Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:45, курсовая работа
Валютные отношения – необходимый элемент мировой экономики. Это отно-шения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отно-шений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуще-ствляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабаты-ваются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников ме-ждународных экономических сделок
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Понятие валютной политики, ее элементы 5
1.2. Виды валютной политики и валютных систем 9
1.3. Роль валютной политики в экономике государства 14
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 16
2.1. Валютная монополия государства 16
2.2. Становление валютных отношений в условиях рынка 17
2.3. Валютное регулирование экономики в РФ на современном этапе 22
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИ-КИ РФ 26
3.1. Проблемы реализации валютной политики РФ 26
3.2. Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Валютная монополия являлась составной частью государственной монополии на банковское дело и выполняла ряд специфических функций:
1) планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением ПБ (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств;
2) накопление золотовалютных резервов и обеспечение их сохранности;
3) централизованное проведение и регулирование всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами;
4) защита экономики страны от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений и от попыток монополистических кругов использовать валютно-
кредитные инструменты
для подрыва основ
Все эти функции на протяжении всего периода существования валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя.
Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых устанавливались источники и объемы валютных поступлений, накопления золотовалютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Министерства Финансов, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.
Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 гг.
Лишь в 1987 г. правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 г. появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную валютную монополию [17].
2.2. Становление валютных отношений в условиях рынка
Для перехода к рыночной экономике нашей стране пришлось преодолевать огромные трудности. Они связаны с тем, что между стартом – абсолютной рыночной монополией – и финишем – развитым рынком существует огромная разница. Это наглядно показывают данные таблицы [Приложение 2], в которой сопоставлены важнейшие черты стартовых и финишных позиций [2, 141].
На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 г., практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.
Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного регулирования. Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных отношений.
Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании», который впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции» и др. По Закону основным органом валютного регулирования стал Государственный банк [18]. В этот период ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 г. - начало 1993 г.) ЦБ выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам: Московской, Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.
Развал СССР и провозглашение суверенитета РФ поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992 г. после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». С принятием этого Закона начался новый этап валютного регулирования в РФ.
Назначение данного Закона состояло в определении основных правовых пара-
метров валютного регулирования и контроля на территории России. В Законе изменена структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие «валюта РФ», введена новая статья «Защита валюты РФ» (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений [18].
Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле (раздел III Закона), органами которого назывался ЦБ РФ, ставший преемником Госбанка СССР, и Правительство РФ. ЦБ приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.
Система валютного регулирования претерпела радикальные изменения: был установлен единый валютный курс по всем видам операций, а сам он устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального курса Банка России.
С мая 1996 г. Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и перешел к объявлению ежедневных курсов покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках.
Последовательные
За пять лет реформ номинальный рыночный курс рубля по отношению к доллару снизился с 60 руб. в октябре 1991 г. до 6000 руб. в декабре 1997 г., а после деноминации — до 24,0— 25,0 руб. к середине 1999 г. Рыночный курс рубля к августу 1998 г. максимально приблизился к курсу, рассчитанному на базе паритета покупательной способности: если в 1992 г. рыночный курс превышал курс на базе ППС более чем в 12 раз, то в середине 1998 г. – всего в 1,5 раза. После девальвации рубля в
августе 1998 г. разрыв с ППС увеличился до трехкратного.
В начале рыночных реформ российское правительство предполагало, что курс удастся контролировать косвенным путем – за счет жесткой монетарной политики и создания стабилизационного валютного фонда. Общая схема взаимодействия в связке «эмиссия – курс – объем валютных операций» задумывалась следующим образом: ограничение денежной массы – увеличение спроса на рубли в экономике в целом и рост предложения валюты на бирже – относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара – рост спроса на валюту – нарастание объема биржевых конверсионных операций.
В условиях отечественной экономики эта схема была существенно скорректирована. Монетарная политика была не в состоянии противостоять инерционной экономической структуре. Поэтому контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, который сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.
Только с 1995 г. после того, как заявление правительства о последовательном проведении жесткой денежно-кредитной политики было реализовано на практике, валютный курс начал адекватно реагировать на ситуацию, складывающуюся на российском денежном рынке.
В июле 1995 г. ЦБ РФ объявил о введении «валютного коридора», в рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение заданного периода времени. При стабильном валютном курсе привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, началась реальная дедолларизация экономики (снижались остатки на валютных счетах и запасы наличной валюты на руках у физических лиц) и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций Банка России на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.
«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 г. и, исполнив свою стабилизирующую функцию, был заменен «наклонным коридором», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.
После более чем трехкратной девальвации рубля осенью 1998 г. Банк России принял решение о серьезной корректировке своей валютной политики в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в стране. Он начал проводить свою политику в режиме «плавающего» валютного курса без определения границ его отклонений. При этом, используя соответствующие инструменты денежно-кредитной и валютной политики, стремился сглаживать амплитуду резких курсовых колебаний рубля к доллару, зависящих от спроса и предложения валюты на рынке. В то же время эффективность действий ЦБ РФ в этом направлении определялась уровнем его золотовалютных резервов (за 1998 г. они сократились на 31,3%), а также возможностями государства договориться с внешними кредиторами по своим долгам.
Формирование денежно-кредитной и валютной политики происходило в условиях высокой степени неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. В связи с этим ЦБ РФ оставил за собой право, в случае, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, корректировки проводимой им денежно-кредитной и валютной политики, с тем чтобы она была адекватной экономической ситуации.
На ММВБ в системе электронных лотовых торгов была введена двухступенчатая система проведения биржевых торгов, предполагающая их разделение на утреннюю (спецсессия, организованная, главным образом, для обслуживания участников внешнеэкономической деятельности) и дневную (купля-продажа долларов, осуществляемая для иных целей) торговую сессии. Установление Банком РФ официального курса российской валюты на следующий день осуществлялось по итогам утренней спецсессии на ММВБ как средневзвешенный курс по всем заключенным сделкам.
Для обеспечения стабильности российской валюты и ограждения валютного рынка от спекулятивных операций коммерческих банков на утренней спецсессии Банк России ввел дополнения в уже действовавшую систему ограничений. Это ужесточение системы валютных ограничений в краткосрочном плане позволило стабилизировать валютный курс, однако вступило в противоречие с обязательствами России по снятию всех ограничений по валютным операциям по текущим счетам и переводам в соответствии со ст. 8 Устава МВФ. Поэтому с середины 1999 г. была ликвидирована двухступенчатая система проведения биржевых торгов и вновь возобладала тенденция к снятию значительной части валютных ограничений, введенных в кризисной ситуации после 17 августа 1998 г.
2.3. Валютное регулирование экономики в РФ на современном этапе
На протяжении периода 1999 г. до настоящего времени осуществлялось формирование рынка как социального института, что являлось необходимым условием для функционирования рыночной экономики. Движение к цивилизованному рынку было начато с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику [2, 140]. Одним из основных законов, принятых в это время является Федеральный Закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003 г., определяющий принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ в настоящем. Ими являются:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
4) единство системы
валютного регулирования и
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций [18].
Новая редакция Закона, вступившая в силу в 2004 г. сняла большинство ограничений на совершение сделок с нерезидентами, что способствовало расширению операций российских компаний на внешних рынках и стало одним из факторов интернационализации российской экономики в последние годы [4, 45].
Таким образом, в задачи современной валютной политики России входит: укрепление валютно-финансового положения страны; восстановление кредитоспособности и платёжеспособности; привлечение иностранных и внутренних инвестиций; устранение утечки капитала; укрепление роста рубля; борьба с легализацией преступных доходов; защита экономики от вливания «грязных» денег.