Африка в современных международных отношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Основные причины создания международных организаций в Африке.
Факторы, предопределившие неэффективность общеафриканских международных организаций и интеграционных объединений.
Причины относительной эффективности субконтинентальных интеграционных объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

Африка_Расмо.docx

— 34.93 Кб (Скачать файл)

Вопросы к семинарскому занятию (1).

  1. Основные факторы, влияющие на развитие международных отношений в Африке.
  2. ОАЕ: история создания, цели, основные направления деятельности.
  3. Причины неэффективности ОАЕ.

Вопросы к семинарскому занятию (2).

  1. Основные причины создания международных организаций в Африке.
  2. Факторы, предопределившие неэффективность общеафриканских международных организаций и интеграционных объединений.
  3. Причины относительной эффективности субконтинентальных интеграционных объединений.

 

Африка в современных международных  отношениях

1. Геополитическое пространство  Африки

Современное мироустройство напоминает дом в виде пирами­ды, где вершину  венчают США, а его нижние этажи  занимают аф­риканские страны. При  этом 33 государства Африки находятся  в самом низу пирамидального строения мирового сообщества в нача­ле XXI в. При таком местоположении различных  стран в мировом сообществе и, естественно, неодинаковой степени  их влияния и политического веса в глобальном масштабе идет процесс  формиро­вания нового постялтинско-потсдамского миропорядка и слома Вестфальской системы международных отношений. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике.

   Процесс глобализации мировой  политики обходит стороной многие  страны Африки. К глобальным процессам  миротворчества долж­ны быть  подключены все страны Африки (малые и большие, состо­явшиеся  и несостоявшиеся, исповедующие  ислам или христианство и иные  религиозные вероучения) во избежание  их превращения в территории  международного терроризма.

   Многие события и ситуации  в Африке стали объектами миро­вой  политики: проблема голода, экономическая  отсталость, внутристрановая и межгосударственная конфронтация, бедственное эконо­мическое положение, геодемографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные орга­низации (ООН, НАТО, «восьмерка» и др.), вступающие со страна­ми Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирополитический ландшафт.

   Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время пред­выборной  кампании 2000 г., что «Африка не  представляет интере­са с точки  зрения национальных интересов  США», после событий 11 сентября 2001 г. был трансформирован в представление  о том, что Африка имеет важное  стратегическое значение с позиции  аме­риканских национальных интересов.  Как результат сравнительно низкого  развития Африки, наличия там  множества социально-экономических  и политических проблем взгляд  на Африку как про­блему для  национальных интересов США только  усилился. Именно в таком качестве  Африка упоминается в Стратегии  национальной безопасности Соединенных  Штатов Америки, введенной в  дейст­вие президентом в сентябре 2002 г.

   Американская администрация  использует вопросы, связанные  с заботой об африканской безопасности  и раз­витием континента для  восстановления своей «кредитоспособно­сти»  в Африке.

   Интерес американ­ской политики  в Африке состоит в ее защите  от внешнего вмеша­тельства, а  также в расширении участия  африканских государств в развитии  национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США.

   С точки зрения интересов  России в Африке, большую важность  представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала,  причем закономерно и логично,  новые возможности для России  на континенте. Африканские руководители  увидели в России перспективного  партнера, своеобразный буфер, смягчающий  натиск американской дипломатии. Анализ высказыва­ний российских  и американских государственных,  политических и общественных  деятелей, различных источников  и материалов на эту тему  позволяет предположить, что наиболее  перспективными сфе­рами для  российско-американского взаимодействия  в Африке в на­стоящее время  являются:

  • содействие африканским  странам в повышении продуктивности  сельскохозяйственного производства;

  • помощь в борьбе с  эпидемиями острозаразных заболеваний,  ти­па СПИД, малярии и др.;

  • борьба с распространением  пустынь;

  • помощь странам континента  в урегулировании конфликтных  си­туаций;

  • содействие в развитии  телекоммуникаций и средств свя­зи;

  • составление подробного  географического атласа Африки  и т.д.

Современная фаза геополитического развития африканских госу­дарств характеризуется  нарастанием глобальных вызовов  и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще­признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест­ве  маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества.

   В настоящее время в Африке представлена практически вся палитра экономических, политических и социальных угроз, с которыми сталкивается человечество: голод, острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев, межгосударственные и гражданские войны, межэт­нические столкновения, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире).

   В геополитическом смысле  Африканский континент — это  раз­нородная мозаика племен  и народов, их культур и верований,  которые не представляют собой  единого образования, не составляют  единой африканской цивилизации.  Это, скорее, протоцивилизация. При­знание же отдельными геополитиками факта реального существо­вания африканской цивилизации в качестве самостоятельной даже условно, с оговорками представляется сомнительным, несмотря ни на какие допущения.

   Экономическая и технологическая  отсталость Африки, сырьевая экономика  как следствие колониального  прошлого превратили ее в маргинальный  сегмент геополитического пространства.

   По данным Детского фонда  ООН, на конти­ненте самая высокая  детская смертность в мире. Около  50% населения Тропической Африки  живет менее чем на 40 центов  в день. Из 20 самых бедных стран  мира 18 находятся сегодня в Африке  и с каждым годом становят­ся  все беднее. На грани национальной  катастрофы находятся Эфиопия,  Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан,  Сомали.

   Сложилась ситуа­ция, когда  Африка самостоятельно не может  преодолеть негативные тенденции  в своем развитии.

