Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 18:59, контрольная работа
Цель курсовой работы – изучение международной интеграции, ее сущности, этапов и разновидностей в разных странах.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть сущность международных интеграционных процессов;
охарактеризовать этапы развития международной интеграции;
проанализировать показатели участия России в международной интеграции;
выявить проблемы и тенденции развития Содружества Независимых Государств.
Важной составной частью мирового хозяйства является мировой (всемирный) рынок - система обменов товарами и услугами, сложившаяся на основе международного разделения труда.
Международное разделение труда, международное производство создают реальные предпосылки для развития интеграции выступающей в качестве высшей формы развития мирового производственного процесса. Современный этап развития производительных сил все настойчивее требует ликвидации препятствий на пути углубления МРТ и использования выгод международного экономического обмена. Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов.
В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу - международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия - увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов МЭО - территориальной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.
Объективно возникают два пути4:
- создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия воспроизводства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);
- межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.
Сочетание этих двух направлений и обеспечиваете переход к более высокой, эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений - международной экономической интеграции.
С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции - обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданы: характер и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время - Европейского Союза).
Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция - логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя «встраивается» в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
Международная экономическая интеграция представляет собой процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношении между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласованное проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В итоге зачастую создаются целостные региональные экономические комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами.
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли - экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов - ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.
Содружество Независимых Государств является одним из действующих в мире межгосударственных региональных экономических объединений, развитие которого лежит в русле важнейших мировых тенденций – глобализации и регионализации.
Эффективное использование комплекса возможностей внутреннего и внешнего характера, включая взаимовыгодное экономическое сотрудничество, открывает перед государствами – участниками СНГ реальные перспективы динамичного экономического роста и усиления их влияния на развитие мировой хозяйственной системы.
В настоящее время перед СНГ остро встают вопросы определения места в меняющейся конфигурации современного мира, повышения конкурентоспособности национальной экономики, превращения Содружества в региональное экономическое объединение, способное играть существенную роль в мировой экономике.
Содружество Независимых Государств обладает значительным ресурсным потенциалом. Оно занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает примерно 4,4 % мирового населения. На долю СНГ приходится примерно 20 % мировых запасов нефти, 40 % природного газа, 25 % угля, 10 % производства электроэнергии, 25 % мировых запасов леса, почти 11 % мировых возобновляемых водных ресурсов и 13 % пахотных земель. Транспортно-коммуникационные системы государств – участников СНГ играют все большую роль в мировых транспортных связях5.
В 2012 году в СНГ было произведено 3,1 % мирового валового внутреннего продукта (по курсам национальных валют к доллару США), а экспорт товаров из государств – участников СНГ составлял 3,6 % общемирового показателя6.
Имеющийся значительный потенциал является достаточной основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств – участников СНГ.
Государства – участники СНГ при подготовке Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств пришли к выводу, что одним из главных итогов их совместной экономической деятельности за период существования СНГ является повышение заинтересованности в дальнейшем развитии производственных и торгово-экономических отношений.
В настоящее время главы государств – участников СНГ провозгласили взаимное экономическое сотрудничество своим приоритетом, определив полноценное торгово-экономическое взаимодействие необходимым условием устойчивого развития.
Результаты социально-экономического развития государств – участников СНГ в текущем десятилетии свидетельствуют о переходе их экономики к периоду динамичного роста.
В 2012 году экономическая ситуация в государствах – участниках СНГ складывалась благоприятно, сохранялись довольно высокие темпы экономического роста. В большинстве государств темпы роста основных макроэкономических показателей превышали уровень 2011 года. В среднем производство валового внутреннего продукта (ВВП) увеличилось на 9 %, промышленной продукции – на 7 %, инвестиции в основной капитал – на 20 %, перевозки грузов – на 5 %, розничный товарооборот – на 16 %7.
