Глобализация в сфере культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:39, история болезни

Краткое описание

Источником и движущей силой нововведений в обществе выступает научно-техническая революция.
В результате развертывания 1 технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации.
На смену приходит индустриальная цивилизация – связана с промышленным переворотом.

Вложенные файлы: 1 файл

Конспект.docx

— 15.75 Кб (Скачать файл)

Глобализация  в сфере культуры

Олвин Тоффлер

Источником и движущей силой нововведений в обществе выступает  научно-техническая революция.

В результате развертывания 1 технологической революции –  аграрной – возникла гигантская волна  сельскохозяйственной цивилизации.

На смену приходит индустриальная цивилизация – связана с промышленным переворотом.

Основные  принципы индустриальной цивилизации («пороки» по Тоффлеру):

1.  стандартизация (все  является сугубо утилитарным);

2. специализация (узкоспециализированность);

3. синхронизация (время  приобретает особое значение  – становится актуала минутная и секундная стрелка);

4. концентрация (все ресурсы  сконцентрированы в 1 месте);

5. максимизация (максимальное  производство за ед. времени).

По Тоффлеру, индустриальная цивилизация изжила себя.

Причины:

1) биосфера больше не  в состоянии выдерживать беспрерывные  и неконтролируемые индустриальные  атаки;

2) мы не можем больше  бесконечно полагаться на невосстановимую  энергию, явл-ся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития.

В пределах индустриальной цивилизации во второй половине 20 в. Возникла и начала ее захлестывать 3 волна технологич. и соц. трансформаций. Она вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерных технологий, биотехнологий, генной инженерии, составляющих базисные отрасли постиндустриального общества. В результате формируется постиндустриальное производство.

Происходят изменения  в социальной сфере. На смену пролетариату приходит «когнитариат», т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, что позволяет ему эффективно работать.

Герберт Маркузе

Говоря о глобализации, использует понятие одномерность. Анализирует  одномерное общество, мышление, человека. 1 из характеристик одномерного мышления – слияние рациональности и угнетения.

Современное общество по Маркузе  тоталитарно в том смысле, что  оно осуществляет нетеррористическое экономическое координированное своих элементов. Экономич. внутренняя составляющая способствует мотивации человека.

В его основании располагается  «технологический проект»: стремление людей поработить природу, приспособить ее для своих потребностей.

Основу современного общества составляет – идеология изобилия. Современный набор потребностей перестает быть пирамидой (Маслоу). У человека постиндустриального общества эти потребности уже удовлетворены (в жилище). Начинают формироваться ложные, дополнительные потребности. На этой основе формируется общество массового потребления.

Маршалл Маклюэн

Базовая вещь глобализации в сфере культуры – развитие средств  массовой коммуникации.

Культура становится стандартизированной, синхронизированной, специализированной и т.д.

Этапы развития по Маклюэну:

1) эпоха «племенного человека»  ( нач. стадия аграрной цивилизации). Культура предполагает, что человек – часть окружающего пространства.

2) эпоха письменности. Появление  письменности смещает акцент  от вербального общения к зрительному.  Человек начинает персонифицироваться.

3) «галактика Гуттенберга». Информация распространяется, тиражируется  в огромных масштабах.

4) «галактика Маркони». Формируется  в сфере электронных коммуникаций. На этой основе формируется  глобальная деревня, где коммуникации  носят горизонтальный, а не вертикальный  характер.

5) «галактика Маклюэна». Электронные средства коммуникации сжимают мир в 1 точку и позволяют каждому одновременно и мгновенно видеть события, удаленные друг от друга.

Глобальная культура и национальное государство.

В современном мире производство, распределение и потребление  культурных продуктов все более  выходит за пределы национальных границ.

Дети, покупающие майки со шреком, не интересуются тем, где эти образы появились.

У глобальной культуры, которая  распространяется на весь мир, должны быть определенные качества, подходящие всем национальным культурам.

Происходит процесс коммерциализации культуры и формирование глобального  культурного рынка.

Субъектами глобальной культуры производства являются мегакомпании – медиакорпорации и корпорации в сфере индустрии.

На сегодня все ТНК, действующие в сфере культурной индустрии, являются детищами либо американского, либо европейского, либо японского  капитала («триада»).

Рыночная экономика создает  индустрию развлечений, которая  будет показывать людям то, что  они хотят видеть, вне зависимости  от того полезно это или нет (например для детей).

Государства проводят культурную политику – это пережиток прошлой  эпохи. Они поддерживают некоммерческую культуру (не массовость производства, а высокохудожественность, интеллектуальность).

Элитарная культура так же подвергается коммерциализации (Ванесса  Мэй).

На сегодня факт – американское культурное господство.

Великобритания близка к  США, т.к. принадлежит к единому  языковому ареалу.

Франция болезненно воспринимает потерю статуса мирового культурного  лидера. Стремится к укреплению и  распространению франкофонии.

ЕС. После подписания Маастрихтского договора позиции европейских стран  в культурном соревновании в заокеанским  партнером усилились.

Индийский Болливуд производит столько же фильмов сколько Голливуд (даже можно говорить о биполярности в сфере культуры).

Полноправным членом клуба  стал и Китай, но пока не в глобальном масштабе.

Хантингтон – Стокновение цивилизаций

Вместо идеологического  противостояния XX века, в XXI веке главную роль будут играть межкультурные конфликты.

«Человеческая история» - это  история цивилизаций (7-8).

По Хантингтону,  потоки мигрантов в странах Запада создают анклавы той или иной культуры.

Противоречия глобализации в культурной сфере: глобализация и  локализация.

 

 

 

 


Информация о работе Глобализация в сфере культуры