Субъекты международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2014 в 12:59, контрольная работа

Краткое описание

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, то есть обязанностей, возникающих у лица, в результате распространения на него каких-либо норм международного права либо индивидуальных предписаний, дозволений и запретов, содержащихся в международно-правовых актах. Это так же лицо, подчиняющееся прямому действию упомянутых норм, предписаний, дозволений или запретов, иными словами – лицо, поведение которого регулируется международным правом1.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа МПП.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, то есть существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.

В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по своему устройству, - унитарные и федеративные.

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Федерации являются сложными государствами. В международной практике, а также зарубежной международно-правовой доктрине признано, что субъекты некоторых федераций являются самостоятельными государствами, суверенитет которых ограничен вхождением в состав федерации. За субъектами федерации признается право выступать в международных отношениях в установленных федеральным законодательством рамках.

Международная деятельность субъектов зарубежных федераций развивается в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций.

В федеративном государстве актуальным является вопрос об участии субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях. В связи с этим возникает вопрос о международно-договорной правоспособности и правовом регулировании международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Для ответа на него необходим анализ соответствующих международно-правовых норм и национального законодательства.

Конституция Российской Федерации отнесла международные договоры к ведению Федерации (статья 71), их выполнение – к совместному ведению Федерации и субъектов (статья 72).

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия (статья 4). Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Договор, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его органами власти. Основные положения или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного ведения (статья 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора.

Вопросы о компетенции субъектов Федерации в области прямых международных связей достаточно полно урегулированы Федеральным законом от 4 января 1999 г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Субъекты имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения с административно-территориальными единицами иностранных государств и иными иностранными партнерами в соответствии с законами и договорами Федерации.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод: хотя в настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо.

Таким образом, государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Государства являются основными субъектами международного права в силу присущего им государственного суверенитета. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях2.

 

3. ДОКТРИНАЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ИНДИВИДА

 

 

Со второй половины XX века и до настоящего времени в международном праве возрастает и увеличивается удельный вес и значение норм, посвященных правовому положению личности.

Регулирующее воздействие международного права проникает в такие сферы, которые составляли ранее исключительную компетенцию государства. Индивид все больше соприкасается с международным правом, совершенствуются формы и способы международно-правового воздействия на поведение человека. Международное право, с требованиями и дозволениями которого не только государства, но и отдельные лица сообразуют свое поведение, становится таким же привычным и необходимым атрибутом повседневной жизни, как и другие социальные регуляторы.

Все эти новые тенденции нуждаются в теоретическом осмыслении и обосновании. Необходимо раскрыть и объяснить природу и механизм указанных явлений международно-правовой жизни.

Центральное место в этом процессе занимает категория международной правосубъектности. Проблема международной правосубъектности физических лиц имеет давнюю традицию в юридической литературе. Западные ученые уже довольно давно признают за индивидом качество международной правосубъектности, аргументируя свою позицию ссылками на возможность привлечения индивидов к международной ответственности, обращения индивида в международные органы за защитой своих прав. После ратификации 5 мая 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. российские граждане также могут обращаться в Европейский суд по правам человека.

Советские юристы по идеологическим соображениям долгое время отрицали наличие у индивида международной правосубъектности. Однако в конце 80-х годов и в отечественной международно-правовой литературе начали появляться работы, в которых индивиды стали рассматриваться как субъекты международного права. В настоящее время число ученых, разделяющих эту точку зрения, постоянно увеличивается.

Ответ на вопрос, является ли индивид субъектом международного права, зависит от того, какими характеристиками этот субъект должен обладать. Если считать, что субъект международного права - это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяет субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка 1989 года и так далее).

Сторонники этой концепции ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для индивида права и обязанности. Известен ряд преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид, которые могут непосредственно вменяться как состав международного преступления при осуществлении международного уголовного правосудия над индивидом посредством Международного уголовного суда или специально созданного Международного уголовного трибунала.

Особый статус имеют космонавты, которые одновременно являются физическими лицами и гражданами определенного государства, но в то же время признаются посланцами человечества в космос. Пока они находятся на космическом корабле, они подчиняются исключительной юрисдикции государства регистрации корабля. В случае необходимости космонавты имеют право требовать содействия и покровительства со стороны всех государств.

