Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:08, реферат

Краткое описание

1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство.
2. Перспективы России от участия в Болонском процессе.
3. Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России.

Вложенные файлы: 1 файл

болонский процесс.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова

Кафедра психологии

Факультет педагогики и психологии

 

 

 

 

Реферат на тему:

Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования


 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила: Трунова Александра

                                                                студентка 1 курса, 931 гр., направление психология образования;

                                                                                                 Проверила: Карпова Н.В.

                                                к.пс.н., доцент.

 

 

 

 

 

Ишим, 2014

1. Цели Болонского процесса и причины вступления России в европейское образовательное пространство

Об основной цели вступления России в Болонский процесс говорят мало, подменяя ее задачами. В.Д. Шадриков формулирует цель участия нашей страны в этом процессе так: Россия должна обеспечить конкурентоспособность своей системы высшего профессионального образования как на европейском, так и мировом рынках труда. Такая формулировка, на наш взгляд, наиболее удачно отражает основную причину присоединения России к Болонскому процессу. Также нам представляется логичным связать причины вступления России в этот процесс с теми целями, на которые он направлен. Согласно Болонской Декларации, первостепенными целями для создания европейской зоны высшего образования являются:

§ Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому.

§ Принятие системы, основанной на двух основных циклах – достепенного и послестепенного. Допуск ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения длительностью не менее трех лет.

§ Внедрение системы зачетных баллов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

§ Содействие мобильности студентов и преподавателей путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения.

§ Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Остановимся на этих целях подробнее и рассмотрим их выгоды для образовательной системы нашей страны.

Выгода России от принятия системы легко понимаемых и сопоставимых степеней очевидна. Если диплом российских вузов станет европейским, если российские степени бакалавра и магистра будут безоговорочно признаваться в Европе, студентам из СНГ будет целесообразно обучаться в России, а уже потом трудоустраиваться в тех странах, где есть потребность в квалифицированных работниках.

Приложение к диплому сделает его образовательные степени узнаваемыми и признаваемыми по всей Европе, что существенно увеличит шансы выпускников на трудоустройство по специальности. С дипломом бакалавра или магистра и Приложением европейского образца студент сможет участвовать в конкурсах на замещение вакансий за рубежом, возрастут его перспективы найти работу по профессии. Со временем Приложение полностью отменит необходимость дополнительного сопоставления дипломов. Выпускники российских вузов станут полноценными конкурентами для иностранных бакалавров и магистров не только в совместных предприятиях на территории России и в представительствах иностранных компаний в Российской Федерации, но и за рубежом.

Следующая цель Болонской Декларации — введение уровневой системы высшего образования. Это один из наиболее спорных аспектов введения Болонский процесс в России. Несмотря на то, что с момента подписания Россией БД пошло уже 6 лет, споры по поводу ведения системы бакалавр-магистр не утихают.

Сторонники трехуровнего высшего образования указывают на очевидные выгоды такой системы, как для учащихся, так и для работодателей и государства в целом.

Высшее образование в России станет более гибким, система трех уровней более демократична. Так как степень бакалавра – это самодостаточный диплом, для определённого сегмента российских студентов получения высшего образования сократится до 3-4 лет. Это будет означать некоторое сокращение расходов государства на финансирование бюджетных мест.

Здесь следует сделать важное замечание. Введение трёхлетнего или четырёхлетнего бакалавриата как первого уровня высшего образования не является попыткой сэкономить на высшем образовании, о чём нередко говорят критики. Если случится так, что чисто гипотетически сто процентов бакалавров окажутся готовыми учиться дальше российская система высшего образования должна быть готова финансировать их обучение.

Серьезным аргументом в пользу перехода на многоступенчатую систему подготовки кадров является также давно назревшая необходимость диверсификации методик обучения на разных стадиях профессиональной подготовки. Общие, базовые знания, в рамках программ подготовки бакалавров, и специализированные знания и навыки их применения по магистерским программам — это совершенно различные знания, и методики их передачи должны различаться. Диверсификация методик обучения по ступеням в конечном счете приведет к более высокой педагогической эффективности.

Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов — еще одно несомненное

Несомненной выгодой академической мобильности станет пропаганда российской культуры — большее число европейцев получат возможность изучить русский язык, познакомиться с российской культурой, с педагогическими традициями нашего высшего образования, которые будут органично распространяться среди иностранных студентов и преподавателей, прибывающих в Россию по программам академической мобильности.

