, так и целенаправленная государственная политика поощрения экспортной ориентации хотя бы некоторых отраслей национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мировой торговлей называют систему товаро-денежных отношений, которые складывается из внешней торговли всех существующих сегодня стран. Современные направления мировой торговли в мировой торговле и происходящие сегодня сдвиги в её структуре, не всегда могут поддаваться объяснению в рамках классической теории торговли. Такие трудности приводят к желанию продолжать развитие уже существующих на текущий момент теорий торговли, а также к созданию новых более совмещенных теоретических концепций.

Одним из существенных сдвигов, который произошел за последние несколько лет, является тот факт, что за этот период в мировой торговле доминирующим фактором стал технический прогресс. Кроме того за последние несколько лет резко увеличилась доля мирового товарооборота. Процессы  международной торговли предоставлены и изучены в реферате, в связи с рассмотрением их теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература:

  1. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е.Рыбалкина / М.: «Юнити», 2010. 
  2. «Наши взгляды на мировую экономику». Под ред. В.Е. Рыбалкина и В.М. Кутового. М.: Научная книга, 2013. 

Информация о работе Современные теории международной торговли