Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследование института судебной власти в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие судебной власти, значение и ее социальные функции.
2. Проанализировать принципы осуществления судебной власти в зарубежных странах.
3. Раскрыть основные модели судебной системы и органы осуществляющие правосудие.
4. Рассмотреть конституционный контроль как одну из основных функций судебной власти в зарубежных странах.
Введение 3
1. Судебная власть в конституционном праве зарубежных стран 5
1.1. Понятие и социальные функции судебной власти 5
1.2. Конституционные принципы судебной власти в зарубежных странах 10
2. Судебная система зарубежных стран 18
2.1. Модели судебной системы и судебные органы зарубежных стран 18
2.2. Конституционный контроль в зарубежных странах 22
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 32
Оглавление
В каждой стране по-своему понимается судебная власть, по разному обеспечиваются ее авторитет и сила. Судебная власть, функционируя наряду с законодательной и исполнительной властями, должна уметь при необходимости противостоять им. Судебную власть часто называют «третьей властью», поскольку в конституционных текстах и доктрине при перечислении ветвей власти, составляющих систему разделения властей, она обычно следует за законодательной и исполнительной. Однако это ни в какой мере не умаляет ни ее значимости, ни строго очерченной самостоятельности по отношению к другим ветвям власти. Более того, в зависимости от формы правления взаимозависимость законодательной и исполнительной властей может быть большей (парламентская форма правления) или меньшей (президентская республика). Положение же судебной власти остается неизменным. Хотя в европейских странах суды существовали издавна и повсеместно, для того чтобы судебная власть предстала как относительно самостоятельная и независимая, получила конституционный статус «третьей власти», потребовался немалый исторический период - переход от абсолютной монархии к демократическим режимам и далее к правовой государственности1. Независимая судебная власть по определению несовместима с самодержавным правлением и с тоталитарными режимами.
Вторая половина XX в. наглядно продемонстрировала, что чем дальше продвигались демократические страны по пути правовой государственности, тем сильнее проявлялась тенденция к возрастанию роли судебной власти как гаранта «верховенства Права» и законности в жизни общества и государства, прав и законных интересов его граждан. И, наоборот, даже частичная утрата судебной властью ее самостоятельности и независимости является опасным симптомом авторитаризма в государственном управлении.
Таким образом, темы курсовой работы является актуальной.
Объект работы – нормы законодательства зарубежных стран, регулирующие институт судебной власти.
Предмет работы - судебная власть в зарубежных странах.
Цель курсовой работы: исследование института судебной власти в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие судебной власти, значение и ее социальные функции.
2. Проанализировать принципы осуществления судебной власти в зарубежных странах.
3. Раскрыть основные модели судебной системы и органы осуществляющие правосудие.
4. Рассмотреть конституционный контроль как одну из основных функций судебной власти в зарубежных странах.
Нормативную основу составили положения нормативных актов зарубежных стран о судебной системе.
Теоретическая основа работы сложилась за счет трудов таких ученых как: Е.Б. Абросимова, Т.В. Арапова, В.Б. Евдокимова, А.А. Мишина, Ж.И. Овсепяна, Ю.П. Урьяса и других исследователей в данной области. Использовать монографии, научные труды, учебные пособия и публицистические материалы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Суд – государственный орган, разрешающий конфликты между физическими лицами, между физическими лицами и государством, дающий оценку поведения лиц, обвиняемых в правонарушениях.
Судебная власть — одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме. Понятие судебной власти — одно из ключевых конституционных понятий. В тех странах, где государственная власть организована на основе принципа разделения властей, судебная власть является важной составляющей триединства (наряду с законодательной и исполнительной властями), в ко тором каждая ветвь власти выполняет свою функцию.2
Характерные черты судебной власти
- осуществляется в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);
- реализуется в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.
Судебная власть в зарубежных странах обладает следующими признаками:
а) суды, составляющие в совокупности судебную систему; эта жестко структурированная система создается и изменяется только в законодательном порядке, а ее деятельность происходит в рамках столь же строгого и детально регламентированной законом процедуры («Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и тем низшими судами, которые будут время от времени устанавливаться и учреждаться Конгрессом».3 Разд. I ст. III Конституции США). Ее кадровый состав — судьи — образует особый профессиональный слой, так называемый судейский корпус, который как таковой, равно как и составляющие его судьи, имеет особый правовой статус («Судебная власть вверяется судьям» (ст. 92 Основного закона ФРГ))4;
б) правосудие как особая форма деятельности, имеющая целью разрешение на основе действующего права экономических, политических и иных конфликтов и споров, участниками которых становятся граждане, их объединения, юридические лица, муниципальные государственные органы и даже само государство. Никто, кроме судебной системы в лице образующих ее судов, не может вершить правосудие от имени государства. Никто, в том числе и государство в лице любых его органов, не вправе вмешиваться в деятельность судебной системы по осуществлению правосудия. Граждане, их организации и объединения, все государственные и муниципальные органы, само государство, представленное высшими органами власти и управления, обязаны неукоснительно выполнять решения судов.
Решение суда - властный акт, который не может отменить ни законодательный, ни какой-либо исполнительный орган и даже глава государства. В этой связи положение ст. 64 Конституции Франции гласит, что «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти».5 Президент призван охранять правосудие от каких бы то ни было посягательств на его независимость: сам же от так же, как и все другие государственные органы, не вправе вмешиваться в деятельность органов правосудия.
