Практика Вашингтона распространять
действие американского законодательства
за пределы своей территории
является раздражителем для многих
американских партнеров. Отдельные
временные санкции США в отношении
российских компаний,прежде всего
оборонно-промышленного комплекса
(ОПК), стали инструментами внешней
политики. Не оказывая существенного
воздействия на объем двустороннего
товарооборота, они формируют
неблагоприятный фон для развития
экономических отношений. Снятие
барьеров зависит от уровня
взаимного доверия и политической
нормализации отношений России
и США.
Едва ли можно ожидать принятия
в двустороннем формате решений,
способных кардинально изменить
конфигурацию глобальной экономики
и мировой финансовой системы.
Россия и США, конечно, будут
обсуждать связанные с этим
вопросы и могут даже предложить
подходы к решению мировых
проблем: закладка многосторонней
системы раннего предупреждения
кризисов в экономике и финансах,
сотрудничество по линии Федеральная
резервная система (ФРС) США
– Центральный Банк(ЦБ) РФ и
министерств финансов, взаимодействие
по вопросам реорганизации Международного
валютного фонда (МВФ). Однако в первую
очередь свою позицию Вашингтон будет
согласовывать не с Москвой, а с Брюсселем,
Пекином и Токио.
Расширение участия американского
капитала могло бы способствовать
укреплению российской финансовой
системы. Так, задача развития
российского фондового рынка
требует привлечения инвесторов.
В банковском секторе расширение
присутствия иностранных банков
поможет снизить уровень риска
в кредитных операциях, повысить
прозрачность бизнеса, расширить
источники долгосрочных кредитных
ресурсов. Деятельность иностранных
банков при определенных условиях
способна стимулировать конкуренцию
и побуждать российские банки
к повышению разнообразия и
качества услуг, удешевлению их
стоимости, кредитованию реальной
экономики. В этой связи
можно было бы вновь подумать
о соответствии нашим интересам
перспективы открытия филиалов
зарубежных банков.
С
учетом выражаемой обеспокоенности
о возможности потери контроля России
над своей банковской системой, следует
заметить, что в соглашениях, заключаемых
с конкретными банками, можно
прописать все необходимые условия,
обеспечивающие сохранение контроля.
К тому же использование международных
норм (Базельский комитет) и совместная
работа ЦБ РФ с ФРС не только нивелируют
опасность бесконтрольной деятельности
иностранных банков, но и могут
способствовать оздоровлению российской
банковской системы. В отношении
иностранного участия в страховой
системе также будет действовать
50%-ная квота по совокупному капиталу
(на переговорах о присоединении
к Всемирной торговой организации
(ВТО) Россия пошла на увеличение квоты
иностранного капитала в совокупном
капитале банковской системы с 25%до
50%).
В
распоряжении России остаются определенные
механизмы, обеспечивающие ограничение
конкуренции по отдельным сферам
деятельности страховых компаний. В
отличие от банков, иностранные страховые
компании, согласно имеющимся договоренностям,
смогут действовать на территории Российской
Федерации через свои филиалы, но лишь
спустя 9 лет после присоединения к ВТО.
Уже после заключения двустороннего протокола
о присоединении к ВТО в 2006 г. США предложили
России взять обязательства в отношении
государственного участия в торговле.
Они также рекомендовали обязать российские
государственные компании под угрозой
санкций руководствоваться во внешнеторговых
операциях принципом достижения наибольшей
прибыли. Не решены некоторые вопросы
по сельскому хозяйству, по ставкам экспортных
пошлин на древесину, по регулированию
деятельности государственных компаний.
Согласование этих вопросов вероятно
в ближайшее время,но процесс присоединения
может быть затянут под другими предлогами.
В силу различных причин сохраняется ряд
торговых ограничений. Так, экспорт российской
стали в США лимитируется соглашениями,
на которые Россия была вынуждена пойти
ввиду угрозы полного прекращения поставок.
США,
как ведущего экспортера аграрной продукции,
волнуют импортные ограничения,
вводимые в России по соображениям
санитарного контроля или защиты
отечественных производителей. Российским
производителям, поставляющим аграрную
продукцию на внутренний и мировой
рынок, в свою очередь, приходится конкурировать
с американскими фермерами, получающими
значительную государственную поддержку,
которая принимает разнообразные
формы, в том числе субсидии, кредиты
по низким ставкам, налоговые льготы.
Эти вопросы взаимной торговли постоянно
находятся в центре внимания обеих
стран. Можно расширять сотрудничество
в области развития инфраструктуры
АПК, технологий безопасности продуктов,
применения научно-технических методов
биозащиты животных и растений.
Доля
американских компаний в накопленных
прямых иностранных инвестициях
в России составляет порядка 4%. Присутствие
американского капитала наиболее заметно
в добывающих отраслях, пищевой и табачной
промышленности, а также в автомобилестроении.
