Вопросы
к семинарскому занятию (1).
- Основные факторы, влияющие на развитие международных отношений в Африке.
- ОАЕ: история создания, цели, основные направления деятельности.
- Причины неэффективности ОАЕ.
Вопросы
к семинарскому занятию (2).
- Основные причины создания международных организаций в Африке.
- Факторы, предопределившие неэффективность общеафриканских международных организаций и интеграционных объединений.
- Причины относительной эффективности субконтинентальных интеграционных объединений.
Африка в современных международных
отношениях
1. Геополитическое пространство
Африки
Современное мироустройство напоминает
дом в виде пирамиды, где вершину
венчают США, а его нижние этажи
занимают африканские страны. При
этом 33 государства Африки находятся
в самом низу пирамидального строения
мирового сообщества в начале XXI в.
При таком местоположении различных
стран в мировом сообществе и,
естественно, неодинаковой степени
их влияния и политического веса
в глобальном масштабе идет процесс
формирования нового постялтинско-потсдамского
миропорядка и слома Вестфальской системы
международных отношений. Африке уготована
догоняющая, маловлиятельная роль в мировой
политике и экономике.
Процесс глобализации мировой
политики обходит стороной многие
страны Африки. К глобальным процессам
миротворчества должны быть
подключены все страны Африки
(малые и большие, состоявшиеся
и несостоявшиеся, исповедующие
ислам или христианство и иные
религиозные вероучения) во избежание
их превращения в территории
международного терроризма.
Многие события и ситуации
в Африке стали объектами мировой
политики: проблема голода, экономическая
отсталость, внутристрановая и межгосударственная
конфронтация, бедственное экономическое
положение, геодемографические противоречия
и пр. В их решении принимают участие универсальные
и региональные организации (ООН, НАТО,
«восьмерка» и др.), вступающие со странами
Африки в многосторонние отношения и усложняющие
тем самым многоликий мирополитический
ландшафт.
Тезис президента Буша-младшего,
озвученный во время предвыборной
кампании 2000 г., что «Африка не
представляет интереса с точки
зрения национальных интересов
США», после событий 11 сентября 2001
г. был трансформирован в представление
о том, что Африка имеет важное
стратегическое значение с позиции
американских национальных интересов.
Как результат сравнительно низкого
развития Африки, наличия там
множества социально-экономических
и политических проблем взгляд
на Африку как проблему для
национальных интересов США только
усилился. Именно в таком качестве
Африка упоминается в Стратегии
национальной безопасности Соединенных
Штатов Америки, введенной в
действие президентом в сентябре
2002 г.
Американская администрация
использует вопросы, связанные
с заботой об африканской безопасности
и развитием континента для
восстановления своей «кредитоспособности»
в Африке.
Интерес американской политики
в Африке состоит в ее защите
от внешнего вмешательства, а
также в расширении участия
африканских государств в развитии
национальной экономики, обороны и безопасности
США. И эта реальность подчеркивает стратегическую
важность Африки для США.
С точки зрения интересов
России в Африке, большую важность
представляет то обстоятельство,
что активная политика Запада,
прежде всего США, создала,
причем закономерно и логично,
новые возможности для России
на континенте. Африканские руководители
увидели в России перспективного
партнера, своеобразный буфер, смягчающий
натиск американской дипломатии.
Анализ высказываний российских
и американских государственных,
политических и общественных
деятелей, различных источников
и материалов на эту тему
позволяет предположить, что наиболее
перспективными сферами для
российско-американского взаимодействия
в Африке в настоящее время
являются:
• содействие африканским
странам в повышении продуктивности
сельскохозяйственного производства;
• помощь в борьбе с
эпидемиями острозаразных заболеваний,
типа СПИД, малярии и др.;
• борьба с распространением
пустынь;
• помощь странам континента
в урегулировании конфликтных
ситуаций;
• содействие в развитии
телекоммуникаций и средств связи;
• составление подробного
географического атласа Африки
и т.д.
Современная фаза геополитического развития
африканских государств характеризуется
нарастанием глобальных вызовов
и угроз, которые континент не
в состоянии решить самостоятельно.