Только суд может лишить человека свободы в случаях, предусмотренных законом. И в этом отчетливее всего выражается властная функция судебной власти. В Основных принципах независимости судебных органов, принятых седьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности (1985 г.) и одобренных Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г., подчеркивается, что судьи принимают «окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан». «Только судья может решить вопрос допустимости и продолжительности лишения свободы» (ст. 104 Основного закона ФРГ). Конституция Франции выражает ту же мысль иным образом, называя судебную власть «хранительницей личной свободы» (ст. 68).6
Говоря о самостоятельной
и независимой судебной власти как
ветви в триединой системе
разделения властей, эта самостоятельность
и независимость носит относите
Основой такой законодательной регламентации является конституция. Трудно представить себе современную конституцию, в которой не было бы раздела под тем или иным названием («О судебной власти» - конституции Франции, Испании, Японии; «Правосудие» - Основной закон ФРГ, «Суды» - Конституция Португалии и т. п.), где в сжатой форме, свойственной конституциям, в том или ином сочетании установлено то, что принято называть «конституционными основами судебной власти».
Сюда относится:
- определение судебной власти как одной из составляющих триединой системы разделения властей;
- основы организации судебной системы;
- правовой статус судей;
- принципы правосудия и судебные гарантии прав и законных интересов граждан.
Конституционные основы детально развиты в законах о судоустройстве (например, в ФРГ — Закон о судоустройстве, действующий в редакции 1975 г.; во Франции — Кодекс судоустройства 1978 г.; в США — «Судоустройство и судопроизводство», разд. 28 свода Законов США; в Испании — «Органический закон о судебной власти» 1981 г.), а также законах о статусе судей (во Франции — «Органический закон о статусе магистратуры» 1958 г., в Германии — «Закон о судьях» 1961 г.).7
Особенности социальной функции судебной власти состоят в том, что юрисдикционная деятельность носит универсальный характер и может затрагивать любые сферы жизни общества:
- охрана и защита прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;
- роль эксперта по правовым вопросам;
- право выносить обязательные для участников процесса решения;
- осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;
- политико-репрессивная функция;
- поддержка экономических устоев общества, охрана принципов собственности, урегулирование социальных конфликтов в этой сфере.
Важную роль в самостоятельности и независимости судебной власти как важного компонента правовой государственности стало в последние десятилетия расширение полномочий и усиление фактической роли относительно новых органов судебной ветви власти - Высших советов судебной власти или, как их иначе называют, Высших советов магистратуры. Этот орган не наделен юрисдикционными полномочиями и не является высшей судебной инстанцией. Он может быть назван представительным органом судейского сообщества и одновременно его распорядительным органом. Высшие советы судебной власти имеют конституционный статус.. К их ведению относится все, что связано с назначением судей, продвижением их по службе, дисциплинарной ответственностью судей вплоть до освобождения их от должности, а также вопросы внутренней организации работы судов.
Насколько значим этот орган, можно судить по его составу. В Италии, например (ст. 104 Конституции), в Высшем совете магистратуры председательствует Президент Республики, в состав Совета по должности входят Председатель и Генеральный прокурор Кассационного суда, остальные его члены избираются на четыре года: 2/3 — судейским корпусом из своего состава, 1/3 - Парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права и адвокатов, имеющих не менее чем 15-летний стаж.8
Во Франции Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики. Вице-председатель совета - министр юстиции. Совет включает в себя присутствие, компетентное в отношении судей, и присутствие, компетентное в отношении должностных лиц прокуратуры. В состав первого из них помимо Президента и министра юстиции входят пять судей, один прокурор и четыре лица, назначаемые соответственно Президентом Республики, председателями палат парламента и Государственным советом. Это присутствие вносит предложения Президенту о назначении судей Кассационного суда, первых председателей апелляционных судов и судов большой инстанции, дает заключения о назначении других судей, выносит дисциплинарные решения в отношении судей (в этом случае председательствует первый председатель Кассационного суда).
Если во Франции и ряде других государств компетенция Высших советов судебной власти в отношении назначения судей ограничена внесением, представлением и дачей заключений (что само по себе очень важно, поскольку позволяет судебной власти участвовать в процессе принятия касающихся ее решений других ветвей власти), то некоторые конституции, принятые в конце XX в., расширяют компетенцию этих Советов, передав им полномочия по назначению судей.
Сходными, но еще более широкими полномочиями наделяется Высший совет судебной власти Болгарии. Этот Совет не только принимает (тайным голосованием) решения о назначении, повышении (или понижении) в должности, перемещении и освобождении от должности судей нижестоящих инстанций, но и наделен особым правомочием при проведении процедуры назначения Председателя Верховного суда, Председателя Административного суда и Главного прокурора. Эти должностные лица назначаются Президентом Республики по представлению Совета. Однако если Президент не соглашается с представлением, а Совет повторил его, то Президент не может отказать в назначении повторно представленных лиц на названные должности (ст. 117 Конституции Болгарии).9
Таким образом, обнаруживается важная тенденция в соотношениях трех ветвей власти, подчеркивающая самостоятельность и независимость судебной власти.
Конституции зарубежных стран говорят и о принципах, которыми суд должен руководствоваться при отправлении правосудия, т. е. при рассмотрении конкретных дел. Разумеется, это лишь небольшая часть правил, регламентирующих деятельность суда (для полной регламентации существуют и иные законодательные акты — процессуальные кодексы). Однако именно эти правила можно назвать основополагающими. Они призваны гарантировать демократический характер правосудия и защиту прав личности при его осуществлении.