Структура и состав информационного законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение структуры и состава информационного законодательства.
Задачи:
- выяснить что является предметом правового регулирования в информационной сфере и что входит в структуру информационного законодательства;
- изучить иерархию правовых актов РФ;
- рассмотреть государственные органы, контролирующие деятельность в области защиты информации;
-освоить структуру правоотношений и виды юридической ответственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по междунар.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

Введение

Целью данной работы является изучение структуры и состава информационного законодательства.

Задачи:

- выяснить что является предметом правового регулирования в информационной сфере и что входит в структуру информационного законодательства;

- изучить иерархию правовых  актов РФ;

-  рассмотреть государственные  органы, контролирующие деятельность в области защиты информации;

-освоить структуру правоотношений и виды юридической ответственности.

Этапы. 

  1. Предмет и структура информационного законодательства РФ:

- предпосылки развития  государственного управления в  сфере информационной безопасности;

- общая методология и структура организационного обеспечения информационной безопасности на уровне государств.

     2) Структура правоотношений и виды юридической ответственности.

В информационную базу исследования входят:

Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48 г., «Концепция правовой информатизации России», утвержденная Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966, Конституция РФ, принятая  12.12.93 г. А так же такие электронные сайты как ВикипедиЯ — свободная энциклопедия, Информационно – поисковая система – Guard.

  1. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

Информационное законодательство - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере.

Предметом правового регулирования в информационной сфере являются:

-создание и распространение  информации;

-формирование информационных  ресурсов;

-реализация права на  поиск, получение, передачу и потребление  информации;

-создание и применение  информационных систем и технологий;

-создание и применение  средств информационной безопасности.

  Формирование законодательства в области информационного права в России началось, в основном, со времени появления «Концепции правовой информатизации России», утвержденной Указом Президента РФ от 28.06.93 г. № 966. В основе информационного законодательства находится свобода информации и запретительный принцип права (все, что не запрещено законом - разрешено). Это закреплено в основных как международных так и российских правовых документах, например, в ст. 3 Всеобщей декларация прав человека от 10.12.48 г. и в ст. 29 Конституции РФ, принятой 12.12.93 г. В целях реализации этих прав и свобод принимаемые законодательные акты устанавливают гарантии, обязанности, механизмы зашиты и ответственность. * • Информационное законодательство имеет вертикальную (по видам правовых актов) и горизонтальную (по отраслям законодательства) структуру.

  Вертикальная структура строится исходя из принципа «верховенства закона»: нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими для соответствующих норм всех нижестоящих актов. (Приложение А).

Структура информационного законодательства (как комплексной отрасли).

В настоящее время в стране действуют следующие нормативные акты, регулирующие отношения в информационной сфере:

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральные законы:
  3. Гражданский кодекс РФ;
  4. Уголовный кодекс РФ;
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
  6. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
  7. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» и др. (всего около 80 законов);
  8. Указы и Распоряжения Президента РФ;
  9. Постановления Правительства РФ и другие     подзаконные     акты:     местные, ведомственные и внутриорганизационные;

10)Нормативно-методические  документы государственных органов  России: Доктрина информационной  безопасности РФ, Руководящие документы  ФСТЭК (Гостехкомиссии России), Приказы ФСБ.

  Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую базу, обеспечивающую нормативное регулирование процессов информационного обмена, в том числе и защиту информации.

Органы (подразделения), обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

  Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

  • Комитет Государственной думы по безопасности;

  • Совет безопасности России;

  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);

  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);

  • Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);

  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

 

    1. 1. Предпосылки развития государственного управления в сфере информационной безопасности

 
  Основные задачи государственных органов в сфере информационной безопасности, также как и во многих других сферах, связаны с охраной общественных интересов, предотвращением противоправной деятельности, а также с защитой информации, имеющей государственную важность (военных сведений, информации о космических и ядерных технологиях и т.п.). При этом решение вопросов информационной безопасности в частном секторе экономики, как правило, является прерогативой самих частных компаний и организаций, а вмешательство государства в эту сферу должно быть минимизировано. Таким образом, на практике деятельность органов власти, как правило, концентрируется на решении вопросов информационной безопасности внутри отдельных сфер, которые считаются наиболее важными для обеспечения государственной безопасности и достижения политических целей: вооруженные силы, внешняя разведка, стратегические технологии (например, космические, атомные и военные), государственные финансы, общественная стабильность и некоторые другие. Решению вопросов информационной безопасности в других областях государственными органами, как правило, уделяется меньше внимания. Государственные органы могут решать определенные задачи информационной безопасности, не относящиеся напрямую к защите государственных информационных систем, в тех случаях, когда выгоды от государственного вмешательства существенно превышают затраты и решения, предлагаемые государством, не составляют конкуренции альтернативным решениям (услугам, технологиям, методикам и т.п.), которые предлагаются (или потенциально могут быть предложены) частными компаниями. 
 Деятельность государства в сфере информационной безопасности, как правило, строится на более общих задачах государственной власти, таких как:

