Агенты валютного контроля
и их должностные лица обязаны:
1) осуществлять контроль
соблюдения резидентами и нерезидентами
актов валютного законодательства
РФ и актов органов валютного
регулирования;
2) представлять органам
валютного контроля информацию
о валютных операциях, проводимых
с их участием, в порядке, установленном
актами валютного законодательства
РФ и актами органов валютного
регулирования.
Органы и агенты валютного контроля
и их должностные лица обязаны сохранять
в соответствии с законодательством РФ
коммерческую, банковскую и служебную
тайну, ставшую им известной при осуществлении
полномочий.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие
в РФ валютные операции, при проведении
валютного контроля имеют право:
1) знакомиться с актами
проверок, проведенных органами
и агентами валютного контроля;
2) обжаловать решения
и действия (бездействие) органов
и агентов валютного контроля
и их должностных лиц в порядке,
установленном законодательством
РФ;
3) на возмещение в установленном
законодательством РФ порядке
реального ущерба, причиненного
неправомерными действиями (бездействием)
органов и агентов валютного
контроля и их должностных
лиц.
В то же время резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в РФ валютные операции,
обязаны:
1) представлять органам
и агентам валютного контроля
документы и информацию, которые
предусмотрены законодательством;
2) вести в установленном
порядке учет и составлять
отчетность по проводимым ими
валютным операциям, обеспечивая
сохранность соответствующих документов
и материалов в течение не
менее трех лет со дня совершения
соответствующей валютной операции,
но не ранее срока исполнения
договора;
3) выполнять предписания
органов валютного контроля об
устранении выявленных нарушений
актов валютного законодательства
РФ и актов органов валютного
регулирования.
3. Организация
валютного контроля в РФ
Основными направлениями валютного
контроля в России являются:
- определение соответствия
проводимых валютных операций
действующему законодательству
и наличия необходимых для
них лицензий;
- проверка выполнения
резидентами обязательств в иностранной
валюте перед государством, а
также обязательств по продаже
иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке РФ;
- проверка обоснованности
платежей в иностранной валюте;
- проверка полноты и
объективности учета и отчетности
по валютным операциям.
В зависимости от времени совершения
валютного контроля выделяют три его основные
формы: предварительный, текущий и последующий.
Все они находятся в тесной взаимосвязи,
характеризуя непрерывный процесс контроля.
Под методами валютного контроля понимают
приемы и способы его осуществления (наблюдение,
проверка, анализ, ревизия).
Созданный в России механизм
валютного контроля имеет своей основной
целью обеспечение полного и своевременного
поступления экспортной валютной выручки
в Россию, укрепление в целом финансовой
дисциплины.
Технологическая схема валютного
контроля основана на возможности уполномоченных
банков и таможенных органов, осуществляющих
функцию агентов валютного контроля в
период таможенного оформления товаров
и проведения банковских операций, производить
анализ и сопоставление двух автоматизированных
потоков.
Механизм валютного контроля
за экспортными операциями включает сопоставление
передаваемых таможенными органами данных
о стоимости экспортируемого товара и
дате его перемещения через российскую
границу и информации уполномоченных
банков о размере валютных средств, поступивших
за данный товар, и дате поступления экспортной
выручки. Для этого используется специальный
документ валютного контроля – паспорт
экспортной сделки. Основной механизм
валютного контроля является обязанность
экспортера обеспечить зачисление всей
валютной выручки от экспортера на свои
транзитные валютные счета в уполномоченных
банках России в сроки, установленные
законодательством. Схема общего валютного
контроля за поступлением экспортной
выручки приведена на рис. 1.
Рис. 1. Схема валютного контроля
за поступлением валютной выручки
Со стороны уполномоченных
банков и таможенных органов следует выделить
несколько этапов контроля за поступлением
валютной выручки от экспорта:
- предварительный контроль
правильности оформления паспорта
сделки и таможенной декларации;
- формирование в Государственном
таможенном комитете (ГТК) учетной
карточки (УК) валютного контроля
и направление ее в уполномоченные
банки для проведения идентификации
поступившей валютной выручки
с последующим обменом и анализом
информации по учетной карточке;
- после зачисления соответствующих
валютных средств уполномоченный
банк вносит в учетную карточку
информацию о движении средств
за данный товар;
- при поступлении учетных
карточек от уполномоченных банков
в Главном научно-информационном
вычислительном центре ГТК России
(ГНИВЦ) по истечении 90 дней со
дня экспорта товара производят
их анализ с целью выявления
нарушителей валютного законодательства
и применения к ним соответствующих
санкций.
Таможенные органы принимают
экспортируемые товары к оформлению только
в случае предъявления паспорта сделки.
Кроме этого, в рамках процедуры валютного
контроля в ГТК рассматривают внешнеторговый
контракт, оригинал грузовой таможенной
декларации (ГТК) и лицензию Банка России
(в случае осуществления валютных операций,
связанных с движением капитала, а также
зачисления валютных средств на счета
в иностранной банках).
