Борьба с терроризмом: отечественный и мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:54, доклад

Краткое описание

В настоящий момент мировое сообщество осознало, что необходимо активизировать борьбу с терроризмом. В борьбе с ним нужно применять самые жесткие и решительные меры. Проблема политического терроризма является, на мой взгляд, самой острой проблемой человечества. Все меры, направленные на борьбу с терроризмом условно можно разделить на силовые и правовые, внешние и внутренние.

Вложенные файлы: 1 файл

террор.docx

— 18.97 Кб (Скачать файл)

Смышляева А.А, 54соц

 

Борьба с терроризмом: отечественный и мировой опыт

 

В настоящий момент мировое  сообщество осознало, что необходимо активизировать борьбу с терроризмом. В борьбе с ним нужно применять  самые жесткие и решительные  меры. Проблема политического терроризма является, на мой взгляд, самой острой проблемой человечества. Все меры, направленные на борьбу с терроризмом  условно можно разделить на силовые и правовые, внешние и внутренние. Основное большинство стран предпочитает бороться с терроризмом исключительно силовыми методами. Если учесть, что борьба с терроризмом продолжается в течение 30 лет, то можно сделать вывод об их малой эффективности. Силовыми методами борются не с терроризмом, а с его проявлениями. Нужно помнить, что терроризм - это всегда реакция общества на определённые события.

Чисто правовыми методами решить эту проблему в обозримом  будущем тоже не представляется возможным. Первой попыткой победить международный  терроризм стало принятие в 1937 году Лигой Наций Конвенции о предотвращении терроризма и наказании за террористические деяния. В настоящее время разработан и действует ряд международных документов, регламентирующих сотрудничество в области борьбы с терроризмом: итоговые документы совещаний ОБСЕ в Хельсинки, Мадриде, Вене, Париже; Региональная конвенция Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) о пресечении терроризма 1987 года; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 г. и т.д.

Идеология указанных документов основана на всемерном осуждении  как преступных и не имеющих оправдания всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись. Создавая договорно-правовую базу международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, специалисты стремятся деполитизировать понимание современного терроризма, указать на его наднациональный  статус, опасность для всего человечества, как можно более расширив сферу  применения антитеррористического  законодательства. По сути дела, сегодня  в международном праве в области  борьбы с терроризмом констатируется принцип, согласно которому квалифицируемые  как акты терроризма преступные деяния ни при каких обстоятельствах  не должны быть оправданы по соображениям религиозного, политического, идеологического, расового, этнического или иного аналогичного характера.

При этом в ряде регионов созданы специальные органы, обеспечивающие взаимодействие государств-участников региональных соглашений. Например, в  Совете Европы - Европейский комитет  по проблемам преступности и Комитет  Министров СЕ, в Лиге Арабских государств - Арабская организация социальной защиты от преступности и Совет министров  внутренних дел арабских государств.

Внутренними называются меры, направленные на предупреждение терактов. Как раз они являются наиболее эффективными. Теракт проще предупредить, чем затем бороться с его последствиями. Предугадать, где будет нанесен  следующий удар практически невозможно. Поэтому получить своевременную  информацию о готовящемся теракте  спецслужбам достаточно тяжело. Утечка информации у террористов происходит крайне редко, а с предателями  они обходятся особенно жестоко.(Хотя некоторое время назад, в СМИ проходила информация о том, что спецслужбы США (а именно ФБР) знали о готовящихся 11 сентября терактах, но не смоги или не успели ничего предпринять).

Внешние меры по борьбе с  терроризмом включают в себя, во-первых, принятие специальных антитеррористических законов, взаимодействие государств, борющихся  с терроризмом. Во-вторых, оказание экономического давления на страны, оказывающие поддержку международному терроризму (к таковым относят Сирию, Ливию, Иорданию, Ирак, Ливан, Кубу, Судан и Афганистан).

Наиболее эффективным  является синтез правовых и силовых  мер. В отношении террористических группировок необходимо применять  жесткие силовые методы, вплоть до физического уничтожения террористов. Нельзя забывать и о важности регулирования  правового законодательства.

Как показывает опыт наиболее опытной в борьбе с террором страны Израиль, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо объединение  усилий всех силовых структур и специальных  подразделений. Так в Израиле  борьбу с терроризмом возглавляет  оперативный штаб, в который включены представители армии и спецслужб, в том числе службы внешней  разведки "Моссад". Задача штаба - объединять и координировать все  действия, включая проведение специальных  операций за пределами страны. При  этом главное внимание уделяется  разведке с целью упреждения терактов. Ее ведением занимаются наиболее мобильные  и хорошо обученные спецподразделения, ориентированные на выполнение заданий  особой сложности.

Чаще всего личный состав израильских спецслужб ведет  предупредительную борьбу с терроризмом. Он как бы "растворяется" среди  еврейского и арабского населения  и приступает к выполнению заданий, связанных обычно с выявлением и  тайным уничтожением террористических групп или отдельных фанатиков (часто нарушая и международные  законы). Большое внимание израильское  руководство уделяет вопросам прекращения  финансовых поступлений из-за рубежа для -палестинских и ливанских террористов и оказания международного воздействия на Сирию, Иран, Ливию, Судан, которые подозреваются в этом.

