Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель исследования. Целью работы является определение роли Кубы в международных отношениях на современном этапе (последнее десятилетие); анализ полученных данных, разработка выводов и т.д.
Задачи исследования:
- рассмотреть и дать общую характеристику государства;
рассмотреть особенности кубинского внешнеполитического курса в 2000-е гг.;
- определить важнейшие направления внешней политики Кубы в XXI веке
Введение 3
1 Особенности внешней политики Кубы 5
1.1 Историческая справка: Республика Куба 5
1.2 Общая характеристика кубинской внешней политики 6
1.3 Направления внешнеполитического курса Кубы в XXI веке 7
2 Место и роль Кубы в современных международных отношениях 11
2.1 Отношения Кубы и США 11
2.2 Кубинско-российские отношения 12
2.3 Роль Кубы в латиноамериканском регионе 13
2.4 Отношения Кубы и Китая 16
2.5 Интересы Кубы и Европа 17
Заключение 19
Список использованных источников 22
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Гуманитарно-экономический факультет
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
внешняя политика кубы в начале ХХI века (2001-2013 гг.)
Курсовая работа
по истории международных отношений
Щелкун Сабины Ромуальдовны
студентки 5 курса
специальности
«Международные отношения»
заочной формы обучения
гр. 2
Научный руководитель:
Криворот Татьяна Михайловна
МИНСК, 2013
Оглавление
Курсовая работа относится к предметной области: история международных отношений. В исследовании рассматривается история внешней политики Кубы в XXI веке.
Предмет исследования. Предметом исследования данной курсовой работы является внешняя политика и роль Кубы на международной арене в ХХI веке.
Объект исследования. Объектом исследования данной курсовой работы является история Кубы с 2000 по 2013 гг.
Цель исследования. Целью работы является определение роли Кубы в международных отношениях на современном этапе (последнее десятилетие); анализ полученных данных, разработка выводов и т.д.
Задачи исследования:
- рассмотреть и дать общую характеристику государства;
рассмотреть особенности кубинского внешнеполитического курса в 2000-е гг.;
- определить важнейшие направления внешней политики Кубы в XXI веке;
- рассмотреть отношения Кубы со стратегическими партнерами (например, Китай, Россия, страны Латинской Америки);
-сделать выводы, охарактеризовать в целом место Кубы в международных отношениях в 2000-е гг.
Историография. Для написания работы использовалось множество интернет-источников, новостных информационных ресурсов, газет, журналов и т.д. Также были использованы учебники для высших учебных заведений, касающиеся истории стран латиноамериканского региона и, в частности, Кубы. В процессе работы выяснилось, что, в связи с новизной и актуальностью выбранной темы, практически не существует учебников и пособий, в которых были бы достаточно хорошо разработаны вопросы кубинской внешней политики XXI века. Таким образом, в процессе написания данной курсовой работы возникало много трудностей в подборе материалов.
Много полезной информации для написания курсовой работы было найдено в сети Интернет, например на сайтах www.viaevrasia.com, новостные порталы и др. Можно отметить, что в большинстве своем интернет-источники полностью дублируют информацию, приведенную в учебных пособиях, изданиях и книгах.
Актуальность работы. Куба – одна из небольших стран латиноамериканского региона, которая является достаточно заметным игроком на международной арене. Она проводит самостоятельную внешнюю политику и отличается своеобразностью проводимого курса. Республика Куба сегодня – единственная социалистическая страна в Западном полушарии. Необходимо углубленно изучать историю данной страны для того, чтобы понимать и осознавать все проблемы в ее развитии, правильно проводить исторические параллели и иметь возможность прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка использованных в процессе написания работы источников. Объем курсовой работы – двадцать четыре страницы.
Куба – островное государство в карибском бассейне, открыта Колумбом в 1492 году. Около 400 лет была колонией Испании. Освободительное движение, начавшееся в первой половине XIX в., вылилось в 10-летнюю войну 1868-78 гг. против колонизаторов, которая не достигла своей цели. В 1895 году под руководством X. Марти и А. Масео кубинский народ вновь поднялся па вооруженную борьбу за свободу. В 1898 году, когда победа повстанцев была близка, США объявили войну Испании и оккупировали остров. В 1902 г. Куба была формально провозглашена независимой республикой, однако на деле превратилась в полуколонию американского империализма.
