Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:30, доклад
Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств. Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной. Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.
Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому. Правопреемство – это сложный международный правовой институт, нормы данного института были кодифицированы в Венской конвенции от 1978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров и в Венской конвенции от 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
Существуют две основные теории по поводу правопреемства государств. Согласно универсальной теории правопреемства государств государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику. Представители данной теории (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли) считали, что все международные права и обязанности государства-предшественника переходят к государству-преемнику, так как личность государства остается неизменной. Негативная теория правопреемства. Ее представитель А. Кейтс считал, что при смене власти в одном государстве на другую международные договоры государства-предшественника отбрасываются. Разновидностью данной теории является концепция tabula rasa, которая означает, что новое государство начинает свои договорные отношения заново.
Таким образом, в правопреемстве государств выделяют правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и в отношении государственных долгов.
В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. государства - участники СНГ решили вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР следующим образом. Во-первых, они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, причем почти все государства, в том числе и Украина, согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией. Каждое государство СНГ, как это было закреплено в Соглашении о создании СНГ, имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР.
Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР имеет определенную особенность, которая заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым в доктрине международного права понимается продолжение одним государством (государством-продолжателем), в данном случае Россией, осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств другого государства, в данном случае бывшего СССР.
Для континуитета, в принципе, необходимо наличие согласия других правопреемников. В случае с континуитетом Россией это условие соблюдено - в связи с прекращением существования СССР большая часть государств - участников бывшего СССР поддержали Россию в том, чтобы она "продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", как это было закреплено в решении Совета глав государств СНГ от 22 декабря 1991 г. Продолжение членства в ООН и других международных организациях автоматически означает и продолжение участия в Уставе ООН, являющемся международным договором, и в иных учредительных документах, на основе которых функционируют другие организации.
В целом континуитет России был воспринят без возражений со стороны государств, а члены ЕС и Совета Европы выступили 23 декабря 1991 г. со специальным заявлением, в котором "приняли к сведению, что права и обязательства бывшего СССР будут продолжать осуществляться Россией".
Следовательно, Российская Федерация имела достаточные основания нотифицировать другим государствам, что посольства и консульства бывшего СССР следует рассматривать "в качестве дипломатических и консульских представительств Российской Федерации" и что она "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров СССР", и просит рассматривать ее в качестве стороны всех таких действующих договоров "вместо Союза ССР" (ноты МИДа России от 3 и 13 января 1992 г.).
В доктрине указывается на то, что континуитет России обусловлен рядом объективных факторов:
1) неделимость статуса
великой державы и ее общей
политико-правовой
2) неприменимость норм правопреемства к определенной категории договоров, к таким, например, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств-преемников "было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия".
Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его легальными правопреемниками, созданными в рамках существующих норм международного права.
Украина в лице своих высших органов власти
определила правопреемственности в тех
случаях, когда в силу международного
права это подлежит разрешению односторонним
волеизъявлением, а в других случаях -
путем заключения соответствующих международных
соглашений.
Односторонним волеизъявлением
установлена
непрерывность государства Украина, ее
территориальное преемственность в Декларации
о государственном суверенитете Украины
от 16 июля 1990 года. Этот документ закрепляет
существование Украины как суверенного
национального государства в существующих
границах, деятельность ее высшего представительного
органа, который имеет исключительное
право выступать от имени всего народа
- Верховной Рады УССР, на основе верховенства
Конституции. Здесь же провозглашались
установки украинского гражданства, территориальное
верховенство республики на всей ЕЕ территории,
экономическая самостоятельность и право
осуществления внешних сношений.
В Декларации объявлялось правопреемство
на свою долю в общесоюзном богатстве,
в частности в общесоюзных алмазном и
валютном фондах и золотом запасе, созданный
благодаря усилиям народа Республики.