Запуск механизма академической мобильности сегодня, рассчитанной вначале даже на небольшое число студентов и преподавателей, может позволить распространить ее постепенно на более широкий круг участников. Главное, чтобы студенту и преподавателю была предоставлена возможность участия в академической мобильности, а результаты ее оценивались и признавались, исходя из долговременных государственных целей.

 

 

2. Перспективы России от участия в Болонском процессе

Важно отметить, что среди причин присоединения России к Болонскому процессу немаловажную роль сыграли те преимущества, которые получит российская система высшего образования. Возможные позитивные последствия от вступления России в Болонский процесс целесообразно рассматривать на нескольких уровнях: национальном, вузовском и индивидуальном.

Прежде всего, хотелось бы сказать, о политических аспектах присоединения России к европейскому пространству высшего образования. Укрепление авторитета страны через качественное высшее образование представляет собой важный политический ресурс.

К сожалению, в Европе Россия до сих пор воспринимается в свете советского союза. Многие европейцы по-прежнему относятся к России настороженно, не воспринимая ее как стабильного и надежного партнера. Полноценное вхождение России в Болонский процесс может способствовать изменению в лучшую сторону ее восприятия европейцами. Участие России в Болонском процессе будет способствовать искоренению в умах европейцев складывавшегося долгими десятилетиями "образа врага". Россия всё в большей степени станет ощущать себя полноценной и полноправной европейской страной. У российских граждан начнёт формироваться психология гражданина Европы, которому свойственна веротерпимость, широта идеологических воззрений, понимание естественного многообразия национальных культур и традиций и их уважение.

Экономические выгоды России от вступления в Болонский процесс менее заметны, однако необходимо перечислить основные из них.

Обучаясь в европейских вузах по экономическим специальностям, российские студенты приобретут самые современные экономические знания, равно как и научные представления об особенностях современного бизнеса. Особенно важно, что в контексте вступления России в ВТО в стране появится заметное количество европейски образованных экономистов.

Россия перестанет восприниматься негативно, в перспективе она станет полноправным членом европейского сообщества, сможет влиять на происходящие в Европе процессы. Российские вузы станут более конкурентоспособными и привлекательными для иностранных учащихся, они смогут привлекать лучших преподавателей и студентов. Выгоды учащихся связаны с демократизацией образования. Студенты смогу сами определять, где и чему они хотят учиться — смогут выбирать дисциплины и проводить отдельные семестры в других вузах. Зачетные единицы позволят продолжать обучение в течение всей жизни, а двойные и совместные дипломы — работать за рубежом.

 

  

3. Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России

19 сентября 2003 г. в Берлине  на совещании министров образования  стран-участниц Болонского процесса  Россия официально присоединилась  к формированию единого европейского  пространства высшего образования  и подтвердила свое намерение  следовать основным принципам  Болонской Декларации. После того, как министр образования В. М. Филиппов подписал от имени  России Болонскую Декларацию, началась  официальная история Болонского  процесса в России. Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.

Еще до официального присоединения России к Болонской Декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая система высшего образования.

Например, в МГИМО уже примерно за десять лет до начала Болонских преобразований (1994 год) были введены уровни образования "бакалавр" "магистр". Важным было и то, что все студенты МГИМО основательно изучают английский язык в качестве первого или второго иностранного, а многие преподаватели университета свободно владеют этим языком.

В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:

§ анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;

§ выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;

§ координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений Болонской системы в России.

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).

В Национальном отчете Российской Федерации о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования стран-участниц Болонского процесса 2005 года были названы следующие изменения в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу:

§ преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки;

§ придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" и "План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие задачи.

1. Развитие системы высшего  профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях —  бакалавриат и магистратура.

2. Изучение и введение  системы зачётных единиц (ECTS).

3. Введение приложения  к диплому о ВПО, совместимого  с общеевропейским приложением  к диплому о высшем образовании.

4. Создание и обеспечение  деятельности сопоставимой системы  признания иностранных документов  об образовании в РФ и российских  документов в государствах-участниках  Болонской Декларации.

5. Решение проблемы качества  образования и разработки сопоставимых  методологий и критериев оценки  качества образования.

6. Содействие развитию  академической мобильности студентов  и преподавателей вузов.

После конференции в Бергене была проделана следующая работа:

§ приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и вузов-координаторов по Болонскому процессу;

§ продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса;

§ совершенствуется система обеспечения качества, в системе высшего образования введены новые показатели государственной аккредитации.

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.

В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации проведен ряд международных и российских научных конференций:

Информация о работе Вхождение России в Болонский процесс: перспективы развития профессионального образования