  • сохранение суверенитета государства;

  • сохранение государственной и политической стабильности в стране;

  • сохранение и развитие демократических институтов общества, а также обеспечение прав и свобод граждан;

  • укрепление законности и правопорядка;

  • обеспечение социально-экономического развития страны и устойчивости финансовой системы;

  • участие в жизни международного сообщества.

  По своей природе факторы, определяющие состояние информационной безопасности и, соответственно, деятельность государства в этой сфере, подразделяются на:

  • политические;

  • социально-экономические;

  • организационно-технические.

Организационная деятельность государства в сфере информационной безопасности, как правило, сводится к противодействию различным угрозам:

  • внешним, таким как деятельность иностранных спецслужб и вооруженных сил, враждебная экономическая и техническая политика отдельных государств, агрессивные рыночные стратегии крупных международных корпораций и финансово-промышленных групп, незаконная деятельность международных преступных и террористических группировок и т.п.;

  • внутренним, таким как деятельность криминальных структур в сфере обращения информации, неправомерные действия государственных структур, халатность или целенаправленные нарушения, допускаемые гражданами и организациями при использовании информационных систем и обращении информации, нарушения в работе информационных и телекоммуникационных систем и т.п.

Таким образом, деятельность государства в этой сфере направлена на нейтрализацию существующих угроз информационной безопасности с учетом всех факторов, воздействующих как на сами управляющие государственные структуры, так и на информационные системы.

 

    1. .  Общая методология и структура организационного обеспечения информационной безопасности на уровне государств

 
  Для решения основных задач в сфере информационной безопасности действуют все основные органы государственной власти и управления: судебные, органы исполнительной власти, правоохранительные органы, организации и предприятия, которые контролируются государством и имеют доступ к информации, составляющей государственную тайну, и другие. 
 Для обеспечения информационной безопасности государственные органы выполняют следующие основные функции:

  • создают законодательную базу, обеспечивающую защиту базовых прав частных лиц, предприятий и государства, таких как право на защиту частной информации, право на защиту коммерческой и банковской тайны, право на беспрепятственный доступ к информации и т.п. Данная функция осуществляется законодательными органами в сотрудничестве с органами исполнительной власти, общественными организациями, научно-исследовательскими учреждениями и другими заинтересованными участниками;

  • осуществляют правоприменительную деятельность, непосредственно реализуют меры по защите информационных ресурсов государственного управления, а также выполняют все функции, необходимые для реализации требований законодательства;

  • выполняют судебные функции в отношении лиц, которые допустили правонарушения, связанные с использованием информационных ресурсов, и участвуют в хозяйственных спорах, связанных с нарушениями информационной безопасности.

Функции создания и постоянного совершенствования законодательно-правовой базы, обеспечивающей защиту законных частных, коммерческих, общественных и государственных интересов, реализуются законодательными органами (парламентами) государств. Как правило, все законодательные функции в данной сфере в большинстве стран осуществляются центральными (федеральными) органами законодательной власти, а местные (региональные) органы таких полномочий не имеют. Для создания и поддержания в актуальном состоянии законодательства в сфере информационной безопасности в законодательных органах могут создаваться профильные комитеты и комиссии, которые состоят из членов данного законодательного органа, имеющих некоторые базовые знания и навыки в сфере информационных технологий и правового регулирования вопросов информационного обмена. Кроме того, вопросы совершенствования законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности также могут решаться в различных профильных комитетах, подкомитетах и рабочих группах, специализирующихся на смежных проблемах государственного управления и социально-экономического регулирования, таких как:

Информация о работе Структура и состав информационного законодательства