Дальнейшее развитие эта тенденция
получила в Законе Украины от 12 сентября
1991 «О правопреемстве». Согласно этому
Закону:
- С момента провозглашения
независимости Украины высшим органом
государственной власти в Украина была
ее Верховная Рада;
- До принятия новой Конституции
Украины действовала Конституция УССР;
- Законы и другие акты УССР
действовали на территории Украины при
условии, если они не противоречили законам
Украины, принятым после провозглашения
независимости Украины
- Органы государства, сформированные
на основе Конституции СССР, действовавших
до создания органов государства на основе
Конституции Украины;
- Государственной границей
Украины был ее государственную границу
в составе СССР по состоянию на 16 июля
1990;
- Украина подтверждала свои
обязательства по международным договорам,
которые были ратифицированы УССР до провозглашения
независимости Украины, и провозглашала
себя правопреемником прав и обязанностей
по договорам СССР, не противоречащие
Конституции Украины и интересам Республики;
- Украина не несла ответственности
по кредитным договорам СССР, были подписаны
после 1 июля 1991 без согласия Украины;
- Все граждане СССР, постоянно
проживающих на момент провозглашения
независимости Украина на ее территории,
становились гражданами Украины.
При заключении международных
договоров по различным аспектам правопреемства
Украина выходила из своих национальных
интересов.
В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. рассматривались договоры, "представляющие взаимный интерес" для всех стран - участниц СНГ. Существует, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Например, в связи с заключенным в 1991 г. Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский Протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства "в качестве государств-правопреемников" Союза принимают на себя его обязательства по Договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям, а для целей проведения Договора в жизнь фигурирующее в нем название "Союз Советских Социалистических Республик" будет впредь означать Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.
Касательно правопреемства в отношении ядерного оружия существует Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г., в котором предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами своего статуса неядерных государств с присоединением в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия.
Для решения проблем правопреемства и на основе Меморандума о взаимопонимании с вопросы правопреемства в отношении договоров бывшего СССР, представляющих взаимный интерес 1992 года Советом глав государств СНГ 20 марта 1992 года была создана комиссия по правопреемства в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР (например, Договор о правопреемстве в отношении бывшего государственного долга и активов Союза ССР 1991 года, Соглашение глав государств-участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 года, Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 года, Декларация глав государств-участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 года и др..).
Украина и Россия являются
участниками большинства из этих договоров.
Так, 6 июля 1992 года между Украиной,
Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией,
Молдавией, Российской Федерацией, Таджикистаном,
Туркменистаном и Узбекистаном было подписано
Соглашение о распределении всей собственности
бывшего Союза ССР за рубежом. Предметом
соглашения была вся движимая и недвижимая
собственность и инвестиции за пределами
территории СССР, находившейся во владении,
пользовании и распоряжении СССР, его
органов или других структур, под его контролем
или юрисдикцией. Под собственностью,
в частности, понималась: недвижимость,
используемая дипломатическими и консульскими
представительствами СССР; инфраструктуры
СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации;
собственность СССР и прибыль от деятельности
юридических лиц, находившихся под юрисдикцией
СССР; прибыль от выполнение работ по международным
соглашениям СССР и др.. Эта собственность
делилась в процентах, в данном случае
к России перешел 61,34%, а Украина получила
16,37%.
В этот же день 1992 года между
теми же субъектами с участием Украины
было подписано Соглашение о правопреемстве
в отношении государственных архивов
бывшего Союза ССР. Общим принципом этого
соглашения стало провозглашение целостности
архивных фондов бывшей Российской империи
и Союза ССР. Соглашением предусматривался
переход под юрисдикцию государств-участников
СНГ государственных архивов и архивов
союзного уровня, включая государственные
отраслевые архивные фонды бывшего СССР,
находящиеся на их территории. Стороны
настоящего Соглашения имеют право на
возвращение тех фондов, образовавшихся
на их территории и в разное время оказались
за их пределами. Кроме того, предусмотрена
возможность использования государствами-участниками
на основе заключения специальных двусторонних
соглашений архивов, находящихся в распоряжении
любого участника, путем доступа к ним
или получения копий.
В 1992-1994 годах
были заключены двусторонние соглашения
между Украиной, с одной стороны, и Азербайджаном,
Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией,
Российской Федерацией, Таджикистаном,
Узбекистаном - с другой, об урегулировании
вопросов правопреемства относительно
внешнего государственного долга и активов
бывшего Союза ССР.
Как особый, специфичный вид правопреемства континуитет России не означает и не должен означать, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства. Наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его легальными правопреемниками, созданными в рамках существующих норм международного права. Как признается в соответствующих Соглашениях и решениях, принятых в рамках СНГ, все государства - члены Содружества "являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР".
Информация о работе Сравнительный анализ процесса правопреемства России и Украины