Время новой, социалистической Кубы наступило после того, как в ночь на 1 января 1959 года на Кубе победила революция, возглавляемая Ф.Кастро.
[15]
С начала 1960-х годов по начало 1990-х Куба была союзником СССР, оказывавшего значительную финансовую, экономическую и политическую поддержку, деятельно поддерживала марксистских повстанцев и марксистские режимы Латинской Америки (Пуэрто-Рико, Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Панамы, Боливии, Перу, Бразилии, Аргентины, Чили), Африки (Эфиопия, Ангола) и Азии, а также проводила политику оказания помощи гуманитарного профиля различным странам мира.
С распадом СССР Куба понесла огромные экономические убытки (до половины объема ВВП), и аналитики предсказывали скорое падение правительства Кастро, однако к 1994 году ситуация в основном стабилизировалась, и экономическое состояние страны международными организациями в настоящий момент оценивается как вполне удовлетворительное. [15]
На сегодняшний день Республика Куба – единственное социалистическое государство в Западном полушарии. Социалистический строй был установлен еще в 1960-х годах. В настоящее время Куба поддерживает дипломатические и экономические отношения с такими супердержавами, как Россия, США, Китай, Канада, ряд ведущих стран Европы.
Куба нацелена на обеспечение достойного места страны в мировых и региональных процессах. Оперативно реагируя на перемены в мире, кубинцы проявляют определенные гибкость и прагматизм в отстаивании национальных интересов. [13]
Гавана выступает за формирование более справедливого, демократического мироустройства, основанного на многополярности, выражает серьезную озабоченность в связи с многочисленными отрицательными последствиями нарастающей глобализации, требует придать этому процессу социальную направленность. Большое значение кубинская внешняя политика придает проблемам устойчивого развития. Куба считает, что без кардинального изменения нынешней международной финансово-экономической архитектуры (прежде всего, Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка) прогресс в странах «третьего мира» невозможен. [13]
Отдельного внимания заслуживают отношения Кубы и соединенных Штатов (будет более подробно рассмотрено во второй главе данной курсовой работы). Кубинские подходы к ключевым международным проблемам во многом определяются ее отношениями с Соединенными Штатами, по-прежнему проводящими политику международной изоляции и блокады Кубы. В новой доктрине военной безопасности США, предусматривающей нанесение превентивных ударов, Гавана усматривает угрозу для собственной безопасности, особенно в свете заявления американцев об имеющемся на острове потенциале для производства биологического оружия и включения ими острова в т. н. ось зла. Стремясь дезавуировать подобные обвинения, кубинцы продолжают курс на подключение к международным инструментам в сфере безопасности. В 2002 г. они присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ратифицировали Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке. Также, особое беспокойство Кубы вызывает т.н. взятая Вашингтоном линия на установление своего диктата в планетарном масштабе, представляющая, как считают кубинцы, «беспрецедентную угрозу для международной безопасности и для осуществления права народов на самоопределение».
Сильное влияние «американского фактора» проявляется и в позиции Кубы по проблеме международного терроризма. Осуждая это явление во всех его проявлениях, кубинцы подчеркивают, что на протяжении более чем 40 лет их страна является объектом политики «государственного терроризма» со стороны США. [13]
Куба является членом ООН (Организация объединенных наций) и ряда ее учреждений (например, ЮНКТАД, ЮНЕСКО, ФАО, ЮНИДО), и многих других международных организаций, таких как CCC (Совет таможенного сотрудничества), G-77 (Группа семидесяти семи), ГАТТ (Генеральное соглашение оп тарифам и торговле), МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии), МОТ (Международная организация труда), ИНТЕРПОЛ (Международная организация уголовной полиции), МОК (Международный олимпийский комитет), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и многих других. [7]
Также хотелось бы отметить, что Куба является единственной страной в Латинской Америке, которая имеет договор о сотрудничестве с ЕС.