На основе учетных карточек
в календарной последовательности оформляется
реестр ожидаемого поступления на транзитные
счета экспортеров валютной выручки. Реестр
содержит сгруппированную по уполномоченным
банкам по признаку близости сроков информацию
об отгрузке товаров на экспорт, а также
о суммах и сроках поступления валютной
выручки.
Реестры направляются в уполномоченные
банки в двух экземплярах, один из которых
разделяется банком на учетные карточки,
распределяемые по досье клиентов, а второй
экземпляр заполняется и отсылается обратно
в таможенные органы. В течение десяти
дней со дня выпуска товаров экспортер
обязан представить в уполномоченный
банк копию ГТД, заверенную таможенными
органами.
Банк в свою очередь направляет
в таможенные органы в течение трех банковских
дней учетные карточки для идентификации
сумм, поступающих на счет экспортера
в данном банке, по отношению к конкретным
отгрузкам, указанным в реестре.
Заполненная экспортером ксерокопия
учетной карточки подписывается лицом,
имеющим право первой подписи по счету,
скрепляется печатью и представляется
в уполномоченный банк, где она проверяется
с точки зрения правильности сумм и дат.
Завершив работу с копиями учетных
карточек, присланных экспортерами, уполномоченный
банк заполняет все графы реестра и направляет
его не позднее контрольного срока возврата
для дальнейшей обработки в ГНИВЦ с целью
подготовки оперативных и статистических
сведений, необходимых для осуществления
валютного контроля.
Из ГНИВЦ обработанная информация
направляется в таможенные органы, а также
по запросам – в Федеральную службу валютного
и экспортного контроля, Центральный Банк
РФ и т.п. для расследования случаев нарушения
норм валютного законодательства.
После того, когда в полном объеме
был задействован механизм валютного
контроля за поступлением валютной выручки,
основным способом сокрытия валютных
средств за рубежом стали импортные операции.
Действующий в настоящее время
механизм валютного контроля за импортными
операциями строится на тех же принципах,
что и контроль за экспортными операциями,
и заключается в оформлении соответствующих
документов и их последующей пересылке
между банками и таможенными органами.
Основным документом таможенно-банковского
контроля является паспорт импортной
сделки. На рис. 2 представлена схема валютного
контроля за импортными операциями.
Рис. 2. Схема валютного контроля
за операциями импорта
От валютного контроля освобождаются
сделки, предусматривающие ввоз товаров
по договорам лизинга, а также ввоз оборудования
и материалов иностранными фирмами-нерезидентами
по договорам подряда на капитальное строительство
в России, когда условиями этих договоров
стоимость ввозимых товарно-материальных
ценностей не определена (в противном
случае требуется оформление паспорта
импортной сделки).
В России функционирует двухуровневая
система валютного контроля, состоящая
из органов валютного контроля и их агентов.
Вопросы ответственности за
нарушение валютного законодательства
регулируются правовыми нормами. Согласно
ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле», должностные лица
юридических лиц-нерезидентов, а также
физические лица, виновные в нарушении
валютного законодательства, несут уголовную,
административную и гражданско-правовую
ответственность в соответствии с законодательством
РФ.
Заключение
Существующая система валютного
регулирования и валютного контроля строится
на принципах приоритета экономических
мер в реализации государственной политики
в области валютного регулирования и исключения
неоправданного вмешательства государства
и его органов в валютные операции резидентов
и нерезидентов.
Страны в мировом сообществе
находятся в тесной интеграции друг с
другом, экономика каждой страны зависит
от состояния мирового рынка, и какие-то
изменения и кризисы в одной стране будут
отражаться в той или иной мере на экономике
всех стран. В этой связи экспорт носит
не только экономический характер, но
и политический. Поэтому политика государства
в области экспортного контроля должна
быть максимально взвешенной: не слишком
давить на экспортеров, но и одновременно
не давать возможность перекачивать капитал
заграницу.
В настоящее время в связи с
устойчивым экономическим ростом и улучшением
платежного баланса страны система валютного
регулирования претерпевает значительные
изменения, направленные на либерализацию
норм валютного регулирования с одновременным
усилением системы валютного контроля,
в том числе системы учета и отчетности
по валютным операциям.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
- М.: «Проспект», 1999.
2. Федеральный закон «О валютном
регулировании и валютном контроле».
Российская газета №173-ФЗ от 10.12.2003
г.
3. Дорофеев Б.Ю., Земцов И.Н., Пушин В.А.
Валютное право России: Учебное пособие/
Под общ. Ред. к.ю.н. б. ю. Дорофеева Б.Ю. –
М.: Изд-во НОРМА, 2006.
4. Котелкин С.В. Международная финансовая
система: Учебник. М.: Экономистъ, 2007.
5. Мандрица В.М. Финансовое право. Серия
«Учебники, учебные пособия». - 2-е изд.,
перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2007.
6.Финансовое право: Учебник.3-е изд.,
перераб. и доп. / Отв. Редактор О.Н. Горбунова.
– М.: Юристъ, 2009
7. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб.
и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2008.
8. Финансовое право: учебник
для студентов сред. проф. учеб. заведений/В.А.
Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007.