В свою очередь, в 2000-е годы российские
металлургические корпорации осуществляли
стратегию покупки сталепрокатных активов
в США. Приобретение американских компаний
помогало обходить импортные барьеры,
а также обеспечивало доступ к американским
сбытовым сетям и технологиям. Однако
начавшийся в 2008 г. кризис сделал продолжение
этой линии весьма проблематичным. Правда,
активы американских корпораций подешевели,
но и финансовые возможности российских
компаний резко сузились.Расширение использования
иностранного капитала для ускорения
развития отечественной экономики требует
улучшения инвестиционного климата России,
который все еще далек от совершенства.
Россия заинтересована в реализации
своего потенциала по экспорту
транспортных услуг. Она могла
бы принять на себя, в частности,
часть контейнерного потока между
Китаем и Восточным побережьем
США – по сравнению с тихоокеанским
маршрутом, путь через Россию
короче на 6,5 тыс. км. Но для
этого необходимы сооружение
портов, способных переработать
такой объем грузов, обновление
подвижного состава российских
железных дорог и развитие
транспортной инфраструктуры. Эти
огромные инвестиции едва ли
можно реализовать без привлечения
американских компаний, заинтересованных
в развитии соответствующих маршрутов.
В
области научно-технического сотрудничества
между Россией и США есть существенный
задел. Продление рамочного Соглашения
между правительствами России и
США (от 16 декабря 1993 г.) до 2015 г. создало
основу для дальнейшего развития
двустороннего взаимодействия в
научно-технической сфере на длительную
перспективу. Сформированы хорошо зарекомендовавшие
себя механизмы сотрудничества (в
частности, меморандумы о взаимодействии
между заинтересованными министерствами,
агентствами, фондами двух стран, смешанный
российско-американский комитет по науке
и технике, российско-американский инновационный
совет и т.п.). Однако взаимосвязи в высоко-технологичных
отраслях на микроуровне критически слабы.
Наряду
с освоением космоса, в перечне
направлений – исследования в
области высоких энергий и
ядерной физики, нано-технологий, ядерной
энергетики, синтеза энергии, сейсмологические
наблюдения, гидрометеорология. Есть
потенциал для развития кооперационных
связей в авиакосмической сфере,
где имеются солидные заделы. В
частности, компания «Боинг» активно
сотрудничает с Россией более
чем 30 лет. Проект «Морской старт» стал
первым в истории чисто коммерческим
международным проектом создания и
эксплуатации ракетно-космического комплекса
морского базирования;при этом партнерами
был выполнен огромный объем наукоемких
и экспериментальных работ. Соединенные
Штаты заинтересованы в наших
рынках пассажирских самолетов, с одной
стороны, и в получении российского
титана (совместное предприятиес Ависма)
– с другой. А Россия – в
получении авиатехнологий. В США
сформировалось достаточно авторитетное
лобби, продвигающее совместные с Россией
проекты в этой области. Развитию
сотрудничества в сфере биотехнологий
препятствует взаимное недоверие политического
характера. США обвиняют Россию в
нарушении Конвенции по запрещению
биологического оружия. В то же время
борьба с биотерроризмом заявлена как
один из приоритетов национальной безопасности
США (Б.Обама подтверждает этот приоритет).
Российские эксперты часто оспаривают
сам термин «биотерроризм». Надо исходить
из того, что опасность распространения
эпидемий, гибели урожаев и скота
от опасных биоагентов существует.
Избегая упреков, следует сосредоточиться
на сотрудничестве раннего предупреждения
эпидемий, разработке вакцин и лекарств,
экологии инфекционных болезней (прежде
всего таких, как птичий грипп, туберкулез,
ВИЧ/СПИД).
Существует
широкое поле для сотрудничества
в области биоинженерии. Наука
и образование являются приоритетными
направлениями социально-экономического
развития обоих государств. Сотрудничество
в научно-технической области
способствует созданию стабильного, прозрачного
и недискриминационного правового
климата, формированию благоприятных,
стимулирующих конкуренцию и
предсказуемых условий, подталкивает
к обеспечению надежной защиты прав
интеллектуальной собственности, что,
в свою очередь, создает стимулы
для инвестиций. Перспективу имеет
сотрудничество в создании исследовательских
сетей с участием высших учебных
заведений, научно-исследовательских
центров и бизнеса. Важно совершенствовать
механизмы обмена «лучшими практиками»
в области развития инновационных
кластеров и налаживания партнерских
отношений между государственным
и частным секторами в научно-технической
сфере.
