Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение быта и нравов народов Средней Азии по запискам Арминия Вамбери.
В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:
изучить место Средней Азии в геополитическом соперничестве держав;
2) определить географические рамки путешествия;
3) изучить быт коренного населения Средней Азии;
4)проанализировать нравы населения Средней Азии.
Введение. 3
Глава 1. Средняя Азия в геополитическом соперничестве европейских держав. 5
Глава 2. Средняя Азия в записках Арминия Вамбери. 9
2.1.Прибытие в Тегеран. 10
2.2.Возвращение в Тегеран. 11
2.3.Культура и быт населения Средней Азии в записках Арминия Вамбери. 12
2.4. Йомуты и туркмены. 17
2.5.География в записках Вамбери. 21
Заключение. 24
Список использованной литературы и источников: 25
Содержание
Актуальность темы. Среди многообразия международных событий второй половины XIX - начала XX века особый интерес представляет развернувшаяся в центрально-азиатском регионе «Большая игра».
В Западной Европе и в России ходили страшные, отпугивающие слухи о Средней Азии. В мировой прессе разразился скандал в связи с гибелью в Бухаре двух англичан - Стоддарта и Конолли. Насильственная смерть окружила имена этих британских эмиссаров ореолом «христианских мучеников».
В атмосфере подозрительности и враждебности к европейцам, возникшей как реакция на агрессивную политику Англии против Афганистана в первой половине XIX в., путешествие Арминия Вамбери по Средней Азии дало более четкое представление о малоизвестных народах и землях, климате и ландшафте Средней Азии. Ценность книги Вамбери «Путешествие по Средней Азии» состояла также в знании автором основ мусульманской религии, местных обычаев и восточных языков, в первую очередь языков среднеазиатских народов. Поэтому в Европе, мало знакомой с Центральной и Средней Азией, с восторгом приняли труд венгерского путешественника.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение быта и нравов народов Средней Азии по запискам Арминия Вамбери.
В связи с этим представляется необходимым решить следующие
задачи:
2) определить географические рамки путешествия;
3) изучить быт коренного населения Средней Азии;
4)проанализировать нравы населения Средней Азии.
Объектом исследования являются взаимоотношения между Россией и Великобританией.
Предметом исследования выступает англо-русское соперничество в Центральной Азии в последней трети XIX - начале XX века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с января 1863 г. по март 1864 г. Именно в этот период происходило путешествие Вамбери.
Источником данного исследования является книга Арминия Вамбери «Путешествие по Средней Азии».
В своей работе мы использовали труды следующих авторов: Тихонова Н.С., Сатпаева Ш.,А. фон Гумбольдта, А. Шлагинтвейта, Г.И. Молявко, В.П. Франчука, В.Г. Куличенко, Внукова Н.А.
Начальное образование А. Вамбери получил в еврейской школе в Дуна-Шердагели, куда его семья переехала после второго замужества матери. Свое обучение он продолжил в коллегии монашеского католического ордена пиаристов в Сен-Георгене. Затем поступил в коллегию бенедиктиских монахов в Пресбурге. Учиться без средств к жизни, на полуголодный желудок было очень тяжело. Поэтому юноше пришлось заняться самообразованием и зарабатывать преподаванием языков отпрыскам богатых родителей. С детства он знал венгерский, немецкий, словацкий и еврейский языки, позже изучил латынь, французский, английский, испанский, итальянский, датский и шведский. В двадцатилетнем возрасте он овладел также русским, древнегреческим, стал заниматься турецким, арабским и персидским языками.
Находясь в течение четырех лет в Стамбуле, он изучал восточные манускрипты, начал печатать корреспонденции в европейских газетах и журналах, издавать научные труды. В 1861 г. он был избран членом-корреспондентом Венгерской Академии наук и совершил поездку в далекую Среднюю Азию, где должен был в числе прочих изучать"вопрос о происхождении мадьярского языка".
В конце марта 1863г. А. Вамбери направился под именем турка Решид- эфенди из Тегерана в степи Туркмении с караваном мусульманских пилигримов (хаджи), возвращавшихся из Мекки. Одежда новоиспеченного дервиша состояла из тряпок, связанных у пояса веревкой, заплатанной войлочной куртки (джубба), большой чалмы. Ноги странника были обернуты лоскутами грязной ткани, а на шее, как и положено настоящему хаджи, висел мешочек с Кораном. В таком наряде он надеялся слиться с толпой оборванных паломников, из которых (помимо купцов и других путников) состоял почти весь караван.
Мусульманские богомольцы проехали через Мазендеран до юго-восточного побережья Каспийского моря. Дальнейший путь мнимого турецкого паломника лежал через Гурген и Атрек, вдоль Больших и Малых Балхан и страшную (летом) пустыню Каракумы к Хорезмскому оазису. Побывав в центре Хивинского ханства, он проплыл по Амударье до Кунграда, оттуда снова возвратился в Хиву. Затем Вамбери пересек раскаленные пески Кызылкумов, с громадными мучениями и риском для жизни и прибыл в священную Бухару. Обратная дорога в Иран проходила через Карши, Самарканд, Керки, Андхой, Меймене, Герат и Мешхед в Тегеран. В марте 1864 г., спустя год после начала путешествия, он достиг столицы Ирана, откуда возвратился в Стамбул, а затем в Пешт (Будапешт).
В 1864 г. Вамбери опубликовал книгу о своих странствиях - "Путешествие по Средней Азии", - она вызвала широкий интерес в России, Западной Европе и Северной Америке. Причина столь большого успеха объясняется тем, что автор не имел предшественников ни в отношении длины пути, ни в способе его преодоления. Вамбери был первым европейским путешественником, обошедшим и описавшим почти всю Среднюю Азию.
2.1.Прибытие в Тегеран. По словам автора: « Тот, кто путешествовал по Персии в середине июля, поймет, как радуется путешественник, преодолев расстояние от Тебриза до Тегерана. Это всего пятнадцать, может быть, даже тринадцать караванных станций. Проехав всего лишь две станции на пути к Тегерану, наш проводник догадался сменить дневные переходы на ночные. Человек Востока, привыкнув к этой вечной пытке, сладко спит в любом седле. Едва, не касаясь ногами земли, и, положив голову на холку терпеливого животного, перс может преспокойно проспать несколько станций.» Его спутники сладко спали и у него было достаточно времени, чтобы изучить на досуге путь Керванкуша и Первин. 13 июля 1862 года, они приблизились к персидской столице и остановились в двух английских милях от нее, на берегу ручья, напоить животных. Остановка разбудила его спутников, и они указали Арминию на Тегеран, лежащий к северу-востоку. Автор въехал в город через ворота Дарваза-Ноу и тут же столкнулся с трудностями, прокладывая себе путь, сквозь суматоху напиравших друг на друга ослов, верблюдов и мулов. С не меньшим трудом проехав по базару он очень обрадовался, когда добрался до дворца турецкого посольства. Через несколько дней после его приезда прибыло посольство нового итальянского королевства. «Положение начало для меня проясняться, и я понял, что у меня будет прекрасное время года, и, может быть, к следующему марту изменится политическая ситуация, из-за которой забаррикадированы ворота Средней Азии. И я отправился в путь не для того, чтобы изучить Персию, а чтобы, по крайней мере, доставить себе удовольствие собственными глазами увидеть памятники древней иранской культуры», - писал путешественник.
Информация о работе Быт и нравы населения Средней Азии в записках Арминия Вамбери