Берлинский кризис. Образование ФРГ и ГДР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

В 1945 году Берлин был оккупирован войсками «Большой четверки» (СССР, США, Франция, Великобритания), что символизировало единство военного союза, направленного против нацистской Германии. В 1948-1949 гг. Советский Союз организовал блокаду западных секторов города, тем самым, обострив отношения между Востоком и Западом. В течение 40 лет Берлин служил показателем изменяющихся отношений между США и СССР, превратившись в «арену» противоречий «холодной войны».

Содержание

Берлинский кризис 3
Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945) 3
Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945) 3
Германский вопрос 5
Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР 8
Федеративная Республика Германии (ФРГ) 8
Германская Демократическая Республика (ГДР) 13
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

МППРФ.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

В рабочем  движении также шел процесс воссоздания  пролетарских организаций. Отсутствие единства западногерманского рабочего движения серьезно затрудняли борьбу прогрессивных сил против раскола страны. В конституции ФРГ были формально провозглашены основные демократические права граждан — их равенство перед законом, свобода личности, равноправие мужчин и женщин, свобода политических взглядов, печати, собраний и т. д. Принятие этих пунктов в известной мере учитывало активизацию борьбы западногерманских трудящихся за свои интересы.

Большое место, как в рабочем движении, так и во всей общественно-политической жизни Западной Германии занимала проблема национального единства Германии. Международная реакция твердо взяла курс на раскол германского государства.

Выражением  планомерной линии западных держав, направленной на раскол Германии, явилось  создание в 1947 г. так называемой «Бизоний», объединившей американскую и английскую зоны оккупации, а затем «Тризонии» (в 1948 г.), а так же проведение сепаратной денежной реформы.

После создания ФРГ западные державы взяли курс на восстановление военно-промышленного потенциала и перевооружение Западной Германии, на вовлечение ее в военные блоки, направленные против СССР и других социалистических стран.

Канцлер Конрадом Аденауэр5 делал все возможное для того, чтобы осуществить планы ремилитаризации ФРГ, которые вынашивали западногерманские монополии. В августе 1950 г. он передал американскому верховному комиссару меморандум, в котором «вновь заявил о своей готовности в случае создания западноевропейской армии внести вклад в виде немецкого контингента». Западные державы дали согласие на это предложение канцлера ФРГ. Реваншистские требования, направленные на пересмотр итогов второй мировой войны, все больше и больше становились основой официальной политики правящих кругов ФРГ.

Взяв  курс на ремилитаризацию страны, правительство  Аденауэра отклонило все мирные инициативы Советского Союза, в частности, его проект мирного договора с  Германией от 10 марта 1952 г. А 26 марта 1952 г. западные державы подписали  общий договор об отношениях с  ФРГ, по которому прекращалась формальная оккупация Западной Германии, но войска США, Англии и Франции оставались на ее территории. Но весь рабочий класс, все демократические силы страны оказывали сопротивление политике восстановления западногерманского монополистического капитала и его курсу на ремилитаризацию Западной Германии. И несмотря на преследования, коммунисты продолжали вести борьбу против ремилитаризации страны, за преодоление раскола Германии.

Что касалось развития экономики и политики, то к началу 60-х годов ФРГ все  больше и больше заявляла о себе, как лидере западноевропейских государств. Ее правящие круги усилили внешнеэкономическую и внешнеполитическую активность. Но уже к концу 60-х ФРГ затронул экономический и политический кризисы.

В 1969 г. Было сформировано коалиционное правительство  СДПГ – СвДП. Федеральным канцлером  стал председатель СДПГ (Социал-демократической  партии Германии) Вили Брандт, вице канцлером  и министром иностранных дел  – председатель СвДП (Свободной  демократической партии) Вальтер  Шеель. В области внешней политики правительство проявило реалистический подход к оценке обстановки, сложившейся в послевоенной Европе, оно учло стремление широких кругов западногерманского населения к разрядке, их желание покончить с опасными пережитками «холодной войны». Правительство Брандта – Шееля пошло на улучшение отношений с социалистическими странами, приняло предложение Советского Союза о проведении переговоров. В результате 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор между СССР и ФРГ. Обе стороны выразили стремление содействовать развитию мирных отношений между всеми европейскими государствами, обязались разрешать свои споры исключительно мирными средствами и воздерживаться в своих взаимных отношениях от угрозы силой или ее применения. Ключевое значение имела третья статья договора, закрепляющая нерушимость границ всех государств в Европе. Московский договор создал необходимые политические предпосылки для серьезного поворота в советско-западногерманских отношениях, которые нормализовались на основе отказа ФРГ от претензий на изменение существующих европейских границ.

Большое значение для смягчения напряженности  в Европе имело подписанное в  сентябре 1971 г. соглашение четырех держав — СССР, Великобритании, США и  Франции по Западному Берлину, важным пунктом которого было положение  о том, что Западный Берлин не является составной частью Федеративной Республики Германии и не будет управляться ею и впредь.

Заключение  Московского договора, переговоры Л. И. Брежнева с В. Брандтом в Крыму  в сентябре 1971 г., особенно визит  Л. И. Брежнева в мае 1973 г. в ФРГ  дали толчок развитию экономических  связей между Советским Союзом и  Федеративной Республикой Германии, поставили их на качественно новый  уровень. Большое значение имело  подписание в мае 1973 г. соглашения между  СССР и ФРГ о развитии экономического, промышленного и технического сотрудничества сроком на 10 лет.

Германская  Демократическая Республика (ГДР)

 

В октябре 1949 г, западные империалистические державы завершили раскол Германии, создав сепаратное западногерманское государство. В этих условиях демократические и патриотические силы Германии решили, что настало время взять судьбу страны в собственные руки, дать отпор возрождающемуся германскому милитаризму, не допустить распространение власти реваншистов и фашистов на всю Германию. С этой целью демократические силы Восточной Германии 7 октября 1949 г, провозгласили создание Германской Демократической Республики. ГДР возникла как первое в истории Германии государство рабочих и крестьян. Осуществляя здесь верховную власть, Советская военная администрация (СВАГ) провела целый ряд мероприятий по демилитаризации, денацификации и демократизации, создавала благоприятные условия для образования единой миролюбивой демократической Германии.

Борьбу  миролюбивых сил немецкого народа за новую Германию возглавила Коммунистическая партия Германии (КПГ). Сразу после  легализации своей деятельности 11 июня 1945 г. ЦК КПГ обратился к  народу с воззванием, содержащим программу  проведения демократических преобразований во всей стране. КПГ ориентировала  рабочий класс и трудящиеся массы на установление и Германии антифашистско-демократического строя. Она призывала создать снизу новые органы государственного управления, наказать военных преступников, изгнать нацистов из административно-хозяйственных органов и заменить их антифашистами, ликвидировать монополистические объединения и передать крупные промышленные предприятия, юнкерские имения, а также банки и руки народа. Воззвание КПГ получило одобрение рабочего класса и других слоев немецкого народа, а также всех демократических партий и организаций.

Единство  действий рабочего класса в Восточной  Германии явилось основой для  установления прочного союза рабочего класса с крестьянством, мелкой и  средней буржуазией.

С разгромом  фашизма был ликвидирован старый государственный аппарат. В Восточной  Германии фашисты были удалены из административных и хозяйственных  учреждений. По инициативе коммунистов  и других антифашистов и при поддержке  СВАГ на развалинах гитлеровского рейха  были созданы новые органы власти (ландтаги земель), которые выражали и защищали интересы широких народных масс.

Большое значение для укрепления нового антифашистско-демократического строя в Восточной Германии имела ликвидация собственности монополистического капитала, этой важнейшей опоры фашизма. Выполняя Потсдамские решения, СВАГ в октябре 1945 г. наложила секвестр на все имущество, принадлежавшее гитлеровскому государству, военным преступникам, активным нацистам, а также монополиям, участвовавшим в развязывании войны.

Важнейшей отличительной особенностью развития Германии после освобождения явилось  переплетение социальной (классовой) борьбы народных масс с борьбой против раскольнических  действий американо-английских империалистов  и немецких реакционеров, препятствовавших созданию единого независимого германского  государства. Большое значение в борьбе за национальное единство страны имели решения 2-го Немецкого народного конгресса, состоявшегося в марте 1948 г. Он провозгласил лозунг борьбы за единою Германскую Демократическую Республику, избрал руководящий орган движения – Немецкий народный совет. Он принял проект конституции ГДР, провозгласил 7 октября 1949 г. образование Германской Демократической Республики.

Правительство ГДР провозгласило своей программой борьбу за осуществление дальнейших демократических преобразовании, экономический  и культурный подъем немецкого народа, за национальное единство, за дружбу и  сотрудничество с Советским | Союзом и всеми миролюбивыми народами мира. Образование ГДР встретило полную поддержку и одобрение со стороны  Советского правительства, которое  сразу же признало ее и передало правительству ГДР все административные функции, принадлежавшие СВАГ. Образование  ГДР явилось поворотным пунктом  в истории немецкого народа, сильнейшим ударом по германскому империализму и милитаризму.

Таким образом, что касалось отношений между Советским Союзом и ГДР, то в 1954 г. Правительство Советского Союза неизменно руководствуется стремлением содействовать урегулированию германской проблемы в соответствии с интересами укрепления мира и обеспечения национального воссоединения Германии на демократических основах.

