Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:30, шпаргалка

Краткое описание

1. Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права
Международное публичное право – сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по международному праву.doc

— 492.50 Кб (Скачать файл)
 

37. Формы и виды международно-правовой  ответственности государств

Форма международно-правовой ответственности – способ, посредством  которого осуществляются неблагоприятные  для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения

  1. Нематериальная (политическая, моральная) – может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективных санкций

Сатисфакция – удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим государством и выходящим за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесении извинения

Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом (например, отзыв  задержание иностранного рыболовецкого  судна за браконьерство)

От репрессалии следует  отличать реторсию – ответную акцию  в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушение (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление)

Коллективные санкции  в отношении международного правонарушителя  могут приниматься только на основании  решения Совета Безопасности ООН. Они  могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций, в применении вооруженной силы, временном ограничении суверенитета. Если в отношении репрессалий действует принцип соразмерности, то на санкции они не распространяются

  1. Материальная ответственность – выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализовываться в виде репарации, реституции, субституции, ресторации

Репарация – возмещение материального ущерба деньгами, товарами, услугами. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный), упущенная выгода обычно не возмещается

Реституция – восстановление положения до причиненного ущерба

Субституция – замена неправомерного или поврежденного  имущества, зданий, произведений искусства сходными и равноценными предметами

Ресторация – восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных  с этим любых неблагоприятных  последствий

Ранее был известен такой  вид материальной ответственности, как контрибуция – взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек

Исключительно на основе договоров возникает такая разновидность  МО, как абсолютная или объективная  ответственность. Речь идет об ответственности, возникающей вне зависимости  от вины причинителя ущерба. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответственности (максимальная компенсационная сумма)

 

38. Ответственность физических лиц за международные уголовные преступления. Международные трибуналы

Принцип индивидуальной уголовной ответственности в  современное международном уголовном  праве закреплен в Римском  статуте Международного уголовного суда.

Уголовной ответственности подлежат физические лица, достигшие 18 летнего возраста

Таким образом, единственным субъектом международной уголовной  ответственности является индивид

Международная уголовная  ответственность предусмотрена  за следующие преступления:

  1. Геноцид
  2. Преступление против человечности, к которым также относятся также общеуголовные преступления (убийство), если они совершаются в рамках сознательного широкомасштабного нападения на гражданских лиц
  3. Военные преступления – нарушение Женевских конвенций
  4. Агрессия. Сейчас в Римском статуте не конкретизировано, поэтому физические лица не могут привлекаться к международной уголовной ответственности за его совершение

Привлечение лица к индивидуальной международной уголовной ответственности  не влияет на ответственность государств по МП

Уголовное дело в Международном  уголовном суде может быть возбуждено и расследовано, если

  1. Международное преступление совершено на территории государства-участника Римского статута либо гражданином такого государства
  2. Дело передано прокурору Суда государством-участником, Советом Безопасности либо начато прокурором по собственной инициативе
  3. Государство, обладающее юрисдикцией в отношении данного преступления, не желает или не способно вести расследование или возбудить уголовное преследование должным образом

Международный уголовный суд вправе применить  к лицу, признанному виновным в  совершении преступления, наказание  в виде лишения свободы, вплоть до пожизненного

Международные трибуналы - международные органы, создаваемые  для суда над физическими лицами и государствами по обвинению в международных преступлениях, важнейшая составная часть механизма международного уголовного правосудия. В различное время созданы следующие :

1) Международный военный трибунал в Нюрнберге, действовавший на основе Устава международного военного трибунала 1945 г.

2) международный военный  трибунал для Дальнего Востока  - на основе Устава, утвержденного  главнокомандующими союзных держав  в Японии 1946 г.

3) международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г. (Гаага) - на основе Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1993 г.

4) Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января 1994 г. по 31 декабря 1994 г., - на основе Устава, принятого Советом Безопасности ООН в 1995 г.

 

39. Понятие дипломатического и  консульского права, его источники

МП регулирует взаимоотношения  между своими субъектами – государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями

Право внешних сношений – совокупность принципов и норм, создающих правовую основу для отношений, в которых участвуют субъекты МП, регулирующих правовое положение и деятельность органов внешних сношений государств и их персонала, а также вопросы привилегии и иммунитетов

До второй мировой  войны право внешних сношений включало в основном только обычные  нормы

В настоящее время  основными источниками права  внешних сношений являются:

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961
  2. Венская конвенция о консульских сношениях 1963
  3. Конвенция о специальных миссиях 1969
  4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973
  5. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975

В отношении ООН и  ее специализированных учреждений действуют:

  1. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946
  2. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947

Право внешних сношений включает:

  1. Дипломатическое право – отрасль общего МП, регулирующий представительство государства во взаимоотношениях с другими государствами и некоторыми международными институтами – международными организациями универсального характера
  2. Консульское право –институт международного права, регулирующий порядок консульских сношений между государствами
  3. Право специальных миссий
  4. Дипломатическое право международных организаций
 

40. Дипломатические представительства:  виды, функции, структура

Существует 2 вида дипломатических  представительств: посольства и миссии. Существенных различий между ним  нет, но большинство государства  предпочитают обмениваться посольствами. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию – чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах

Дипломатические отношения  устанавливаются на основании между  соответствующими государствами. Отделения  дипломатических представительств могут открываться в различных городах – Великобритании в Екатеринбурге

Главы дипломатических  представительств подразделяются на 3 класса:

  1. Чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств
  2. Чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств
  3. Поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел

От поверенного в  делах следует отличать временного поверенного в делах – лицо, временно исполняющего функции главы  представительства любого класса во время его отсутствия

Класс, к которому принадлежит  глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением  между государствами об установлении дипломатических отношений

Дипломатические представительства  выполняются следующие функции:

  1. Представительство своего государства в стране пребывания
  2. Защита интересов аккредитуемого государства и его граждан в стране пребывания
  3. Ведение переговоров с правительством страны пребывания
  4. Выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания
  5. Поощрение дружественных отношений между аккредитуемым государством и страной пребывания

Назначение главы представительства  аккредитующее государство запрашивает  у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствует назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане

По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства вручается верительная грамота – документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. При прибытии в страну назначения глава представительства вручает верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел

В РФ главы дипломатических  представительств в иностранных  государствах назначаются Президентом, а верительные грамоты подписывает  министр иностранных дел

Персонал дипломатического представительства подразделяется на 3 группы: дипломатический персонал, административно-технический и обслуживающий  персонал. Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические  ранги – послы, посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе. Административно-технический персонал – лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты). Обслуживающий персонал – лица, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара). Как правило члены дипломатического персонала – граждане представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания

 

41. Консульские представительства:  правовое положение, персонал, отличительные  черты в сравнении с дипломатическими  представительствами

Различают 4 вида консульских представительств: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относятся также консульские отделы дипломатических представительств

Местонахождение консульского учреждения и его класс определяются по соглашению с государством пребывания. Консульское представительство в отличие от дипломатического действует не на всей территории страны пребывания, а в пределах установленного консульского округа

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"