Рост ВВП в значительной мере был обусловлен положительной динамикой промышленного производства. В ряде государств высокими темпами, наряду с добывающей промышленностью, развивались машиностроение, химическое производство, обработка древесины, производство пищевых продуктов. Опережающий рост ВВП по сравнению с численностью занятых в экономике свидетельствовал об увеличении производительности труда. Во многих отраслях наблюдались рост рентабельности и сокращение числа убыточных предприятий.
Экономический рост способствовал увеличению реальной заработной платы, реальных располагаемых доходов населения. Стабильно развивался потребительский рынок. В большинстве государств – участников СНГ постепенно снижается уровень безработицы.
Укрепились государственные финансы и денежное обращение. В большинстве государств – участников СНГ стабилизировались валютные рынки, возросло доверие к национальным валютам. Увеличиваются объемы золотовалютных резервов, снижается размер государственного внешнего долга.
К позитивным результатам экономического сотрудничества следует отнести укрепление национальной экономики, проведение значительных социально-экономических преобразований в условиях переходной экономики, создание правовых условий для свободного перемещения граждан на пространстве СНГ, вступление государств, исходя из своих национальных интересов, в широкую систему международных экономических отношений.
Эти результаты в значительной мере достигнуты за счет восстановления и развития экономических связей, функционирования зоны свободной торговли и безвизового режима между большинством государств – участников СНГ, установления правил трудовой миграции, расширения взаимных инвестиций. Деятельность органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровнях, способствует установлению прямых экономических связей в производстве продукции и сфере услуг.
Вместе с тем ряд проблем в течение прошедших лет не получил приемлемого разрешения для всех государств – участников СНГ.В рамках Содружества пока не удалось сформировать общее экономическое пространство на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Объемы и темпы роста инвестиций недостаточны для обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе. Низки затраты на инновации, вследствие чего многие выпускаемые товары неконкурентоспособны на мировом рынке. Сохраняется необходимость проведения ряда взаимосогласованных институциональных и структурных реформ в целях совершенствования рыночных инфраструктуры и механизмов.
Факторы, влияющие на развитие экономического взаимодействия государств – участников СНГ
На развитие экономического взаимодействия государств – участников СНГ влияют факторы общего характера:
– различие по экономическому потенциалу, структуре экономики, уровню экономического развития и благосостояния населения;
– различия в характере и масштабах рыночных преобразований;
– разноскоростной характер интеграционных процессов;
– невыполнение государствами отдельных принятых в рамках СНГ обязательств.
Кроме того, на экономическое взаимодействие оказывают влияние:
– высокий уровень энерго- и материалоемкости производства;
– критический износ основных фондов, в первую очередь в базовых отраслях экономики;
– большая доля транспортной составляющей в стоимости товаров, что резко снижает их конкурентоспособность;
– наличие значительной доли теневой экономики;
– сложившаяся товарная структура внешней торговли, в которой доля минерального топлива и сырья в среднем по государствам – участникам СНГ составляет более половины общего объема экспорта.
Роль и место государств – участников СНГ в мировой экономике диктуют необходимость совместного решения проблемы экономического роста и достижения заявленных при образовании Содружества Независимых Государств стратегических целей. Промышленный потенциал государств – участников СНГ, в первую очередь высокотехнологичных отраслей, не может устойчиво развиваться без опоры на взаимные кооперационные поставки и рынки сбыта.
Поступательное динамичное развитие производственного и торгового сотрудничества позволит государствам – участникам СНГ получить основные стратегические эффекты: экономический, социальный, экологический, инновационно-технологический.
Государства – участники СНГ, объединенные пространственно-временными связями, имеют все возможности для максимально эффективного использования природно-ресурсного и научно-технического потенциалов, топливно-энергетического, промышленного и агропромышленного комплексов. Заинтересованность государств – участников СНГ в сотрудничестве определяется совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития. В Содружестве могут быть реализованы масштабные экономические проекты, которые позволят эффективно развивать экономику каждого государства и СНГ в целом. Это должно стать краеугольным камнем экономического развития Содружества.
Дальнейшему движению по пути создания совместного экономического пространства в рамках Содружества Независимых Государств способствуют: