Аудиторский рынок и система внутреннего контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что развитие рынка аудиторских услуг РФ идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Аудиторский рынок и система внутреннего контроля…………………………4
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Международные стандарты аудита.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал

 

 

Кафедра Бухгалтерского учёта и финансов

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Международные стандарты аудита»

Вариант № 10

Тема: Аудиторский рынок и система внутреннего контроля

 

 

 

Студент _________________________ ___________ ________

(Ф.И.О., № группы, номер зачетной книжки) (подпись) (дата)

 

Руководитель _____________________ ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

 

Зарегистрировано

на кафедре _____Захарова В.А.______ ___________ ________

(Ф.И.О.) (подпись) (дата)

 

 

 

 

Минск 2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………...…………3

Аудиторский рынок и система внутреннего контроля…………………………4

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что развитие рынка аудиторских услуг РФ идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно. 
 
Целью данной контрольной работы является освещение вопросов, касающихся, системы внутреннего контроля, развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время и перспективы развития рынка аудиторских услуг в РФ. 
 
Аудит – деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий и частных предпринимателей. Аудиторская деятельность регулируется нормативными актами и стандартами. 
 
Развитию аудиторских услуг способствовало принятие Стандартов аудиторской деятельности, которые определили принципы и цели аудита, а также технологию его проведения. Эти правила во многом соответствуют международным стандартам аудиторской деятельности. Государственные органы усиливают контроль за деятельностью аудиторских организаций. 
 
Аудиторская фирма проводит оценку достоверности бухгалтерской отчетности для руководства и инвесторов предприятия, выявляет искажения в бухгалтерской отчетности. Руководству трудно оценить степень достоверности финансовой отчетности в связи с многочисленностью и сложностью хозяйственных операций, отражаемых в ней.

 

 

 

 

Аудиторский рынок и система внутреннего контроля

Аудит (от лат. audit — слушает) или аудиторская проверка — процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта. Чаще всего термин употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчётности организаций с целью выражения мнения о её достоверности.

Различают операционный, технический, экологический, качества и прочие разновидности аудита. Отдельные виды аудита близки по значению ксертификации. Следует отличать эти виды аудита от аудита финансовой отчётности.

Международные стандарты аудита (МСА) разрабатываются и регулярно обновляются Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (International Auditing and Assurance Standarts Board) при Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC).

В России применяются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утверждаемые Правительством РФ. Эти Правила практически полностью основаны на МСА. Минфин опубликовал проект закона, который вносит поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Согласно ему, с 2013 года все аудиторы будут работать полностью по мировым правилам.

Возникновение рынка аудита и консалтинга происходило на западе больше ста лет назад. Формирование этого рынка было следствием реального рыночного спроса. Собственникам, чей бизнес в какой-то момент достигал определенного уровня, требовалась независимая оценка реального положения дел. Это требовалось и инвесторам, которые на основании аудиторского заключения принимали решение — инвестировать им в компанию или нет. 
 
Развитие российского рынка аудита и консалтинга происходило более быстрыми темпами, чем на западе. На создание бизнеса, конкурентного западным аудиторским фирмам, отечественным компаниям потребовалось менее двадцати лет. И хотя этот путь практически повторял все этапы, которые проходили иностранные игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг, отечественный рынок имел свои особенности. 
 
В России класс собственников стал образовываться лишь с появлением рыночной экономики в начале 90-х годов. Хотя до реального спроса рынку аудиторско-консалтинговых услуг тогда было еще далеко, в создании такого сектора, как аудит и консалтинг, были заинтересованы сразу несколько сторон. Первыми, кто стоял в этом списке, являлись непосредственно крупнейшие зарубежные аудиторские компании, которым возможность выйти на развивающийся российский рынок сулила отличные перспективы.

Появление такого понятия, как аудит, на российском рынке давало лишь старт для образования нового сектора экономики. Но только реальный рыночный спрос мог обеспечить рост бизнеса отечественных аудиторских компаний. Поначалу составить конкуренцию крупнейшим международным игрокам российские компании просто не могли. Однако буквально за несколько лет ситуация изменилась.

Количество аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов неуклонно росло. Достаточно сказать, что с момента начала выдачи лицензий на аудиторскую деятельность в 1993 году за шесть лет на рынке было создано 8 тысяч аудиторских фирм (по данным Минфина). Действующими квалификационными аттестатами аудитора за тот же период успело обзавестись 23,9 тыс. человек. Рост количества аудиторов объяснялся просто — многие из них были кэптивными и за незначительные гонорары выдавали предприятиям фиктивные заключения.

В 2001 году началось массовое оформление одних и тех же аудиторов в несколько компаний. Расширение рынка послужило толчком для начала ценовых войн. Тем более что бороться уже было за что — объем аудиторско-консалтингового рынка за 2001 год вырос почти на 65 процентов, что в абсолютных цифрах оценивалось в размере 5,5 млрд рублей. А государство все чаще приходило к мысли, что независимая проверка, которую могли предложить только аудиторы, гораздо более эффективна, чем устаревшая система государственного финансового контроля. Чего, очевидно, и добивается PwC.

Аудиторская фирма проводит оценку достоверности бухгалтерской отчетности для руководства и инвесторов предприятия, выявляет искажения в бухгалтерской отчетности. Руководству трудно оценить степень достоверности финансовой отчетности в связи с многочисленностью и сложностью хозяйственных операций, отражаемых в ней. 
Аудиторской проверка подытоживается аудиторским заключением, в котором изложено профессиональное мнение аудитора, основанное на выявленных в ходе проверки. 
 
Среди акционеров, инвесторов, кредиторов возникает спрос на аудиторские услуги, соответствующие международным стандартам. 
Развитию аудиторских услуг способствовало принятие Стандартов аудиторской деятельности, которые определили принципы и цели аудита, а также технологию его проведения. Эти правила во многом соответствуют международным стандартам аудиторской деятельности. Государственные органы усиливают контроль за деятельностью аудиторских организаций. 
 
На российский аудиторский рынок активно входят международные аудиторские фирмы. В будущем российские аудиторские компании могут быть поглощены международными. Можно определить ряд направлений, в которых нужно будет совершенствоваться фирмам, предоставляющим аудиторские услуги: 
 
- значение и понимание бизнеса заказчика; 
 
- стремление и завоевание постоянных заказчиков; 
 
- анализ реальных проблем клиента; 
 
-повышение продуктивности работы за счет применения информационных технологий.  
 
Для дальнейшего развития, аудиторским фирмам необходимо совершенствовать свою деятельность, в таких направлениях, как: 
 
- интеграция и партнерство; 
 
- создание территориальной сети; 
 
- специализация по отраслям и направлениям; 
 
- профессиональное обучение; 
 
- членство в международных ассоциациях; 
 
- создание внутренних технических стандартов; 
 
Российский рынок аудиторских услуг активно растёт и с каждым годом меняется. По данным бизнес-плана «Бизнес-план аудиторской компании», на сегодняшний день он охватывает кроме всех отраслей народного хозяйства, еще и государственный сектор экономики, а с финансовой точки зрения - это самостоятельный сегмент бизнеса с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей. 
 
Сами аудиторы довольно самокритично относятся к своей деятельности. Высокое качество услуг достигается, по их мнению, значительными конкурентными преимуществами, накопленным опытом работы, стабильным штатом с высокой квалификацией, многопрофильностью, успешным применением апробированных методик, предоставлением услуг по МФСО, масштабом клиентской базы, глубоким знанием и владением вопросами отраслевых предприятий, высокой корпоративной и особенно информационной культуры. 
 
Развитие сколько-нибудь масштабного бизнеса требует не только совместных усилий отечественных профессионалов данного рынка и широких деловых кругов, но и определенной поддержки со стороны государственных органов. Необходимые меры в данной области сводятся к изучению зарубежного опыта, законодательно обязывающему международные структуры работать по аудиту вместе с национальными фирмами, и принятию соответствующих нормативных актов в России. 
 
Прежде всего, рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова. Он достаточно быстро растет и изменяется. Я неоднократно слышал многочисленные прогнозы аналитиков, согласно которым в следующие 15-20 лет 4 крупнейшими экономиками мира будут США, Китай, Индия, Россия. 
 
Условно российские компании можно разделить на три категории. Первая категория - это государственные компании, государство владеет ими полностью или обладает преимущественным правом собственности. Вторая категория - приватизированные предприятия. Третья категория - это "новые компании", то есть предприятия, созданные "с нуля" такие как "Вымпелком", МТС, то есть действительно новые бизнесы, не имеющие связи с государством. Главная особенность рынка в том, что коммерческие, то есть занимающиеся извлечением прибыли, компании появились в России относительно недавно. 
 
Главная особенность российского рынка - это уровень развития компаний и их размер. Практически без исключения крупные компании относятся к категории развивающихся. Конечно, некоторые из них существовали в той или иной форме уже много лет. Это касается и "новых" компаний, тех продуктов, которые они разрабатывают и поставляют как на российский рынок, так и на мировые рынки. 
 
При этом они стремятся развивать не только продукты и услуги, но и систему внутреннего контроля, систему менеджмента, информационные системы. То, что они стремятся сделать - это выстроить профессиональный менеджмент вместо иерархической системы управления и повысить свою прозрачность. Практически все компании находятся в той или иной стадии прохождения этого процесса структурных преобразований. 
 
Главный вопрос - почему они делают это и что стоит за их стремлением провести такие преобразования? Ответ простой - большинство этих компаний хотят выйти на международные рынки. Здесь варианты могут быть различны - торговля акциями компании на мировых площадках, выход на рынок заимствований или привлечение стратегических инвесторов. Вот что является основной мотивацией для внутреннего реформирования российских компаний. 
 
Именно это основная причина, по которой они обращаются к международным аудиторским компаниям и к Deloitte, в частности. 
 
Для того, чтобы быть привлекательными для инвесторов, прежде всего, для тех, которые принадлежат к пулу крупнейших западных инвесторов, им необходим определенный уровень доверия с их стороны. 
 
В то же время, надо понимать, что значительное число российских компаний не ставит перед собой цели выйти на международные рынки. Конечно, существуют определенные требования к таким компаниям со стороны регулятора, поэтому им также необходимы аудиторские услуги. 
 
Таким образом, можно говорить о двух различных потребностях в услугах аудитора. Аудитор обеспечивает уверенность инвестора в надежности компании. 
 
Сейчас число российских компаний, которые стремятся выйти на международные рынки относительно невелико, как и их размер по мировым масштабам, но оно постоянно растет и растет быстрыми темпами. 
 
Если же говорить о ресурсной базе, то именно в России огромные запасы полезных ископаемых, которые жизненно необходимо другим странам, чтобы развивать свои экономики. Да, сейчас, экономика России относительно невелика по мировым масштабам, но она быстро растет. И, то, что мы видим, - российские компании нуждаются в инвестициях. 
 
В то же время, существуют компании, которые не планируют выходить на рынок и потому не интересны для широкого круга инвесторов. Таким компаниям отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в принципе не нужна. 
 
Основные тенденции развития российского рынка аудиторских услуг- это зависит то того, в какую сторону будут двигаться требования государства к финансовой отчетности компаний. Сейчас публичным компаниям, акции которых котируются на бирже, необходимо готовить отчетность по IFRS (International Financial Reporting Standards, МСФО). То есть вопрос в том, будет ли расти число таких компаний или нет. Можно сравнить Россию с рядом европейских стран. Как вы знаете, в разных странах разные модели предоставления аудируемой отчетности. Так, сейчас наблюдается тенденция постепенного перехода национальных систем отчетности, таких как, например, US GAAP в США или UK GAAP в Великобритании, к IFRS. Фактически весь мир постепенно переходит на IFRS. Я очень надеюсь, что со временем этот процесс успешно завершится и будет единый мировой стандарт финансовой отчетности. И тогда для инвестора не будет проблем с пониманием финансового состояния компании вне зависимости от того, в какой стране она работает. Я думаю, что сейчас основная задача России - внедрить такую систему отчетности, которая была бы полностью понятна инвесторам во всем мире, то есть максимально близкую к IFRS. 
 
Особенности развития российского рынка аудиторских услуг по сравнению с западными рынками - это очевидные вещи: российский рынок растет быстрее, потому что проходит тот путь, который западные рынки прошли уже давно. Это нормальное состояние для любого развивающегося рынка. 
 
Развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно. Однако, специфика России состоит в том, что существует значительно количество "старых" компаний, то есть компаний которые появились еще в СССР. Кроме того, многие из этих компаний являются весьма крупными. Эти компании также стремятся выйти на рынок, однако нуждаются в существенной реструктуризации всего бизнеса. Поэтому то, что мы ожидаем - это постоянный рост числа компаний, которым необходима отчетность по МСФО и, соответственно, аудит этой отчетности. 
 
Наиболее серьезные, проблемы для развития рынка аудиторских услуг в России: Самая главная проблема, на мой взгляд, это необходимость придти к окончательному решению - какой стандарт финансовой отчетности будет в итоге принят в России. На мой взгляд, именно IFRS обеспечивает как защиту для инвесторов, так и понимание ими состояния компании. Пока, насколько я вижу, процесс перехода России на IFRS ид ет достаточно медленно. 
 
Это вопрос государственного регулирования прежде всего. Он не относится к компетенции аудиторского сообщества. Пока же различия между государственными требованиями к финансовой отчетности компаний в России и МСФО очень значительны, в то время как основная тенденция во всем мире - сближение национального стандарта отчетности с IFRS.

Целью аудита является подготовка заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, а без систематического и надежного ведения учета не может быть и достоверной отчетности. Все экономические субъекты, которые ведут бухучет, имеют систему внутреннего контроля.

Аудитору необходима обоснованная гарантия того, что система учета адекватна и вся подлежащая отражению учетная информация действительно содержится в отчетности. Внутренний контроль должен содействовать такой гарантии.

Российский стандарт относительно изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, утвержденный Комиссией по аудиторской деятельности, в основном соответствует международному стандарту аудита «Оценки риска и внутренний контроль», хотя в ходе разработки был адаптирован к российским условиям.

В систему внутреннего контроля обычно включаются:

1) надлежащая система бухгалтерского  учета:

2) контрольная среда;

3) отдельные средства контроля.

Внутренний контроль направлен на достижение следующих целей:

• выполнение сделок в соответствии с законодательством;

• отражение результатов на счетах по правильной сумме и в нужном отчетном периоде;

• сохранность активов;

• сравнение записей по счетам активов с реальным их количеством;

• исполнение приказов и распоряжений;

• недопущение сокрытия активов и искажений.

Однако внутренний контроль не дает полной гарантии того, что не было допущено ошибок или нарушений вследствие невнимательности или непонимания, безответственности, неадекватности процедур в новых, изменившихся условиях, когда функционирование системы контроля оказывается слишком дорогим, или вследствие других причин.

Понимание аудитором системы внутреннего контроля складывается на основе: расследований руководством компании и ее персоналом нарушений на различных уровнях с ссылкой на документацию операций, описание работ, систем учета и внутреннего контроля; инспекции документов и проводок; наблюдений за деятельностью объекта, руководимой управленческим аппаратом, персоналом и природой сделок (классы сделок, порядок их осуществления, учетные проводки, первичные документы); изучения процесса составления финансовых отчетов.

Оценка эффективности и надежности системы и средства контроля должна проводиться количественно. Обычно используются три оценки: «высокая», «низкая» и «средняя».

На практике изучение системы внутреннего контроля обычно подразумевает изучение учетной политики клиента, общих принципов учета, принятых на предприятии, организационной структуры, распределение полномочий. Что касается документирования информации по системам учета и внутреннего контроля, общими методами считаются описания, словари терминов, проверочные листы; возможны и другие процедуры. Чем ниже степень риска, тем более подробной должна быть рабочая документация, в которых документированы заключения, приведшие аудитора к выводу о степени риска.

В случае обнаружения аудитором слабых мест внутренней системы контроля ему следует сообщить об этом руководству. Обращение должно быть письменным и документировано рабочими бумагами.

На некоторых предприятиях функции контроля возложены на отдел внутреннего аудита. Внешний аудитор может быть заинтересован в результатах работы внутреннего аудитора только тогда, когда это имеет значение для проверки достоверности сделанных финансовых записей.

Существуют три основных этапа оценки внутреннего контроля:

1) общее знакомство с системой  внутреннего контроля;

2) первичная оценка системы внутреннего  контроля;

3) подтверждение достоверности  оценки системы внутреннего контроля.

Выводы о достоверности сделанной аудиторов оценки системы внутреннего контроля могут быть сделаны на основе тестов системы контроля.

При подготовке выводов по итогам проверки средств контроля аудитор обязан принимать во внимание ряд факторов. Во-первых, каждое средство контроля может быть неэффективным в одни периоды и эффективным — в другие. Во-вторых, на протяжении одного периода предприятие может менять сферу деятельности, осуществлять нетипичную деятельность. В-третьих, низкая оценка внутреннего контроля не может исключать возможность высокой или средней оценки отдельных средств контроля.

Аудиторская проверка планируется таким образом, чтобы риск был минимален. При этом аудитору следует использовать профессиональные суждения для оценки приемлемого уровня рисков или риска аудита. Аудиторский риск представляет собой опасение, что аудитор может выразить несоответствующее мнение о финансовой отчетности, т.е. обозначает вероятность того, что аудитор совершит ошибку. Аудиторский риск изучается при планировании аудита на основе информации о деятельности клиента, его руководства, отрасли, контрольной среды и операций. Можно выделить три компонента общего аудиторского риска (общий аудиторский риск не должен превышать 5 %).

Собственный, или внутрихозяйственный риск (риск того, что материальные ошибки возникнут). Собственный риск означает, что балансовый счет или класс операций содержит недостоверную информацию, которая может быть существенной отдельно или вместе с другими неправильными положениями по другим остаткам или классам. Аудитору следует оценить внутрихозяйственный риск по существенным статьям и операциям на этапе планирования.

Риск средств контроля (риск того, что система внутреннего контроля не сможет предотвратить или исправить ошибки, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности). Для оценки такого риска аудитор должен изучить систему контроля клиента, а если контрольные процедуры не выполнены, аудитор должен исходить из того, что контрольный риск высок.

Информация о работе Аудиторский рынок и система внутреннего контроля