Шпаргалка по международному публичному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:11, шпаргалка

Краткое описание

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права.
Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ МД.docx

— 246.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Государства сотрудничают между собой в области применения космических аппаратов и освоения космического пространства через международные космические организации.

Европейское космическое агентство (ЕКА) образовалось в 1975 г. путем слияния Европейской организации космических исследований (ЭСРО) и Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Учредительный акт этой организации содержит следующую основную задачу – налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения космической науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в Париже.

На основе соглашения о временных условиях создания глобальной коммерческой системы спутников связи была создана в 1964 г. Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 г. были подписаны постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. В состав ИНТЕЛСАТ входят более 130 государств. Основная задача ИНТЕЛСАТ – создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.

Международная организация космической связи «Интерспутник» была создана в 1971 г. Она была создана с целью координации усилий ее членов-государств по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира этой организации находится в Москве.

В 1976 г. была создана Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

В ее состав входят более 60 государств. Основными целями этой организации являются обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управление ими, совершенствование служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира этой организации находится в Лондоне.

Помимо вышеперечисленных организаций, существует ряд других международных межправительственных организаций, таких как Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ),Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников (ЕВМЕТСАТ), Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ) и другие организации.

Существуют также, кроме вышеперечисленных, международные неправительственные космические организации, например Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР), созданный в 1958 г. по инициативе Международного совета научных союзов. В его состав входят академии наук и другие такие же национальные учреждения более 40 государств.Международная астронавтическая федерация (МАФ) была учреждена в 1952 г. Основными целями этой организации являются содействие развитию астронавтики, распространение информации о ней, поддержание интереса к развитию астронавтики и развитие всех ее направлений. Данные организации считаются одними из самых авторитетных неправительственных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

1) об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

2) об охране биологического разнообразия 1992 г.;

3) о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

4) по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

1) животный и растительный мир;

2) Мировой океан;

3) атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы: 1)территориальная целостность государств;

2) сотрудничество государств;

3) уважение государственного суверенитета;

4) мирное разрешение международных споров;

5) международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

1) защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

2) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

3) запрет использования в военных и любых иных враждебных целях;

4) принцип защиты экологических систем Мирового океана;

5) недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

6) недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

82. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Развитие международного права в области охраны окружающей среды происходит в основном договорным путем. Международные договоры об охране окружающей среды необходимы для эффективной согласованной природоохранительной деятельности и их правовой регламентации. На сегодняшний момент имеется более 500 международных договоров об охране окружающей среды.

Международные договоры об охране окружающей среды могут быть: многосторонними, региональными и универсально-глобальными, договоры, которые регулируют общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных каких-то объектов окружающей среды.

Анализ договорной практики международных договоров об охране окружающей среды позволяет сделать вывод, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на правовую регламентацию отдельных природных объектов в определенных районах.

Международные договоры об охране окружающей среды, кроме того, разделяются по предмету регулирования на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. При этом большинство договоров приходится на региональные акты.

В отличие от односторонних, двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры и фауны и т. д.

На региональном уровне, как свидетельствует международная практика, наиболее успешно достигается конкретное решение экологических проблем. В рамках европейского региона на этой основе сформировалась разветвленная система договорного регулирования. Очень большое количество договоров заключено под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК): Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и т. д.

Не менее важные международные договоры об охране окружающей среды заключены под эгидой Европейских сообществ: Конвенция о защите дикой флоры и фауны и природных сред их обитания в Европе 1979 г., Европейское соглашение о запрещении использования некоторых видов веществ в моющих и чистящих средствах 1968 г., Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф 1987 г.

Помимо вышеперечисленных, немаловажное значение имеют и такие региональные договоры об охране окружающей среды: Конвенция по охране морской среды Северо-восточной Атлантики, Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летательных аппаратов 1972 г., Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г., Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных средств их обитания в Европе 1979 г.

Следует упомянуть о таком источнике международно-правовой регламентации охраны природной среды, как международный обычай. Пока он занимает значительное место в международной охране окружающей среды, так как эксплуатация многих природных ресурсов пока не регулируется международными нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА

Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии в мирных целях. Было заключено большое количество международных соглашений, регламентирующих различные аспекты ядерной деятельности, и таким образом сформировалась новая отрасль международного права – ядерное право.

Особенность данной отрасли – та среда регулирования отношений, которая связана с повышенной опасностью для человечества.

В начале 50-х гг. прошлого века все крупнейшие страны мира приняли нормативные акты о ядерной энергии, которые регламентировали вопросы обращения с ядерными материалами, установили нормы сотрудничества между странами в этой сфере и т. д.

Одновременно с этим на протяжении всей второй половины ХХ в. развивалось международное сотрудничество в области использования атомной энергии.

Информация о работе Шпаргалка по международному публичному праву