Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:40, курсовая работа
В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.
Введение
1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".
2. Международное положение США после холодной войны. Новый мировой порядок.
3. Геополитическое значение Евразии для США.
4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.
5. Американское видение американо-российских отношений.
Заключение
Список использованной литературы.
США как крупнейшая и наиболее могущественная нация современного мира имеет определенную систему взаимоотношений с окружающим миром. На протяжении всего периода холодной войны Соединенные Штаты играли роль защитника и покровителя всей группы стран, условно именуемых «Западом». С североатлантической стороны эта система отношений была оформлена как Договор о создании НАТО (1949 г.), с тихоокеанской – как сумма двусторонних и многосторонних соглашений, создавшая американскую «зону ответственности» в этом регионе мира: договоры о безопасности с Японией, Республикой Корея, Филиппинами, Тайванем, Австралией и новой Зеландией и пр.
По завершении холодной войны США, став политическим «победителем», оказались с обширной клиентурой на руках, нуждавшейся в поддержке, помощи и руководстве.
Традиции защиты и покровительства союзных стран, ставшие непременным атрибутом внешней политики Вашингтона, не могли быть полностью пересмотрены. Даже те отдельные попытки, которые предпринял в начале 1990-х годов президент Дж. Буш - старший по ограничению американской активности на Балканах под предлогом того, что это якобы «чисто европейская проблема», в итоге были отброшены, чтобы сохранить принцип «ответственности» США перед союзниками.
В период президентства Б. Клинтона (1993-2000 гг.) и речи не шло о том, чтобы пересмотреть модель «заботливый отец». Если судить по ежегодным бюджетам иностранной помощи и другим связанным с внешней политикой расходам, то проблемы поддержки союзников и зависимых стран не исчезали из приоритетов. США помогали таким странам, как Россия, Украина, другим бывшим советским республикам, а так же Египту, Израилю и некоторым латиноамериканским странам. Мало того, повестка дня НАТО и «восьмерки» была существенно расширена на базе идей «распространения демократии».
Модель «суровый шериф» также является традиционной для внешней политики США. В XIX веке это означало вызов «несправедливому европейскому колониализму», а в ХХ – вмешательство в европейские дела на стороне сил «добра», а затем - борьбу против коммунизма, ассоциировавшегося с понятием «зла». Она же перекочевала в арсенал Вашингтона и после того, как «вселенское зло» - коммунизм – было низвергнуто, а его носитель – советская империя – распался. Во внешней политике Клинтона объектами стали так называемые «проблемные» страны, не придерживающиеся общепринятых норм жизни и поведения на международной арене, а во внешней политике Дж. Буша – «международный терроризм» и все те же страны «оси зла»16.
«Суровый шериф» в арсенале внешней
политики США – это модель поведения,
в которой воплощена
Американское мировое господство отличается стремительностью своего становления, а также глобальными масштабами способами осуществления. Бжезинский выделяет следующие этапы становления «американской гегемонии»:
- Испано-американская война 1898 года - первая
для Америки захватническая война за пределами
континента. Распространение власти на
Тихоокеанский регион, Гавайи, до Филиппин.
- «Доктрина Монро». Цель - военно-морское господство в двух океанах. Строительство Панамского канала.
К началу первой мировой
войны экономический потенциал
Первая мировая война – эта война была скорее европейская,
чем глобальная. Разрушительный характер
первой мировой войны ознаменовал начало
конца европейского политического, экономического
и культурного превосходства. Первые крупные
дипломатические шаги по применению американских
принципов в решении европейских проблем.
Вторая
мировая война - действительно глобальная.
Главные победители США и СССР становятся
преемниками спора за мировое господство.
50 лет холодной войны. Появление ядерного
оружия делает войну классического типа
практически невозможной. В геополитическом
плане конфликт протекает на периферии
Евразии.
Развал советско-китайского блока. Стагнация
и экономический упадок в СССР.
Распад Советского
Союза, главного соперника за мировое
господство.
В результате, США заняла лидирующие позиции в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти: «в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания; в области экономики остается основной движущей силой мирового развития; в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники; в области культуры, несмотря на ее некоторую примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира, - все это обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство.»17 Именно сочетание всех этих факторов делает Америку, по мнению Бжезинского единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова.
Американское влияние
подкрепляется и сложной
МВФ, Всемирная организация труда; процедуры,
которые уделяют особое внимание совместному
принятию решений, даже при доминировании
Соединенных Штатов; предпочтение демократическому
членству в ключевых союзах; рудиментарная
глобальная конституционная и юридическая
структура (от Международного Суда до
специального трибунала по рассмотрению
военных преступлений в Боснии).
Большая часть этой системы возникла во время холодной войны и была направлена на сдерживание глобального соперника - Советского Союза. Таким образом, она уже была готова к глобальному применению.
Как бы ни было велико влияние Соединенных Штатов, Евразия сохраняет свое геополитическое значение и именно от положения дел на этом крупнейшем материке зависит политическое будущее Америки. Соответственно «вопрос о том, каким образом имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими деражавами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистической евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство».18 Так определяет основную задачу американской внешней Збигнев Бжезинский.
В этом вопросе его позицию разделяет и Генри Киссенджер, который пишет, что «геополитически, Америка представляет собой остров между берегами гигантской Евразии, чьи ресурсы и население в огромной степени превосходят имеющиеся в Соединенных Штатах. Господство какой-либо одной державы над любым из составляющих Евразию континентов: Европой или Азией - все еще остается критерием стратегической опасности для Америки.»19 Такого рода перегруппировка стран смогла бы превзойти Америку в экономическом, а в конечном счете и в военном отношении. Недопущение такого поворота событий - одна из важнейших целей американской внешней политики.
Бжезинский сравнивает Евразию с шахматной доской, на которой ведется борьба за мировое господство. Около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства находится там же, на долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей мировых энергетических запасов. Контроль над Евразией почти автоматически повлечет за собой подчинение Африки. Таким образом, именно в Евразии сосредоточены геополитические интересы Америки. В совокупности евразийское могущество значительно превышает американское. Но «к счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении».
Для США евразийская геостратегия включает
«целенаправленное руководство динамичными
с геостратегической точки зрения государствами-катализаторами
в геополитическом плане»20, при этом должны соблюдаться два равноценных
интереса Америки: в ближайшей перспективе
- сохранение своей исключительной глобальной
власти, а в далекой перспективе-ее трансформацию
во все более институционализирующееся
глобальное сотрудничество.
Разрабатывая американскую геостратегию в отношении Евразии, Бжезинский выделяет две особенно важные категории стран: геостратегические действующие лица и геополитические центры. Активными геостратегичиескими действующими лицами являются государства, которые «обладают волей осуществить власть или оказывать влияние за пределами собственных границ, с тем чтобы изменить - до степени, когда это отражается на интересах Америки, - существующее геополитическое положение. Они склонны к непостоянству и критически оценивают американскую мощь, определяют пределы, в рамках которых их интересы совпадают или за которыми вступают в противоречие с американскими, и после этого формируют свои собственные задачи, иногда согласующиеся, а иногда противоречащие американской политике.
Геополитические центры - «это государства, чье значение вытекает
не из их силы и мотивации, а скорее из
их потенциальной уязвимости для действий
со стороны геостратегических действующих
лиц». Чаще всего геополитические центры
обуславливаются своим географическим
положением, которое в ряде случаев придает
особую роль в плане контроля доступа
к важным районам, либо возможности отказа
важным геостратегическим действующим
лицам в получении ресурсов. Такие страны
могут действовать и как щит государства
или даже региона, имеющего жизненно важное
значение на геополитической арене.
