Шпаргалка по "Международному частному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 14:32, шпаргалка

Краткое описание

Для совр мира характерна экономич взаимозавис государств. Иностранные капиталовложения активно участвуют в экономике различ стран, развив промышл и научно-техническое сотрудничество, возник новые и совершенствуются старые формы участия иностр компаний в строит различных объектов, освоении прир ресурсов. Создание всемирной компьют сети и др технич достижений в области информ поставило перед МЧП ряд новых проблем, связанных с охр авторских прав. Отрицат последствия научно-технического прогресса, загрязнение окруж среды не м.б. ограничены пределами территории какого-либо одного госуд-ва (напр- Чернобыль и др.). Взаимозавис государств находит свое выражение в расширении сотруднич в самых различных сферах, в резко увеличив объеме общения и контактов м/ду людьми независ от их гражд-ва и места проживания. Это потребует более тщательного учета норм международных соглашений. Тенденцией развития МЧП в соврем условиях во всем мире явл кодификация коллизионных и материальных норм МЧП, кот осущ либо путем создания спец законов о МЧП, либо путем кодификации международно-правов норм прежде всего в сфере гражд и гражданско-процессуального законодат.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры Дима.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Третий элемент коллизионной нормы, т. е. ее санкция, лежит в сфере частного права, которое было выбрано.   

Существуют следующие критерии классификации коллизионных норм.   

1. Классификация в зависимости от природы возникновения коллизионной нормы:   

– внутренние коллизионные нормы – нормы, которые государство разрабатывает и принимает в пределах своей юрисдикции, они содержатся во внутренних законодательных актах соответствующих государств;   

– договорные коллизионные нормы – унифицированные коллизионные нормы, созданные на основе межгосударственных правоотношений. Совокупность коллизионных норм внутренних и договорных того или иного государства составляет коллизионное право этого государства.   

2. По форме коллизионной привязки:   

– односторонние – такая норма, привязка которой прямо называет право страны, подлежащее применению;   

– двусторонние – привязка такой нормы не называет право конкретного государства, а формулирует общий признак, принцип или правило использования, который может выбрать право.   

3. По форме выражения воли законодателя:   

– императивные – содержат категоричные предписания, касающиеся выбора права;    

– диспозитивные – устанавливают общее правило выбора права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить другим правилом;   

– альтернативные – нормы, которые предусматривают несколько правил по выбору права для указанного в объеме данной нормы правоотношения.    

4. В зависимости от характера связи между альтернативами:   

– простая коллизионная альтернативная норма – все альтернативные коллизионные привязки в ней равнозначны;   

– сложная альтернативная коллизионная норма – отличается тем, что альтернативные привязки соподчинены между собой,т. е. выделяются генеральная, или основная, привязка и субсидиарная привязка. Квалификация юридических понятий при определении права, подлежащего применению в Российской Федерации, определена в ст. 1187 Гражданского кодекса, которая гласит, что при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

 

 

31. Скрытые коллизии и проблема квалификации в МЧП.

32. Унификация МЧП (понятие, виды, основные сферы применения).

 

Международная унификация права – правотворческий процесс, направленный на создание во внутреннем праве различных государств норм согласованных, не противоречащих друг другу, схожих между собой, причем содержание их может быть неидентичным.    

Таким образом, международная унификация частного права – это понятие широкое, поскольку имеет разновидности:    

– унификация права (прямая унификация);    

– гармонизация права (косвенная унификация).    

Критерием различия разновидностей унификаций норм права является метод унификации норм права. В качестве методов можно выделить: международную конвенцию, типовой или модельный закон, а также акт международной организации рекомендательного характера.   

Термин «гармонизация права» уместно употреблять для обозначения такой международно-правовой унификации, при которой:    

– в результате заключения международного договора по унификации не происходит установления одинаковых юридических понятий в национальных законодательствах государств-участников, а устанавливается лишь соответствие в регулировании охватываемых в договоре вопросов;   

– использование государствами текстов законов или актов рекомендательного характера приводит к той или иной степени сближения национальных законодательств.    

Однако сущность унификации права состоит не только в выработке единообразных норм, рассчитанных на регулирование схожих отношений, это еще и правотворческий процесс.   

По аналогии с внутригосударственным правом унификацию как процесс международного правотворчества можно разделить на несколько этапов.    

1. Познание социальных факторов, формирование международно-правовой позиции государств, намерение субъектов вступить в правотворческий процесс.   

2. Согласование воли государств в отношении содержания правил поведения.   

3. Процесс признания государствами этого правила в качестве национально-правовой нормы.

 

 

33. Унификация права международной торговли.

 

Под согласованием и унификацией права международной торговли подразумевается процесс разработки и принятия правовых норм, способствующих развитию международной торговли. Международная торговля иногда сталкивается с препятствиями, связанными с такими факторами, как отсутствие определенности в вопросе о применимом праве. Комиссия USITRAL выявляет такие проблемы и затем проводит тщательную разработку вариантов решений, приемлемых для государств с различными правовыми системами и государств, находящихся на различных уровнях экономического и социального развития.   

Под унификацией понимается принятие государствами общих правовых норм, регулирующих конкретные аспекты международных коммерческих операций.   

Типовой закон или руководство для законодательных органов являются текстами, которые разрабатываются в целях согласования законодательства на внутригосударственном уровне, в то время как конвенция представляет собой международный документ, который принимается государствами в целях унификации права на международном уровне.   