Приоритетные
направления двустороннего сотрудничества
в сфере обучения включают обмены
преподавателями и старшеклассниками,
партнерство университетов, совершенствование
системы академических постдипломных
стажировок, содействие изучению русского
и английского языков, широкое
использование технологий дистанционного
обучения. Важным направлением сотрудничества
может стать обмен опытом в
области непрерывного обучения с
тем, чтобы позволить людям адаптироваться
к переменам, максимально расширять
профессиональные навыки и знания(на
основе принципов Хартии Кельнского
саммита «большой восьмерки»: «Цели
и задачи обучения в течение всей
жизни»). У России пока сохранились
высокие стандарты на всех уровнях
образования, особенно в сфере изучения
математики и естественных наук, и
для США небезынтересен российский
опыт. Полезно обмениваться «лучшими
практиками» в области управления
образованием, его финансирования,
современных учебных методик
и взаимного признания профессиональных
квалификаций. Необходимо улучшить информационное
обеспечение образовательных обменов.
Для взаимодействия в сферах высоких технологий
следует инициировать создание совместной
частно-государственной инфраструктуры
и системы инновационных венчурных инвестиционных
фондов. Этой инфраструктуре необходимо
придать также обязательства по гарантированию
экспортных кредитов государственными
агентствами (ОПИК, Эксимбанк США, ВЭБ
РФ). С российской стороны роль координирующих
структур можно передать ГК «Ростехнологии»
и «Роснано» с выделением в их распоряжение
необходимых дополнительных финансовых
ресурсов,что найдёт понимание со стороны
бизнеса США.
США являются крупнейшим потребителем
и покупателем нефти и нефтепродуктов,
а также во многом определяют
ситуацию на мировом нефтяном
рынке, развитие которой зависит
от их действий, как минимум,
в такой же степени, как и
от действий ОПЕК. В 2000–2007 гг.
наша страна быстро наращивала
вывоз энергоносителей в США
(в среднем на 44% за год). В результате
доля Соединенных Штатов в
российском энергетическом экспорте
превысила 5%. Для ее дальнейшего
увеличения требуетсясоответствующее
транспортное обеспечение, развитие
морскихпортов и флота. Зависимость
России от турецких проливов
уменьшится в случае сооружения
трансбалканских нефтепроводов,
а от датских – при условии
разработки маршрута через Мурманск.
Другое направление – восточное,
связанное с использованием нефтепровода
Восточная Сибирь–Тихий океан
(ВСТО) и далее морским путем.
Однако многое зависит от увеличения
объема добычи нефти в Восточной
Сибири, что требует больших капиталовложений.
К участию в них можно привлечь
американские компании, которые
обладают передовыми технологиями
нефте-добычи, увеличивающими отдачу
нефтяных пластов. Это весьма
актуально в условиях угрозы
сокращения ресурсной базы нефтедобычи
России. Перспективу имеет
сотрудничество в рамках СП
«Северное сияние» (50% акций –
у «Conoco»), созданного для разработки
Ардалинской группы месторождений.
Традиционно «Conoco»лучше адаптируется
к российским реалиям.
Российские
нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)
ориентированы на неглубокую переработку
нефти. Выход светлых нефтепродуктов
на российских НПЗ более чем в
два раза ниже, по сравнению с
американскими заводами. Россия может
потребовать от компаний, желающих
вложить средства в нефтедобычу,
инвестировать также в нефтепереработку
и нефтехимию. При этом Россия
не должна недооценивать усилий США
по снижению доли нефти в потребляемых
ими источниках энергии. Этот курс Б.Обама
собирается продолжать, причем он настроен
помочь ЕС диверсифицировать свои источники
энергии, хотя можно ожидать смягчения
сопровождающей антироссийской риторики,
характерной для последнего периода
республиканской администрации.
Перспективы
экспорта российского сжиженного природного
газа (СПГ) в США зависят от освоения
Россией технологий по сжижению газа.
Первый в России завод по переработке
СПГ введен в 2009 г. на Сахалине. Существует
проект строительства завода в Ленинградской
области. На стадии рассмотрения –
проекты сооружения плавучих установок
по сжижению газа исоздания систем
сжижения и регазификационного оборудования
на борту судна. В 2006–2008 гг. российский
флот был пополнен несколькими судами
для перевозки сжиженного природного
газа вместимостью от 70 тыс. до 145 тыс. куб.
м. В результате российская судоходная
компания «Совкомфлот» стала мировым
лидером по количеству газовозов
с ледовым классом. Это создает
основу для осуществления будущих
шельфовых проектов в акваториях
арктических и дальневосточных
морей. В решении этих вопросов мог
бы активно участвовать американский
капитал. Вместе с тем создание «газового
ОПЕК» при активной роли России может
подорвать сотрудничество с США
в данной области. Энергетический сектор
российской экономики является наиболее
привлекательной сферой инвестиций
для иностранных,в том числе
американских, компаний. Существует ряд
направлений сотрудничества в энергетической
сфере, требующих совместной разработки:
применение современных газовых и угольных
технологий в электроэнергетике;
комбинированные автомобильные двигатели;«экологически
чистое» топливо.