Общепризнанным является тот факт,
что Африка вошла в XXI в. в качестве
маргинальной и наиболее дискриминированной
части мирового сообщества.
В настоящее время в Африке
представлена практически вся палитра
экономических, политических и социальных
угроз, с которыми сталкивается человечество:
голод, острые социально-демографические
проблемы, неуправляемые потоки беженцев,
межгосударственные и гражданские войны,
межэтнические столкновения, производство
и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных
болезней, включая СПИД (самый высокий
уровень в мире).
В геополитическом смысле
Африканский континент — это
разнородная мозаика племен
и народов, их культур и верований,
которые не представляют собой
единого образования, не составляют
единой африканской цивилизации.
Это, скорее, протоцивилизация. Признание
же отдельными геополитиками факта реального
существования африканской цивилизации
в качестве самостоятельной даже условно,
с оговорками представляется сомнительным,
несмотря ни на какие допущения.
Экономическая и технологическая
отсталость Африки, сырьевая экономика
как следствие колониального
прошлого превратили ее в маргинальный
сегмент геополитического пространства.
По данным Детского фонда
ООН, на континенте самая высокая
детская смертность в мире. Около
50% населения Тропической Африки
живет менее чем на 40 центов
в день. Из 20 самых бедных стран
мира 18 находятся сегодня в Африке
и с каждым годом становятся
все беднее. На грани национальной
катастрофы находятся Эфиопия,
Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан,
Сомали.
Сложилась ситуация, когда
Африка самостоятельно не может
преодолеть негативные тенденции
в своем развитии.
Африка остается поставщиком
преимущественно сырьевых товаров
на мировой рынок. Импорт товаров
в страны Африки по объему
превышает экспорт.
В географическом отношении
внешняя торговля стран Африки
ориентирована на промышленно
развитые страны ЕС, что связано
с относительной географической
близостью и сложившимися за
годы колониализма разносторонними
экономическими связями. В товарной
структуре экспорта исключительно
высока доля нефти и газа, а
также продовольствия и сырья
растительного происхождения и
руд металлов. В импорте преобладают
готовые изделия (до 70%): средства
транспорта, машины и оборудование,
а также продовольствие.
Отсталость дополняется конфессиональным
и цивилизационным расколом Африканского
континента. Народы Северной и Восточной
Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия
исторически сама по себе составляла особую
цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы
из Европы (преимущественно из Голландии,
Франции, Англии) принесли европейскую
культуру, распространив христианство.
В Африке христианство существенно трансформировалось.
Христианство проникло в
Северную и Восточную Африку
еще в начале I тыс. В Эфиопии
и Эритрее сформировалась и
существует поныне одна из
его ветвей — Эфиопская православная
церковь. Европейские колонизаторы,
начиная с XV—XVI вв., также стремились
распространить христианство, преимущественно
католичество, в своих владениях.
В конце XIX в. в странах
Африки, за исключением, находящихся
в северной ее части, возникли
удивительные сплавы христианства
и местных верований, которые
теперь именуют афрохристианством.
Это 7 тыс. разнообразных сект. Единственное,
что их объединяет, — стремление создать
«черное» христианство, противопоставив
его «белому». Практически все они провозглашают
африканцев народами, избранными Богом;
библейских пророков и даже Иисуса Христа
наделяют негроидной внешностью, тогда
как дьявол изображается белокожим. Всего
в Африке афрохристианства придерживаются
более 30 млн. чел.
Постепенно в Африке сформировались
два больших геополитических
пространства, разделенных конфессиональными
различиями: Северо-Восточная Африка,
тяготеющая к мусульманскому
миру, и второй — Тропическая
Африка южнее Сахары с возможным
центром в ЮАР. Этот цивилизационный
и геополитический раскол привел к нарастанию
исламского фундаментализма, сторонники
которого объявили «священную войну»
против светских государств региона Алжира,
Египта, Судана.
Культура арабских стран
Северной Африки, ее особый колорит
— это причудливое переплетение
древнеегипетской, исламской и
средиземноморской цивилизаций.