Ввиду такого положения и в результате переговоров, которые Советское правительство  провело с правительством Германской Демократической Республики, правительство  СССР признает необходимым предпринять  дальнейшие шаги, идущие навстречу  интересам германского народа, а  именно:

1. Советский  Союз устанавливает с Германской  Демократической Республикой такие  же отношения, как и с другими  суверенными государствами.

Германская  Демократическая Республика будет  свободно решать по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела, включая вопросы взаимоотношений  с Западной Германией.

2. За Советским Союзом остаются в Германской Демократической Республике функции, связанные с обеспечением безопасности, вытекающие из обязательств, возложенных на СССР по соглашениям четырех держав.

Советское правительство приняло к сведению заявление правительства Германской Демократической Республики о том, что оно будет соблюдать обязательства, вытекающие для Германской Демократической  Республики из Потсдамского соглашения о развитии Германии как демократического и миролюбивого государства, а также  обязательства, связанные с временным  пребыванием советских войск  на территории ГДР.

3. Наблюдение за деятельностью государственных органов Германской Демократической Республики6.

Одной из важнейших задач, стоявших перед  ГДР в 50-е голы, являлась борьба за воссоединение Германии как миролюбивого демократического государства. Ведя последовательную борьбу за национальное единство, СЕПГ, правительство ГДР и Национальный фронт выработали в начале 50-х  годов программу мирного разрешения германского вопроса. Она предусматривала  образование путем переговоров  временного общегерманского правительства, которое должно было подготовить  мирный договор и провести свободные  выборы по всей Германии. Однако многочисленные предложения правительства ГДР  о преодолении раскола и достижении национального единства мирным путем неизменно отвергались правящими кругами ФРГ.

В соответствии с изменившимися условиями (вступление ФРГ в НАТО) правительство ГДР 27 июля 1957 г. выступило с заявлением, в котором выдвинуло предложение  об образовании Германской конфедерации, т. е. государственного союза между ГДР и ФРГ. В дальнейшем, по мере своего укрепления, конфедерация позволила бы обеим частям Германии постепенно объединиться и создать единое миролюбивое и демократическое государство. Однако западногерманское правительство отвергло предложения правительства ГДР об образовании Германской конфедерации и усилило атаки против ГДР.

Социалистическое  строительство в ГДР осуществлялось (плоть до 13 августа 1961 г.) при наличии  открытой границы Западным Берлином и ФРГ, что препятствовало стабилизации экономического развития ГДР. Западногерманские  милитаристы и международная  империалистическая реакция использовали открытую границу для того, чтобы  вести усиленную подрывную работу против ГДР. Среди многочисленных подрывных  акций особое место отводилось вербовке граждан ГДР, преимущественно инженеров, врачей, ученых, квалифицированных  рабочих, для переселения на запад.

13 августа  1961 г. по согласованию со странами  Варшавского Договора правительство  ГДР приняло решительные меры  по введению строгого режима  на границе с Западным Берлином  и ФРГ, по обеспечению неприкосновенности  государственной границы ГДР  (в Берлине сооружен защитный  вал и пр.). Эти меры сорвали  планы империалистов разжечь  гражданскую войну в стране; в  то же время они имели большое  значение для сохранения и  укрепления мира в Европе.

Начало 70-х годов ознаменовалось небывалым  укреплением позиций ГДР на международной  арене, нормализацией отношений с ФРГ. 21 декабря 1972 г. между двумя немецкими государствами был подписан договор об основах отношений между ГДР и ФРГ7.

 

Список использованных источников

 

  1. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению. – М.: Высш. школа, 2001. – 367 с.
  2. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX – начало XXI века: Учебное пособие для студентов / В.М. Заболотный. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 494 с.
  3. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 г.: Учебное пособие для студентов вузов по специальности «История»/ Л.С. Белоусов, В.П. Смирнов, А.И. Строганов и др.; под ред. Е.Ф. Язькова, – М.: «Простор», 2001. – 480 с.
  4. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век: Учебник для 10-11 классов основной школы. – 3-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001. – 400 с.
  5. Гриневский О. Берлинский кризис 1958-59 гг. Заметки дипломата // Звезда, 1996., № 2.
  6. Хрестоматия по новейшей истории в трех томах (Том III, Часть I). Редактор А. Гофман. – М., Соцэкгиз, 1961. – 799 с.

1 Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению, 2001, с.77.

2 Гриневский О. Берлинский кризис 1958-59 гг. Заметки дипломата // Звезда, 1996., № 2. с.134-135.

Информация о работе Берлинский кризис. Образование ФРГ и ГДР