Европа является естественным
союзником Америки. Важность отношений с Европой
подчеркивает как Бжезинский, так и Киссинджер,
который пишет, о том что «со стороны Европы
реальное содействие всегда много значительнее,
чем со стороны любого другого района
земного шара», а главным связующим звеном
между Америкой и Европой видит НАТО. Бжезинский
говорит о важном значении объединенной
Европы, которая указывает направление
к созданию более крупных форм постнациональной
организации. Кроме того, по его мнению,
Европа служит «трамплином, для дальнейшего
продвижения демократии в глубь
Евразии.»21 таким образом США оказываются заинтересованы
в дальнейшем продвижении структур ЕС
а также НАТО на восток. Такая Европа являлась
бы плацдармом Америки на европейском
континенте.
Без стабильной политической
ситуации в России трудно говорить
о безопасности в Евразии. Поэтому
и Бжезинский и Киссенджер говорят
о необходимости поддержки
По мнению Бжезинского
стабильность в Евразии должна быть укреплена созданием трансевроазийской
системы безопасности, которая бы охватила
весь континент. «Америка, Европа, Китай,
Япония, конфедеративная Россия и Индия,
а также, возможно, и другие страны могли
бы сообща послужить сердцевиной такой
более структурированной трансконтинентальной
системы.» И Бжезинский и Киссенджер склонны
считать американское господство временным
явлением. «В конце концов мировой политике
непременно станет все больше несвойственна
концентрация власти в руках одного государства».
Следовательно, США не только первая и
единственная сверхдержава в глобальном
масштабе, но, вероятнее всего, и последняя.
§4. Стратегия государственной безопасности
и мирового господства США в начале XXI века.
События 11 сентября 2001г. резко актуализировали вопрос о национальной безопасности и террористической угрозе. Первый доклад Президента Джорджа Буша о Стратегии национальной безопасности (СНБ), обнародованный Белым домом 20 сентября 2002 года, был приурочен к годовщине террористических атак. Он вызвал большой резонанс в обществе, «получил положительную оценку в качестве ясного, дальновидного и внушительного ответа на угрозы, с которыми Америке приходится сталкиваться в настоящее время. Но в то же время он подвергся критике как радикальное и вызывающее беспокойство отступление от американской внешнеполитической традиции».
В тексте СНБ можно выделить 4 основные темы.
- Призыв к осуществлению опережающих военных действий против враждебных государств и террористических групп, стремящихся к разработке ОМУ.
- США не допустят того, чтобы какая-либо иностранная держава бросила вызов ее глобальной военной силе.
- Выражена приверженность к многостороннему международному сотрудничеству. Но при этом делается недвусмысленное заявление о том, что «в случае необходимости» Соединенные Штаты «без колебаний станут действовать в одиночку и ради защиты национальных интересов и национальной безопасности».
- Провозглашена цель распространения демократии и прав человека на всем земном шаре, особенно в мусульманском мире. «Мы не стремимся навязывать демократию другим, мы стремимся только помочь создать условия, в которых люди смогут заявить о своем праве на более свободное будущее».
Эта концепция призывает к действию, когда мощь США несравнима ни с одним государством и неоспорима. Она основывается, во-первых, на военной силе США. Буш признает за США небывалую военную мощь, которая должна заставить «врагов» задуматься о необходимости добиваться опережения или даже равенства с США и союзниками. "В настоящее время Соединенные Штаты занимают позиции небывалой военной мощи и огромного экономического и политического влияния. В соответствии с нашим наследием и принципами, мы не применяем силу для оказания давления с целью получения одностороннего преимущества. Вместо этого мы стремимся создать равновесие сил, благоприятствующее свободе человека..." Кроме того, в части СНБ, которая вызвала широкое обсуждение и породила многочисленные споры, содержится следующее заявление: "... Наши вооруженные силы будут такими мощными, что это убедит наших потенциальных противников не наращивать военный потенциал в надежде превзойти силу Соединенных Штатов или сравняться с ней". Критики СНБ Буша усматривают в этом официальном заявлении вызывающий беспокойство шаг в сторону чрезмерной уверенности США и их слишком далеко зашедших "имперских устремлений".
Информация о работе Американская концепция нового миропорядка