Болонский процесс в России: плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:31, творческая работа

Краткое описание

Вначале я уточню, что позиционирую себя как сознательного сторонника Болонского процесса. Кто будет возражать против Европы Знаний, создания европейского пространства для высшего образования, наделения граждан необходимыми компетенциями для встречи вызовов нового тысячелетия? Кто будет спорить с положениями о конкурентоспособности, независимости и автономии университетов, мобильности граждан с возможностью их трудоустройства и свободного передвижения, европейском сотрудничестве в обеспечении качества образования, совместных программах обучения? А кто будет отвергать необходимость достижения большей совместимости и сопоставимости систем высшего образования? Все эти положения - выдержки из Болонской декларации. Разумные доводы против изложенных задач и принципов найти сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

Болонский процесс в России.pptx

— 52.33 Кб (Скачать файл)

Болонский процесс в России: плюсы и минусы.

 

Выполнил: Бондарев М.В.

Почему проблема Болонского процесса актуальна на сегодняшний день?

 

  Потому, что четырехлетний бакалавриат несовместим с качественным высшим образованием на уровне современных требований и вызовов.

  Вначале я уточню, что позиционирую себя как сознательного сторонника  Болонского процесса. Кто будет возражать против Европы Знаний, создания европейского пространства для высшего образования, наделения граждан необходимыми компетенциями для встречи вызовов нового тысячелетия? Кто будет спорить с положениями о конкурентоспособности, независимости  и  автономии университетов, мобильности граждан с возможностью их трудоустройства и свободного передвижения, европейском сотрудничестве в обеспечении качества образования, совместных программах обучения? А кто будет отвергать необходимость достижения большей совместимости  и  сопоставимости систем высшего образования? Все эти положения - выдержки из Болонской декларации. Разумные доводы против изложенных задач и  принципов найти сложно.

    В  России образовательными властями из контекста и логики Болонского процесса вырываются отдельные направления (прежде всего переход на базовое четырехлетнее обучение под названием бакалавриат) лишь обозначаются или называются многие другие. По ряду основополагающих позиций  Болонского процесса  российская высшая школа вообще идет в противоположном направлении. Так,  Болонская  декларация пред полагает все большую независимость  и  автономность университетов. В ней записано, что в фундаментальных принципах важнейшим является то, что независимость и автономия университетов позволяют в системе образования непрерывно учитывать изменения требований времени, запросы общества и новые научные достижения.

  В Российской Федерации же последние десять лет автономия все более урезается, а независимости не было и нет.

   Ключевой задачей  Болонского процесса является мобильность студентов  и  преподавателей, которая способствует повышению качества, признанию квалификации, выбору наиболее подходящей образовательной траектории. В Декларации о европейском пространстве высшего образования, принятой в марте 2010г., содержится призыв наращивать усилия с целью активизации мобильности преподавателей и студентов.

    Так же ставится и другая задача, чтобы к 2020 г. не менее 20% выпускников вузов прошли обучение или провели научные исследования за рубежом. Группе по контролю за ходом выполнения Болонского процесса на период до 2012 г. предложено продвигать пять приоритетов. В трех из них называется мобильность. Говорится о необходимости ее мониторинга, развитии инструментов контроля, открытии новых окон мобильности.

Что в этом плане делается в России?

 

    Почти ничего. За небольшим исключением мобильность студентов  и  преподавателей отсутствует,  и  на ближайшие несколько лет существенно усиливать работу в этом направлении реальных, конкретных планов нет. Возьмем Национальный доклад 2007-2009 гг.  Российской Федерации по  Болонскому процессу . Там этой теме посвящено пять страниц. Конкретно говорится, что около 25 млн долл. в год выделяется на развитие мобильности,  100 стипендий Президента РФ - на обучение в течение года в любом университете мира; есть план приема иностранных граждан. Всего в России учатся около 100 тыс. иностранцев. Из них 41 тыс. чел. - из стран СНГ и Балтики, около 3 тыс. чел. - из стран Восточной Европы,  и около 5,5 тыс. чел. - из стран Западной Европы. Но это те, кто учится с первого по последний курс.

   Мало того, и внутри России студенческая, да и преподавательская мобильность буквально единична.

   Для примера в развитых странах вводятся преимущественно децентрализованные механизмы и процедуры обеспечения качества образования. В их основе: самооценка; внешний, желательно международный, аудит качества; аккредитация независимыми организациями; публичность всех процедур и результатов оценки качества; обеспечение прозрачности управленческой и финансовой деятельности вузов; переход к реализации концепции управление качеством образования. В Коммюнике Берлинской конференции министров образования (апрель 2004 г.) отмечалось: “Подходы к оценке, которые опираются на стандарты, количественные методы, наборы критериев или опросные листы, не приведут к заметному повышению качества”. В Коммюнике выдвигается требование устранить засилье бюрократии,  обременительные механизмы оценки качества и аккредитации. В отличие от большинства стран - участниц Болонского процесса в России в вопросах обеспечения качества наблюдаются прямо противоположные процессы.

Вся логика апологетов двухуровневого подхода с базовым четырехлетним бакалавриатом сводится к нескольким постулатам: мы подписали  Болонскую  декларацию  и  обязаны ее выполнять, нужна подготовка кадров широкого профиля, необходимо эффективно использовать бюджетные средства, бакалавриат обеспечит возможность успешной работы, диплом российских вузов станет пользоваться признанием в странах Европы.

  При реализации вузами программ бакалавриата под сокращение попадает значительное количество общепрофессиональных дисциплин, массово ликвидируются дисциплины специализации. Недавно на одной из конференций ректор Ветеринарной академии рассказывал, что специальная подготовка ветеринаров в связи с переходом на четырехлетний бакалавриат уменьшается на 40%. И о каком качестве подготовки ветеринаров может идти речь? Ну вот ликвидируем пятилетнее обучение. И что произойдет? Просто 70-75% студентов будут изучать меньшее количество дисциплин и в меньшем объеме. И новые стандарты - ЗНАНИЕ , ПОНИМАНИЕ, УМЕНИЕ.

   Итак, что мы реально получаем в результате перехода от пятилетнего высшего профессионального образования к четырехлетнему? Общее высшее обрезанное образование с резко уменьшенной специальной профессиональной подготовкой и практикой.

Есть мнение, что обрезание полезно. Но если обрезание происходит на одну пятую продолжительности обучения, исчезнет специализация. Что будет? Будет полный бакалавриат. Критика практики осуществления Болонского процесса значительна во всех европейских странах.

    Для того чтобы это произошло, образовательным властям надо от формализма, бюрократизма и насилия над образовательным со обществом перейти к учету его мнения и взаимному сотрудничеству. Но если мы действительно хотим получить более качественное высшее образование, то Российское общество необходимо учить в вузах минимум пять лет (пусть это называется бакалавриатом). Ведь тенденция тысячелетий такова: из века в век развитие общества усложнялось и ускорялось, что вело к значительному увеличению объема накопленных знаний и количества лет, необходимого для их освоения. XXI век требует, чтобы большинство людей цивилизованных стран овладело знаниями, пониманием и компетенциями на уровне, который можно считать высшим образованием, а само оно как по объему, так и по качеству не может быть ниже, чем в предыдущем XX веке.


Информация о работе Болонский процесс в России: плюсы и минусы