Вступление Республики Беларусь в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:05, реферат

Краткое описание

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Содержание

1. Всемирная торговая организация ВТО.
2. Как стать членом Всемирной торговой организации?
3. Плюсы и минусы от вступления в ВТО для Беларуси.
4. Позиция Европейского Союза и США.
5. Требования, предъявляемые к РБ по вступлению в ВТО.
6. Выводы.

Вложенные файлы: 1 файл

«Вступление Республики Беларусь в вто».doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Белорусский Государственный университет

Факультет международных отношений

Кафедра международных экономических отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Вступление Республики Беларусь в ВТО»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

отделения «ТД»

Андрусевич Е.Г.

Проверила ст. преподаватель

Соболенко И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2005

 

 

 

Содержание.

 

 

 

  1. Всемирная торговая организация ВТО.
  2. Как стать членом Всемирной торговой организации?
  3. Плюсы и минусы от вступления в ВТО для Беларуси.
  4. Позиция Европейского Союза и США.
  5. Требования, предъявляемые к РБ по вступлению  в ВТО.
  6. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Членами  организации (по состоянию на 1 января 2004 года) являются 146 стран. Бюджет организации составляют 134 млн. швейцарских франков (примерно 90млн.$).

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями).

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Беларусь Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. [5]

Как же стать членом Всемирной торговой организации?

Существует специальная процедура. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

  • Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
  • Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
  • Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
  • Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Процесс взаимоотношений Республики Беларусь с многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО начался с конца 1992 г., когда 48-я сессия Договаривающихся Сторон ГАТТ приняла решение предоставить Беларуси статус государства-наблюдателя. Нужно отметить, что наша республика была первой из стран региона СССР, кому был предоставлен такой статус.

27 октября 1993 г. сессия Совета Представителей  ГАТТ приняла решение о создании  Рабочей группы по присоединению  Беларуси к ГАТТ. Эту дату можно считать началом процесса присоединения республики к многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО. [2]

Сегодня можно смело утверждать, что удалось добиться определенных результатов на переговорах с ВТО. Главный итог в том, что белорусская делегация уже перешла от информационного этапа, на котором страны-члены ВТО изучают внешнеторговый режим республики, к обсуждению конкретных параметров обязательств Беларуси в таком качестве.

Почему необходимо активизировать действия по вступлению в ВТО?

Во-первых, совсем недавно в рамках организации открылся раунд многосторонних переговоров, где предполагается впервые установить международные правила в важных для Беларуси областях, таких, как инвестиции, экология, политика, в области конкуренции. Если наша страна и дальше будет оставаться вне ВТО, то эти положения станут вырабатываться без нее, что неизбежно отразиться на отечественном экспорте.

Во-вторых, возможна ситуация, когда наши основные торговые партнеры, прежде всего Россия, получат статус члена ВТО, а Беларусь будет оставаться вне этой организации, что также может иметь негативные последствия для внешней торговли. Наше отсутствие в этой организации лишает Беларусь возможности правовым образом отрегулировать нежелательные для республики последствия приема в Европейский союз наших соседей.

В-третьих, пакет соглашений ВТО, к которому мы присоединяемся, представляет своего рода коллективный договор между 146 странами. Таким образом, она заменяет тысячи отдельных двусторонних соглашений в торгово-экономической области. [1]

В Генеральном соглашении по тарифам и торговле сконцентрированы фундаментальные принципы функционирования многосторонней торговой системы. В пользу участия Беларуси в многосторонней торговой системе говорят следующие аргументы:

– создается более предсказуемая и безопасная торговая среда для белорусских экспортеров вследствие использования торговыми партнерами более совершенных норм и правил, регулирующих внешнеэкономические отношения;

– широкомасштабное распространение режима наибольшего благоприятствования (РНБ) обеспечивает отечественным экспортерам недискриминационные условия торговли;

– улучшается доступ к рынкам сбыта;

– открывается возможность участвовать в многосторонних соглашениях, которые касаются связанных с торговлей аспектов прав интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, а также в Генеральном соглашении по торговле услугами;

– появляется реальная возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством прямого участия в мероприятиях ВТО;

– открывается доступ к механизму разрешения споров с целью защиты экономических интересов страны в случае, если они будут ущемлены торговыми партнерами.

Перечисленные преимущества обеспечиваются, прежде всего, многосторонними механизмами, заложенными в основу функционирования системы ГАТТ/ВТО. [2]

Как вступление Беларуси в ВТО повлияет на благосостояние наших сограждан?

Конечно же, положительно. Наиболее очевидной выгодой для потребителя станет снижение стоимости жизни за счет снятия протекционных торговых барьеров. Сейчас они в мире ниже, чем были когда-либо за всю историю современной торговли. В результате дешевеет не только импорт, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.  

Более широкий выбор товаров и услуг — также несомненное преимущество. Ну а конкуренция со стороны импорта стимулирует максимально эффективное отечественное производство. И, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной электросвязью. 

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюджет. И, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом. [3]

В контексте присоединения к ВТО нельзя не сказать об исключительно важной проблеме – развитии информационных технологий. Именно соглашения  этой организации в данной сфере признаны наиболее совершенными по сравнению с другими международными правилами. Затягивание со вступлением в нее будет препятствовать выходу белорусских компаний на зарубежные рынки программных обеспечений, биотехнологии, новых материалов, медицинских и других «интеллектуальных» услуг, которые являются приоритетными для всех стран-лидеров мировой торговли высокими технологиями. Без прорыва в соответствующих областях мы обречены на постоянную «утечку мозгов».[1]

Что касается потерь от вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию, то мы будем ограничены в средствах для поддержки неэффективных производств. Произойдет своего рода естественный отбор, переломный период, который необходимо пережить. На самом деле, мы не открываем свой рынок, а упорядочиваем его, объясняем самим себе, где надо работать, а где не стоит растрачивать силы и финансы. Кстати, именно так в этом вопросе ведет себя и Россия. [4]

Не только нам, но и всем странам-кандидатам - а их около 20 - по объективным причинам непросто даются переговоры с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки. Все могло бы идти быстрее, однако в последнее время крупные торговые державы стремятся ужесточить процесс вступления в ВТО, предъявляя дополнительные переговорные требования, не предусмотренные соглашениями Всемирной торговой организации и не имеющиеся у самих стран-членов. [5]

Пристальное внимание Европейского союза к процессу присоединения Республики Беларусь к ВТО объясняется тем, что:

во-первых, ЕС является крупнейшим в мире торговым блоком, обладающим де-факто возможностью блокировать в рамках ВТО любые решения;

во-вторых, процесс переговоров по доступу к рынкам товаров и услуг носит главным образом двусторонний характер и касается основного заинтересованного поставщика. Поскольку ЕС, после Российской Федерации, является крупнейшим торговым партнером Беларуси, то он будет играть определяющую роль в выработке условий полноправного участия республики в многосторонней торговой системе.

Причем важно отметить, что позиция ЕС здесь полностью совпадает с позицией Соединенных Штатов Америки в их стремлении добиться системных изменений в экономической и внешнеторговой политике присоединяющихся стран.

Анализ позиции ЕС в ходе первых заседаний Рабочей группы по присоединению Республики Беларусь к ВТО говорит о том, что Европейский союз поддерживает намерение нашей страны стать полноправным участником многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений и активно участвует в переговорном процессе по присоединению Беларуси. При этом ЕС стремится решить следующие задачи:

Информация о работе Вступление Республики Беларусь в ВТО