   Африка остается поставщиком  преимущественно сырьевых товаров  на мировой рынок. Импорт товаров  в страны Африки по объему  превышает экспорт.

   В географическом отношении  внеш­няя торговля стран Африки  ориентирована на промышленно  разви­тые страны ЕС,  что связано  с относительной географической  бли­зостью и сложившимися за  годы колониализма разносторонними  экономическими связями. В товарной  структуре экспорта исключительно  высока доля нефти и газа, а  также продовольствия и сырья  растительного про­исхождения и  руд металлов. В импорте преобладают  готовые изделия (до 70%): средства  транспорта, машины и оборудова­ние,  а также продовольствие.

Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточ­ной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христи­анство. В Африке христианство существенно трансформировалось.

   Христианство проникло в  Северную и Восточную Африку  еще в начале I тыс. В Эфиопии  и Эритрее сформировалась и  существует поныне од­на из  его ветвей — Эфиопская православная  церковь. Европейские ко­лонизаторы,  начиная с XV—XVI вв., также стремились  распространить христианство, преимущественно  католичество, в своих владениях.

   В конце XIX в. в странах  Африки, за исключением, находящихся  в северной ее части, возникли  удивительные сплавы христианства  и местных верова­ний, которые  теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разнооб­разных сект. Единственное, что их объединяет, — стремление создать «черное» христианство, противопоставив его «белому». Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библей­ских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешно­стью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел.

   Постепенно в Африке сформировались  два больших геополити­ческих  пространства, разделенных конфессиональными  различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому  миру, и второй — Тропическая  Африка южнее Сахары с возможным  центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундамен­тализма, сторонники которого объявили «священную войну» против светских государств региона Алжира, Египта, Судана.

   Культура арабских стран  Северной Африки, ее особый колорит  — это причудливое переплетение  древнеегипет­ской, исламской и  средиземноморской цивилизаций.  Официальным языком в этих  странах является литературный  арабский, он служит основным  средством общения образованной  части населения. Бер­беры, беджа, греки, армяне, итальянцы, французы и другие пред­ставители национальных меньшинств говорят и на арабском, и на его многочисленных диалектах, и на своем родном языке.

   Господствующая религия  — ислам, его исповедуют свыше  90% населения. Остальные — христиане  и представители других конфес­сий. Положения Корана определяют жизненный уклад, нравы и обычаи большинства жителей Северной Африки, регулируют нор­мы гражданского права. В 80—90-х гг. XX в. влияние ислама на все сферы жизни усилилось.

   Экономика региона основана  на добыче полезных ископаемых  — нефти, газа и фосфатов, использовании  сельскохозяйственных уго­дий, а  также на торговле и туризме.  Значительная часть добываемых  энергоносителей и фосфатов экспортируется  во многие страны мира, прежде  всего в европейские. Разрабатывают  также месторождения железа, угля, олова, молибдена, мрамора и  гранита. Хлопок, цитрусовые, финики, а также ран­ние овощи экспортируются  в страны Европы.

   Огромную роль в экономике  государств Северной Африки игра­ет  важнейшая мировая водная артерия  — Суэцкий канал, прорытый  в 1869 г. Канал связал бассейны  Атлантического и Индийского  океанов, облегчив путь кораблям  из Европы в страны Южной  и Юго-Восточной Азии. Его длина  составит 161 км, средняя глубина —  16,2 м, а ширина колеблется от 120 до 318 м. и нет никаких шлю­зов.  Почти 90 лет Суэцким каналом  владела Англия, заинтересованная  в коротком морском пути к  своим индийским колониям, и только  в 1956 г. его национализировал  Египет. Эксплуатация канала приносит  государ­ству значительные доходы  — более 1 млрд долл. в год.

   Северная Африка по праву  считается туристической Меккой  мира. Исторические памятники мирового  значения и благоприятный климат  в течение большей части года, многочисленные морские курорты  и высокий уровень сервиса  привлекают сюда туристов со  всех концов света, что приносит  казне североафриканских стран  многомиллиардные доходы.

   Причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государст­венные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непре­рывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграци­онные потоки. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости.

   Наряду с этническими  конфликтами, африканская геополитика  дополняется социальными и классовыми  антагонизмами.

   Борьба за ресурсы, власть  или территорию неминуемо сопровождается  кровавыми столкновениями, при этом  традиционное сознание диктует  бескомпромиссные, предельно жестокие  формы борь­бы, поэтому достижение  компромиссов и налаживание сотрудничества  в этих условиях становятся  крайне проблематичными. Во второй  половине XX в. в Африке произошло  около 100 военных переворотов,  более 50 войн. 18 войн можно отнести  к числу граждан­ских, 11 попадают  под определение геноцида и  массового политического террора.  Ряд конфликтов считаются непогашенными  и время от времени вспыхивают  вновь: в Нигерии и Либерии,  в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике,  Руанде, Сьерра-Леоне.

   Многие аналитики видят  причину углубления экономического  кри­зиса в Африке в изъянах  монетаристской модели развития, навязан­ной международными финансовыми  институтами. В соответствии с  этими рекомендациями считается,  что достижение стабилизации  возможно только путем последовательной  либерализации экономи­ки, сокращения  государственного сектора и развития  свободных рыночных отношений.  В основе монетаристской концепции  государственного регулирования  лежит утверждение о том, что  главное преимущество рыночной  экономики — конкуренция, поэтому  госу­дарство должно вмешиваться  в рыночные отношения только  в том случае, если можно констатировать  антиконкурентную деятельность экономических акторов на рынке.

Информация о работе Африка в современных международных отношениях