В начале XXI века у Кубы четко обозначились три главных направления мировой политики: Латинская Америка, Китай и Россия. В течение долгого времени (1959 г.) американские правящие администрации пытались изолировать социалистическую Кубу от всего остального мира. Однако, несмотря на все усилия, у США ничего не получилось. На сегодняшний день режим Ф.Кастро сохраняет свою жизнеспособность. Администрация Б.Обамы – одиннадцатая по счету, которую переживает кубинский режим. [17]
Многие источники предоставляют различную информацию, согласно уточненным данным 2011 года, на сегодняшний день Гавана поддерживает дипломатические отношения со 186 странами. Ее связи успешно развиваются, и, как сказано выше, четко вырисовываются основные направления внешнеполитического курса и международного сотрудничества. Если рассматривать эти отношения по признаку объема товарооборота, то пятерка главных экономических партнеров будет следующей:
1) страны Латинской Америки;
2) КНР;
3) Канада;
4) ЕС;
5) Россия.
Если же рассматривать в совокупности все факторы, связывающие Кубу с вышеперечисленными государствами (т.е. не только экономическое, но и современный уровень и потенциал геополитического, военно-технического, технологического, идеологического, гуманитарного сотрудничества), то основными партнерами и соратниками Республики станут латиноамериканские страны, Китай и Россия. В отношении указанных государств с полной уверенностью можно говорить о стратегических направлениях мировой политики Кубы в начале XXI века. [17]
Особое место для Кубы по значимости ее социально-экономических и политических международных связей с середины первого десятилетия нынешнего столетия, бесспорно, имеет Латинская Америка.
Все большее значение в последние годы Куба придает своим отношениям с Китаем. Учитывая определенное сходство избранных путей развития и идеологическую близость Гаваны и Пекина, можно говорить даже об определенной стратегической проекции сотрудничества двух стран. С середины 1990-х гг. связи Кубы с КНР отличались стабильностью и относительно высокой динамикой роста их экономической составляющей.
Если не вдаваться в суть подписанных соглашений, то может сложиться впечатление, что в возрождении двусторонних отношений заинтересована в первую очередь Куба. Но это далеко не так. Развитие этих отношений очень выгодно и перспективно для России. Мы оставляем в стороне вопрос о колоссальном военно-стратегическом и геополитическом потенциале двустороннего сотрудничества. Возьмем лишь экономическую составляющую. Куба это растущий рынок для российской машинно-технической продукции. В настоящее время открываются возможности сотрудничества с островом и в нефтегазовой области. При этом широкие возможности намечаются в реализации совместных российско-кубино-венесуэльских проектов. [10]
В 1961 г. американцы ввели режим эмбарго для Кубы. Он действует до сих пор. Любые связи с Кубой в США находятся под запретом. Экономическая блокада Кубы регулярно осуждается Генеральной Ассамблеей ООН, без какой бы то ни было реакции со стороны Белого дома.
Американо-кубинские отношения – очень сложная и актуальная тема. Посол Кубы в России, Эмилио Лосада Гарсиа, характеризует ситуацию следующим образом: «Перелома в отношениях США и Кубы, несмотря на проводимый странами диалог по ряду вопросов, пока не наблюдается, предпринимаемые шаги недостаточны. Отношения между США и Кубой – в не очень хорошем состоянии. То, что есть диалог в области иммиграции, по почтовой связи, это какие-то шаги, но недостаточные. Самое главное, что существует, и не только существует, но укрепляется – блокада американцев против нашей страны. Я бы не сказал, что это значит, что есть какие-то знаки улучшения отношений между нашими странами» - заявил посол. [12]
Президент США Б.Обама сегодня говорит о том, что США могут пересмотреть санкции против Кубы, введенные более 50 лет назад. Он отмечает, что политика США в отношении Кубы устарела. «Когда Кастро пришел к власти, я только родился. Поэтому утверждение, что политика, которую мы применяли в 1961 году, будет каким-то образом так же эффективна сегодня, в эру интернета, Google и путешествий по всему миры, не имеют смысла», - сказал президент США. [16]
Информация о работе Внешняя политика кубы в начале ХХI века (2001-2013 гг.)