Официальным языком в этих
странах является литературный
арабский, он служит основным
средством общения образованной
части населения. Берберы, беджа,
греки, армяне, итальянцы, французы и другие
представители национальных меньшинств
говорят и на арабском, и на его многочисленных
диалектах, и на своем родном языке.
Господствующая религия
— ислам, его исповедуют свыше
90% населения. Остальные — христиане
и представители других конфессий.
Положения Корана определяют жизненный
уклад, нравы и обычаи большинства жителей
Северной Африки, регулируют нормы гражданского
права. В 80—90-х гг. XX в. влияние ислама на
все сферы жизни усилилось.
Экономика региона основана
на добыче полезных ископаемых
— нефти, газа и фосфатов, использовании
сельскохозяйственных угодий, а
также на торговле и туризме.
Значительная часть добываемых
энергоносителей и фосфатов экспортируется
во многие страны мира, прежде
всего в европейские. Разрабатывают
также месторождения железа, угля,
олова, молибдена, мрамора и
гранита. Хлопок, цитрусовые, финики,
а также ранние овощи экспортируются
в страны Европы.
Огромную роль в экономике
государств Северной Африки играет
важнейшая мировая водная артерия
— Суэцкий канал, прорытый
в 1869 г. Канал связал бассейны
Атлантического и Индийского
океанов, облегчив путь кораблям
из Европы в страны Южной
и Юго-Восточной Азии. Его длина
составит 161 км, средняя глубина —
16,2 м, а ширина колеблется от
120 до 318 м. и нет никаких шлюзов.
Почти 90 лет Суэцким каналом
владела Англия, заинтересованная
в коротком морском пути к
своим индийским колониям, и только
в 1956 г. его национализировал
Египет. Эксплуатация канала приносит
государству значительные доходы
— более 1 млрд долл. в год.
Северная Африка по праву
считается туристической Меккой
мира. Исторические памятники мирового
значения и благоприятный климат
в течение большей части года,
многочисленные морские курорты
и высокий уровень сервиса
привлекают сюда туристов со
всех концов света, что приносит
казне североафриканских стран
многомиллиардные доходы.
Причиной повышенной конфликтогенности
в регионе являются сложные межэтнические
отношения на континенте. Они обусловлены
разнородным составом: в Африке проживает
около 50 наций и народностей, около 3 тыс.
племен. При этом государственные границы
до сих пор весьма условны и часто не имеют
ничего общего с историческими ареалами
проживания населения. Непрерывные межэтнические
войны и столкновения усиливают миграционные
потоки. Региональные потоки рабочих-мигрантов
направляются в основном в Нигерию, ЮАР,
Габон и Берег Слоновой Кости.
Наряду с этническими
конфликтами, африканская геополитика
дополняется социальными и классовыми
антагонизмами.
Борьба за ресурсы, власть
или территорию неминуемо сопровождается
кровавыми столкновениями, при этом
традиционное сознание диктует
бескомпромиссные, предельно жестокие
формы борьбы, поэтому достижение
компромиссов и налаживание сотрудничества
в этих условиях становятся
крайне проблематичными. Во второй
половине XX в. в Африке произошло
около 100 военных переворотов,
более 50 войн. 18 войн можно отнести
к числу гражданских, 11 попадают
под определение геноцида и
массового политического террора.
Ряд конфликтов считаются непогашенными
и время от времени вспыхивают
вновь: в Нигерии и Либерии,
в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике,
Руанде, Сьерра-Леоне.
Многие аналитики видят
причину углубления экономического
кризиса в Африке в изъянах
монетаристской модели развития,
навязанной международными финансовыми
институтами. В соответствии с
этими рекомендациями считается,
что достижение стабилизации
возможно только путем последовательной
либерализации экономики, сокращения
государственного сектора и развития
свободных рыночных отношений.
В основе монетаристской концепции
государственного регулирования
лежит утверждение о том, что
главное преимущество рыночной
экономики — конкуренция, поэтому
государство должно вмешиваться
в рыночные отношения только
в том случае, если можно констатировать
антиконкурентную деятельность экономических
акторов на рынке.