Не следует категорично утверждать, что результатом унификации должны быть идентичные, т. е. тождественные, полностью совпадающие по содержанию нормы. Это могут быть как согласованные, так и единообразные нормы.

 

 

34. 29. Виды правовых режимов в МЧП (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и др.).

35. Субъекты МЧП (общая характеристика, отличие от субъектов гражданского права и международного публичного права).

36. Государство как субъект МЧП (особенности правового положения).

37. Правовой статус торговых представительств Российской Федерации за рубежом.

 

Во многих иностранных государствах на основе международных договоров действуют официальные торговые представительства Российской Федерации.  
 
Можно вспомнить, что еще в 1912 г. были учреждены должности 14 агентов Министерства торговли и промышленности России за границей (в Лондоне, Берлине, Вене, Константинополе, Вашингтоне, Марселе, Генуе, Роттердаме, Франкфурте - на - Майне, Гамбурге, Софии, Тегеране, Урге и Шанхае), которые должны были "непосредственно содействовать русским торговцам в местах своего пребывания". Эти органы явились прообразом торговых представительств Российской Федерации.  
 
В настоящее время торговые представительства и аппараты торгового советника, действующие более чем в 70 странах, - это государственные органы, представляющие интересы Российской Федерации по всем вопросам внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие эффективность участия Российской Федерации и ее субъектов в системе мировых экономических отношений.  
 
Основными задачами торговых представительств являются:  
 
- представление государственных интересов России в области внешнеэкономических связей и обеспечение защиты таких интересов; проведение эффективной внешнеэкономической политики государства и содействие развитию торговых и экономических связей субъектов Российской Федерации;  
 
- участие в реализации межгосударственных торгово - экономических соглашений;  
 
- защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно - технического сотрудничества;  
 
- мониторинг и контроль за исполнением двусторонних соглашений о торговом и экономическом сотрудничестве;  
 
- участие в работе по продвижению оборудования и наукоемких технологий из России на мировые рынки;  
 
- подготовка конъюнктурных материалов о ситуации на товарных рынках, а также информационная и консультационная помощь, содействие проведению торговых выставок и рекламных кампаний.

 

38. Гражданская дееспособность иностранцев в Российской Федерации..

 

Дееспособность иностранных граждан определяется его личным законом, в соответствии с которым наличие дееспособности иностранца по личному закону означает, что он дееспособен везде. Однако если иностранец не дееспособен по личному закону, то достаточно, чтобы он признавался дееспособным по месту совершения акта. Иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если он является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или должна была знать об отсутствии дееспособности.

 

 

39. Гражданская правоспособность иностранцев в РФ.

 

В данном вопросе раскрываются и режимы ста-

туса лиц без гражданства, так как он не имеет от-

личий от статуса иностранного гражданина.

Можно выделить два возможных режима статуса

иностранных граждан и апатридов - национальный и

ограниченный национальный.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не яв-

ляющееся гражданином Российской Федерации и

имеющее доказательства наличия гражданства (под-

данства) иностранного государства.

Лицо без гражданства (апатрид) - физическое

лицо, не являющееся гражданином Российской Фе-

дерации и не имеющее доказательств наличия граж-

данства (подданства) иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства

пользуются в Российской Федерации правами и не-

сут обязанности наравне с гражданами Российской

Федерации, кроме случаев, установленных феде-

ральным законом или международным договором

Российской Федерации. То есть по общему правилу

иностранным гражданам и апатридам предоставля-

ется национальный режим.

В нормативных актах также используются и за-

крепляются следующие понятия:

• законно находящийся в Российской Федера-

ции иностранный гражданин - лицо, имеющее

действительный вид на жительство, либо разре-

шение на временное проживание, либо визу,

либо иные предусмотренные федеральным зако-

ном или международным договором Российской

Федерации документы, подтверждающие право

иностранного гражданина на пребывание (прожи-

вание) в Российской Федерации;

• временно пребывающий в Российской Феде-

рации иностранный гражданин -лицо, прибыв-

шее в Российскую Федерацию на основании визы

или в порядке, не требующем получения визы, и

не имеющее вида на жительство или разрешения

на временное проживание;

• временно проживающий в Российской Фе-

дерации иностранный гражданин - лицо, полу-

чившее разрешение на временное проживание;

• постоянно проживающий в Российской Феде-

рации иностранный гражданин - лицо, полу-

чившее вид на жительство

 

40. Основные доктрины о природе и содержании иммунитета государства.

 

Для понимания иммунитета необходимо отметить, что юрисдикция бывает полная и ограниченная.   

Полная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.   

Ограниченная юрисдикция – государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по определенным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.   

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования – выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. На основании ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.   

Иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов государства.   

Иммунитет – частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и иными органами.   

В последней четверти XX в. некоторые государства стали принимать законы об иммунитете. Первый закон «Об иммунитетах иностранных государств» был принят в США в 1976 г. В 1978 г. в Великобритании был принят акт об иммунитете государства и т. д.   

В тех государствах, где не создавалось отдельного закона об иммунитете, нормы о нем содержались в других законодательных актах.   

В Российской Федерации специального закона об иммунитете нет, однако нормы об иммунитете закреплены в Гражданском кодексе.   

Так, на основании ст. 127 Гражданского кодекса РФ особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.    

Информация о работе Шпаргалка по "Международному частному праву"