Основным российским нормативным  актом в области борьбы с терроризмом  является Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии  терроризму", который устанавливает  основные принципы противодействия  терроризму, правовые и организационные  основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные  основы применения Вооруженных Сил  Российской Федерации в борьбе с  терроризмом.

В ст.3 данного закона дается понятие терроризма. По мнению российского законодателя «терроризм это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"- Правовая система «Гарант» on-line версия- www.garant.ru. А под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

· предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и  последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

· выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию  террористического акта (борьба с  терроризмом);

· минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Помимо вышеназванного нормативного правового акта в России принято  ряд документов, направленных на борьбу с терроризмом в правовом поле. Например, ФЗ РФ от 20 апреля 2006 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма", ФЗ РФ от 28 декабря 2004 г. N 176-ФЗ "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом", ФЗ РФ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и.т.д.

Кроме того, в России терроризм  рассматривается как самостоятельное  уголовно-наказуемое деяние. В Уголовном  Кодексе РФ представлены статьи, предусматривающие  наказание за терроризм (ст.205), захват заложника (ст. 206), организация незаконных вооруженных формирований и участие  в них (ст. 208). На мой взгляд, наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом за эти преступления, крайне мягки. Необходимо установить максимально  возможные сроки за подобные преступления.

Глобальный характер деятельности террористических структур предполагает, что вести успешную борьбу с ними можно только при условии тесной координации действий всех заинтересованных в этом государств, учете ими опыта  друг друга. В какой-то мере, это учитывается  в деятельности силовых структур России. В то же время, многие грани  зарубежного опыта, не связанные  непосредственно с совершенствованием межведомственного взаимодействия в борьбе с терроризмом, структурными реформами силовых ведомств, подготовкой  кадров, перевооружением и т.д. остаются еще недостаточно изученными.

Это относится к опыту  налаживания взаимодействия между  силовыми государственными структурами, обществом и бизнесом в борьбе с терроризмом. Наиболее большой  опыт здесь накоплен в США. В этой стране, например, частные корпорации и охранные агентства участвуют  совместно с государственными ведомствами  в программах по защите компьютерных сетей, обеспечению честности бизнеса, что должно затруднить "отмывание" денег террористическим структурам. В США действует также ряд  программ, обеспечивающих вовлечение рядовых граждан в борьбу с  терроризмом и обеспечение общественного  порядка.

В странах Западной Европы накоплен опыт по интеграции проживающих  в стране выходцев из стран "Юга" в соответствующие общества. Легальные  иммигранты получают помощь в изучении языка страны пребывания, ее традиций и обычаев, им предоставляется возможность  получения мер социальной защиты. Действуют программы поддержки  так называемых "зон упадка", районов, где по разным причинам высок  уровень безработицы и социальной напряженности. Это позволяет, в  какой-то мере, обеспечить лояльность выходцев из исламских стран государству  пребывания. Этой же цели служит политика борьбы с проявлениями расовой и  религиозной нетерпимости, ксенофобии по отношению к иммигрантам из стран "Юга", которые могут только усилить влияние на них радикальных, оправдывающих терроризм идеологий.

Разумеется, при обращении  к зарубежному опыту необходимо учитывать специфику России, которая  исключает возможность его механического  копирования. Помимо этого события, происходившие во Франции в недалеком прошлом показывают, что причины терроризма не искоренить одними только социальными программами. Нам необходимо учитывать печальный опыт этого государства. Что касается России, то, во-первых, степень доверия между властью, бизнесом и обществом намного ниже, чем в США и западноевропейских странах. Во-вторых, ограниченность материальных ресурсов России не позволяет ей проводить столь же активную социальную политику, как в странах Евросоюза, а также затрудняет ей приобретение технологического преимущества над террористами. В-третьих, Россия имеет практически открытые, незащищенные границы по южному периметру, а также сталкивается с проблемами коррумпированности местных чиновников, что облегчает проникновение и легализацию мигрантов, в том числе и террористов, на ее территорию. В-четвертых, на территории России находится очаг напряженности - республики Кавказского региона. В-пятых, любые антитеррористические жесткие меры, предпринимаемые Россией, с большой степенью подозрительности воспринимаются странами Запада, которые видят в них симптомы возвращения страны к авторитарному режиму.

Таким образом, к сожалению, приходится констатировать факт, что  борьба с терроризмом будет являться вечной, поскольку терроризм неискореним, так как является частью извечного  и неумирающего спутника человечества - преступности. Невозможно представить  себе, чтобы когда-нибудь исчезли  с лица земли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и  другими для всеобщего счастья  или гегемонии своей социальной или национальной группы. Также невозможно представить, чтобы больше не рождались  на земле люди, которые путем террора  решают свои корыстные задачи, причем не только материальные, а якобы  ради торжества всеобщего равенства.

Тем не менее, цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться этому  злу и вовремя выявлять террористическую угрозу.


Информация о работе Борьба с терроризмом: отечественный и мировой опыт