Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:37, контрольная работа

Краткое описание

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика – по-настоящему ключевой элемент, обеспечивающий ее выживание и развитие. Поэтому отправной точкой для определения базового постулата внешнеполитической доктрины Беларуси должна выступать оценка основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

Содержание

Введение
Глава I. Внешняя политика Республики Беларусь: представления и реальности._____________________________________________5-15
Первые итоги первого десятилетия______________5-10
СНГ как приоритет____________________________10-12
Российско-белорусские отношения______________12-15
Глава II. Внешнеполитическая деятельность Республики Беларусь за пределами СНГ._____________________________________16-26
2.1 Европейское измерение___________________________16-21
2.2 Белорусско-американские отношения _______________21-23
2.3 Отношения Белоруссии со странами востока_________23-26
Заключение________________________________________27
Список использованной литературы___________________ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_по идеологии_2.docx

— 43.22 Кб (Скачать файл)

Как бы то ни было, но реформирование экономических систем Белоруссии и  России все заметнее не стыкуется  друг с другом, а в ряде случаев  идет в разных направлениях, что  вызывает сбои в интеграционном механизме. К тому же, по мнению наблюдателей, белорусско-российское сближение вызывает вопросы политического  свойства. Московский политолог Дмитрий  Фурман, например, признавая, что у  российско-белорусского союза есть влиятельные противники в обоих  государствах, тем не менее главным препятствием на пути объединения обеих стран и одновременно главным различием нашего и европейского интеграционных процессов считает природу политических режимов - режимов "личной власти" президентов (с некоторыми элементами демократии). Пока они сохраняются, шаги к объединению останутся безуспешными подобно попыткам интеграции в арабском мире, где диктаторы не могут ужиться друг с другом даже при общности языка, информационного пространства, веры и внешнего врага (Израиль), при открытости рынка и т.д.

Замечу на это, что вопрос об объединении России и Белоруссии сейчас не стоит. Речь идет (во всяком случае, применительно к Республике Беларусь) об укреплении союза двух самостоятельных  государств при сохранении их суверенитета. Характер политических режимов обеих стран, конечно же, способен существенно сказаться на интеграционной динамике, но они еще не до конца сложились, и нельзя исключить возможность их будущего изменения.

Соперничающие политические силы Беларуси так или иначе учитывают "российский фактор". По мнению оппозиции, власть рассчитывает на то, что "помощь России в европейских организациях позволит добиться легализации белорусского режима", поскольку Кремль фактически поддерживает его авторитарные тенденции. Не секрет, что Российская Федерация - единственное государство, действительно способное воздействовать на ситуацию в Белоруссии: настолько тесно белорусская экономика привязана к российской. Поэтому противники Лукашенко истолковывают готовность российского истеблишмента взаимодействовать с нынешними белорусскими властями как косвенную поддержку минского режима. Такое же впечатление складывается и на Западе. Этим объясняются повторяющиеся призывы к России оказать давление на Республику Беларусь, вынудив ее стать на путь демократизации и экономических реформ. В противном случае, мол, пострадает международный имидж и самой Российской Федерации.

В последнее время тон  российских средств массовой информации при освещении внутренней ситуации в Беларуси и ее внешней политики становится все более критическим. Официальный Минск реагирует на это болезненно, заявляя, что "кампания по дискредитации внутренней и внешней политики Республики Беларусь серьезно осложняет российско-белорусские отношения".

В целом же белорусско-российская интеграция, будучи явлением многоплановым  и неоднозначным, развивается противоречиво  и неровно. Ее необходимо освобождать  от элементов декларативности и  политиканства, переводить на реалистические рельсы постепенного, размеренного, просчитанного  взаимодействия в тех областях, где  оно действительно продуктивно.

 

3. Европейский союз

 

С Европейским союзом Республика Беларусь выстраивает равноправные, уважительные и прагматичные отношения, с учетом обоюдного интереса к созданию более благоприятных условий для торгово-инвестиционного взаимодействия. Поступательное развитие конструктивных отношений с ЕС способствует укреплению трансграничных связей, совместной борьбе с нелегальной миграцией, торговлей людьми и организованной преступностью, развитию стратегического транзита. 

В качестве участника инициативы ЕС «Восточное партнерство» Республика Беларусь выступает за наращивание  равноправного и содержательного  сотрудничества и его насыщение  конкретными экономически значимыми  проектами.