Однако во всех этих случаях права, получаемые индивидом, опосредованы государствами и без их согласия не действуют. Индивид может совершать определенные действия, предписанные отдельным договором, или не совершать их.

Возникновение института международно-правовой защиты прав и свобод индивида происходило за счет накопления перечня еще не систематизированных (в большинстве своем) и несовершенных стандартов прав личности и формулирования в национальных правовых актах правовых позиций, относящихся к статусу индивида. Впоследствии из таких документов составился каталог международных прав.

Со второй половины XIX века в международном праве происходят первые попытки регламентировать ведение военных действий. Начинается новый этап в формировании международного механизма защиты прав человека, получивший выражение в международном «гуманитарном праве».

Кодификация правил ведения войны и защиты жертв вооруженных конфликтов в Женевских конвенциях 1864 года, 1906 года, 1929 года, Гаагских конвенциях 1899 года и 1907 года усиливает гуманитарную направленность в международном праве. Данные документы установили определенные обязательные правила поведения государств в отношении граждан и заложили основу международно-правовой системы защиты личности в условиях вооруженных конфликтов. Классическое гуманитарное право впервые в мировой истории регламентировало вопросы защиты индивида и его прав на международном уровне. За счет использования средств международного правопорядка расширились возможности механизма внутригосударственного, призванного защищать права человека. Кроме того, классические нормы гуманитарного права содержали гарантии минимального стандарта прав личности, которые в тех условиях представляли собой универсальные, общечеловеческие права. Подобные изменения свидетельствовали о начале формирования механизма международно-правовой защиты прав человека.

Большинство международно-правовых документов того времени затрагивали вопросы статуса индивида косвенно и в основном касались отдельных аспектов правовых позиций (например, запрет работорговли) либо определенных категорий лиц (иностранцы, военнопленные и прочие). Отдельные элементы регламентации юридического статуса частных лиц проявлялись в таких институтах старого международного права, как дипломатическая защита и правовое положение иностранцев. С точки зрения истории вопроса здесь важны два правовых принципа, сложившиеся на основе многочисленных двусторонних торговых и консульских договоров, соглашений по вопросам гражданства, приобретшие со временем форму международного обычая. Прежде всего, государства обязывались предоставлять иностранцам, находящимся на их территориях, гарантии необходимых минимальных прав и правовой защиты, как то: защита жизни, достоинства, собственности, возможность судебной защиты своих интересов и проч. Кроме того, в международной практике утвердился принцип «дипломатической защиты» - механизм обеспечения правомерного поведения какого-либо государства в отношении лиц иностранного подданства. Иначе говоря, страна происхождения могла требовать от страны пребывания обязательного соблюдения некоего минимального стандарта защиты прав и интересов личности для своих граждан, предпринимать предупредительные меры для их защиты и для устранения последствий нарушения их прав и так далее. Следовательно, принимая во внимание тот факт, что понятия и категории международного права, не всегда идентичны понятиям внутригосударственного права, и если считать, что субъект международного права не только обладает правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм, но и является коллективным образованием и, самое главное, принимает прямое участие в создании норм международного права, то индивида к субъектам международного права относить нельзя.

Однако если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права.

 

 

ЗАДАЧА

 

Пункт 3 статьи 6 Конституции Мордовии гласит: «республика является самостоятельным участником внешнеэкономических отношений». Устанавливается так же, что осуществление внешних экономических связей находится в ведении Республики, а координация такой деятельности отнесена к совместному ведению Мордовии и Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом применяемые внутригосударственные акты РФ решают вопрос об объеме прав и обязанностей, то есть компетенции ее субъектов в том, что касается внешних отношений?

 

Решение

 

Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ устанавливаются ФЗ от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Что касается заключения международных договоров РФ, затрагивающих вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ, то федеральный закон от 16 июня 1995г. «О международных договорах Российской Федерации» в целом определяет пределы участия субъектов РФ в заключении международных договоров, статья 4 которого устанавливает, что:

1) Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

2) Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора.

Информация о работе Субъекты международного права