В торговле Беларуси со странами Европы сохраняется устойчивая положительная  динамика. За период с 2000 года белорусский экспорт в ЕС увеличился более чем в 20 раз. В 2012 году на долю Евросоюза пришлось 39% от общего объема всех экспортных поставок из Беларуси. В десятку основных торговых партнеров Беларуси по объему товарооборота среди государств – членов ЕС вошли такие страны, как Нидерланды, Германия, Латвия, Польша, Италия, Литва, Великобритания. По итогам первого полугодия 2012 года удельный вес белорусского экспорта в страны ЕС составил 45,6% в общем объеме экспорта Беларуси.

 

4. Страны Азии, Африки и Ближнего Востока

 

В качестве одного из перспективных  направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор, в основе потенциала которого лежит и созвучность позиций по вопросам актуальной международной тематики, и реальные договоренности, и открытые симпатии к Республике Беларусь.

В последние годы значительно  укрепились отношения с партнерами, формирующими опорную дугу белорусской внешней политики в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Продолжены результативные контакты на высшем и высоком уровнях с Китаем, Ираном, Вьетнамом, Сирией, Катаром, Египтом, ОАЭ, Оманом и ЮАР, закрепившие договоренности о реализации конкретных проектов.

Из приоритетных стран-партнеров  этого направления следует выделить Китай. Белорусско-китайский политический диалог, вышедший на уровень стратегического  взаимодействия, сохраняет свою интенсивность  и проводится в духе дружбы и высокого доверия. Осуществляется крупномасштабное торгово-экономическое сотрудничество, появились многомиллионные инвестиционные проекты.

Убедительным свидетельством стремления нашего государства активно  расширять взаимовыгодное сотрудничество со странами Азии и Африки стало  открытие в 2011 году двух новых белорусских  посольств – в Индонезии и  Нигерии. 

 

5. Латинская Америка

 

В целях диверсификации стратегических направлений внешнеторговой политики Беларусь активно развивает сотрудничество со странами Латинской Америки. Для республики этот регион является одной из важных площадок интеграции в мировые торгово-хозяйственные связи. Латиноамериканские страны представляют интерес для белорусских предприятий как емкий и быстро растущий рынок. Общий товарооборот Беларуси со странами Латинской Америки в 2011 году достиг 3,5 млрд долларов США и в целом носил сбалансированный характер (экспорт белорусских товаров превысил 1,74 млрд долларов США, импорт составил порядка 1,76 млрд долларов США).

Важным направлением внешней  политики Республики Беларусь в этом регионе является углубление всестороннего  сотрудничества с Венесуэлой, где  за короткий срок удалось значительно  укрепить и расширить двусторонние отношения. Здесь реализуются совместные проекты в области нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия. Завершено возведение предприятий по сборке грузовых автомобилей МАЗ и тракторов МТЗ, а также строительство завода по производству строительных материалов, который будет крупнейшим предприятием такого рода в Южной Америке.

Уверенно развивается  стратегическое сотрудничество Беларуси и Кубы. Межгосударственному диалогу  с Кубой придан мощный политический импульс, активизировано двустороннее взаимодействие на международной арене  в рамках ООН, Движения неприсоединения  и ряда других международных организаций. Активная работа ведется по закреплению  взаимовыгодного партнерства в  экономической сфере.

Углубление межгосударственного  взаимодействия с Бразилией отвечает стратегическим интересам Беларуси. Имеются объективные предпосылки для дальнейшего расширения сотрудничества двух стран в торгово-экономической, научно-технической и других областях. Бразилия традиционно является одним из ведущих торговых партнеров Беларуси в латиноамериканском регионе. 

Укрепляется разноплановое  взаимодействие Беларуси с Боливией, Колумбией, Мексикой, Никарагуа, Перу, Эквадором и другими странами региона. 

В перспективе основные внешнеполитические усилия Беларуси в Латинской Америке  будут направлены на дальнейшее закрепление  разноплановых отношений со странами региона, расширение политического  диалога, укрепление договорно-правовой базы, продвижение белорусских экономических  интересов, в том числе через  создание совместных производств, открытие товаропроводящей сети и представительств, организацию обмена визитами деловых кругов.

 

 

 


Информация о работе Актуальные приоритеты внешнеполитической деятельности Республики Беларусь